Глава i. уголовно-исполнительная политика и ее принципы

§ 1. Понятие уголовно-исполнительной политики

Политика - это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.

Право - средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.

Политика влияет на создание и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Политика определяет принципы, стратегию, основные направления и способы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество. Политика России направлена на построение правового государства и на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная политика государства имеет сложную иерархию и действует в различных направлениях.

Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет специфические предметы, а значит, и соответствующие формы и методы воздействия. Именно в этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлении единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иных сферах жизни общества и государства.

Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Правоохранительная политика государства определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она направлена на защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств. В ст. 2 Конституции РФ <1> говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управление по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью выделяют уголовную политику и политику в сфере предупреждения преступности.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная политики. Основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно-правового действия. Вместе с тем все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и взаимосвязаны.

Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно-правового воздействия на преступность. Политика государства в области исполнения наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой. Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, основные формы и методы исполнения наказания.

Уголовно-исполнительная политика также оказывает влияние на уголовную политику и на политику государства по профилактике и предупреждению преступлений.

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом об обращении с осужденными соответствующих положениях международных актов, достижениях науки и практики.

В России произошла смена общественно-экономической формации и политической системы общества, что повлекло изменение стратегии основных направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной системы. В соответствие с показателями правового государства должна быть приведена вся система исполнения и отбывания наказания. Стратегия уголовно-исполнительной политики в реализации этой цели заключается в гуманизации исполнения и отбывания наказания; демократизации деятельности исправительных учреждений; определении новых видов уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы; существенных преобразованиях в производственной деятельности исправительных учреждений; изменении установок на роль труда осужденных; привлечении общества в исправлении осужденных.

Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от ряда социальных факторов. К факторам, влияющим на уголовно-исполнительную политику, можно отнести: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и об обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; развитие фундаментальных общественных наук; опыт практической деятельности.

Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-политическое благополучие общества возможно в условиях демократического правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствие крупномасштабных социальных конфликтов.

Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику. Экономически благополучное государство способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной. Основные формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от политических факторов и конъюнктуры. В условиях экономического кризиса образуется разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики, реализованными в уголовно-исполнительном законодательстве, и реальным их воплощением.

Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также влияют на уголовно-исполнительную политику. Разные социальные группы имеют значительные отклонения от провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны. Они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества, углубление социальных противоречий отрицательно влияют на формирование уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.

Состояние преступности также оказывает значительное влияние на уголовно-исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-исполнительная политика, как правило, более гуманна. Высокий уровень преступности, жестокий характер преступных проявлений негативно влияют на нравственные и правовые представления в обществе, оправдывают более жестокие политические и правовые решения.

Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную политику. В ст. 15 Конституции РФ отмечено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

В 1989 г. СССР подписал Венские соглашения, на основе которых были приняты обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере борьбы с преступностью. Государства-участники приняли на себя обязательства "обеспечить, чтобы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности" <1>.

--------------------------------

<1> Итоговый документ Венской встречи 1986 г. представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания от 15 января 1989 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1989. С. 34.

Россия, являясь правопреемницей СССР, взяла на себя обязанность соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно выделить европейские принципы и стандарты, которые содержат более высокие требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать: Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод <1>; Конвенцию по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания <2>; Европейские пенитенциарные правила <3> и ряд других документов. Россия как член Совета Европы должна привести свое уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с Европейскими принципами и стандартами.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

<2> Ведомости СССР. 1987. N 45. Ст. 747.

<3> Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 290 - 311.

Принципы и стандарты о защите прав человека и об обращении с осужденными носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социальной и политической конъюнктуры, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов. Принципы и стандарты являются четкими ориентирами для развития политики законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.

Важным фактором, оказывающим влияние на формирование и развитие уголовно-исполнительного права, являются достижения ее науки.

В предварительных замечаниях к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными говорится о необходимости использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении правил обращения с заключенными.

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуются уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией. Такие исследования в России начались в дореволюционный период и были продолжены в советское время.

Современной задачей российской науки является определение места пенитенциарной системы России в правовом государстве, а также целей, принципов, форм и методов исполнения уголовных наказаний. Важным критерием правильности достижений науки выступает практическая деятельность исправительных учреждений и других уголовно-исполнительных органов. Если она покажет низкую эффективность действующих норм права, то, естественно, возникает необходимость внести соответствующие коррективы в политику.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в УИК РФ <1>, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198.

Итак, можно сделать вывод, что уголовно-исполнительная политика не является какой-то особой политикой, оторванной от общей политической линии Российского государства. Являясь частью единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики, уголовно-исполнительная политика дает направление деятельности государственных и общественных органов в области исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержание этой деятельности.

§ 2. Принципы уголовно-исполнительной политики

и их отражение в уголовно-исполнительном законодательстве

Принципы уголовно-исполнительной политики - это вытекающие из требования политики государства общие руководящие начала, пронизывающие все содержание деятельности соответствующих органов при исполнении уголовных наказаний.

Принципы уголовно-исполнительной политики, будучи выраженными в правовых нормах, становятся принципами уголовно-исполнительного права.

Существуют три группы принципов:

1) общеправовые;

2) межотраслевые;

3) отраслевые.

Общеправовыми они называются потому, что присущи всем отраслям права; межотраслевыми - потому, что присущи смежным отраслям права: уголовный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный; отраслевыми - потому, что присущи только одной отрасли права: уголовно-исполнительный.

Общеправовые принципы

Принцип законности.

1. Он пронизывает всю деятельность исправительных учреждений, так как эти учреждения по своему значению призваны исправлять в духе уважения к закону лиц, осужденных за его нарушение. Нормальная организация исправительного процесса в каждой колонии - важнейшее средство достижения этой цели.

2. Основой его является неуклонное соблюдение и точное исполнение законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание.

Факты беззакония и произвола, нетерпимые в любых условиях нашей действительности, в местах лишения свободы имеют повышенную общественную опасность. Дискредитируя исправительные учреждения, оказывая отрицательное влияние на исправление и перевоспитание осужденных, эти факты, в конечном счете, могут способствовать росту рецидивной преступности. Нарушая закон, нельзя воспитывать людей в духе уважения к закону. Даже сходные с внешней стороны нарушения законности представителями администрации исправительно-трудового учреждения и лицами, отбывающими наказания, по степени общественной опасности значительно отличаются одно от другого. Так, если один осужденный в ответ на оскорбления со стороны другого ударит его, то это, как правило, является нарушением требований режима и влечет за собой применение взыскания. Иное дело, когда при аналогичной ситуации такие действия совершит представитель администрации - налицо должностное преступление <1>.

--------------------------------

<1> См.: Наташев А.Е. Принципы исправительно-трудового права. М., 1972. С. 13.

Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в значительной мере обладают меньшими возможностями в защите своих законных интересов.

3. Он состоит и в соблюдении законов и требований режима осужденными, а также в соблюдении законов и подзаконных актов представителями общественности.

4. Обязательной составляющей этого принципа является контроль за соблюдением законности в деятельности органов, исполняющих наказание. Этот контроль осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Проводится также контроль органов государственной власти, судебный и ведомственный контроль (ст. 19 - 22 УИК РФ).

Принцип гуманизма.

1. Прежде всего он выражается в том, что общество не отказывается от преступника как от своего члена, а стремится исправить его.

Вся деятельность исправительных учреждений направлена на ресоциализацию осужденных. Представляется, что суровая мера государственного принуждения - уголовное наказание - является гуманной, так как с его помощью общество борется за человека, совершившего преступление, за то, чтобы он стал честным, нужным обществу гражданином.

2. Гуманизм проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства. Исполнение наказаний не имеет целью причинение физических страданий или унижение достоинства человека.

3. Принцип гуманизма находит выражение в установлении гуманных условий отбывания наказания.

Жилищно-бытовые условия в местах лишения свободы соответствуют санитарным нормам, питание обеспечивает нормальную деятельность организма, осужденным оказывается медицинская помощь, труд организуется с соблюдением охраны труда и техники безопасности.

Требованиям гуманности отвечают и нормы закона о поддержании контактов с родственниками и иными лицами, возможности получать от них посылки, бандероли, передачи.

Особой гуманностью отличаются условия, установленные для беременных, несовершеннолетних, инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей. Так, им создаются улучшенные жилищно-бытовые условия, повышаются нормы питания.

4. За хорошее поведение и честное отношение к труду к осужденным применяется целая система мер поощрений (ст. 113 УИК РФ).

5. Отражением принципа гуманизма является прогрессивная система, т.е. изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденных.

6. Проявлением заботы о судьбе осужденных проникнуты нормы об оказании помощи лицам, освобожденным от наказания, о праве на пенсию и возмещение вреда лицам, утратившим трудоспособность во время отбывания наказания.

7. К лицам, доказавшим свое исправление, могут быть применены условно-досрочное освобождение от наказания или замена его более мягким.

8. От отбывания наказания освобождаются лица, заболевшие душевной хронической или иной тяжкой болезнью.

9. Выражением принципа гуманности является возможность применения амнистии и помилования.

Принцип демократизма.

1. Законы, регулирующие исполнение наказаний и применение к осужденным исправительного воздействия, выражают волю народа. Так, например, проект УИК РФ обсуждался в средствах массовой информации.

2. Руководство деятельностью исправительных учреждений строится на основе демократического централизма, т.е. централизованное руководство органами, исполняющими наказание, в пределах страны сочетается с широкой самостоятельностью местных органов власти и управления.

3. Принцип демократизма выражается и в широком участии общественности в исправлении осужденных, и в осуществлении общественного контроля за работой исправительных учреждений.

Принцип равенства перед законом.

1. Основное содержание этого принципа составляет положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство исходит из равенства всех осужденных перед законом, независимо от происхождения, социального положения, пола, расы, национальности, языка, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств. В местах лишения свободы для этого предусматриваются единые условия содержания осужденных, осуществляется постоянный надзор за их поведением, создаются равные условия для отправления религиозных обрядов верующих, обеспечиваются права национальных меньшинств, иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Также этот принцип выражается и в демократическом характере процесса исправления осужденного: он не только объект, но и субъект воспитания, т.е. осужденные сами участвуют в воспитании друг друга. С этой целью в исправительных учреждениях создаются самодеятельные организации.

Межотраслевые принципы

Принцип дифференциации исполнения наказаний.

Он отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений в зависимости от:

1) гражданства - специальные колонии для иностранцев и лиц без гражданства;

2) пола - мужские и женские колонии;

3) возраста - колонии для несовершеннолетних;

4) тяжести совершенного преступления - колонии общего и строгого режима;

5) рецидива - колонии особого режима.

Кроме того, существуют колонии для работников правоохранительных органов.

Дифференциация обусловливает установление законом для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений. Согласно ст. 8 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными различные категории заключенных содержатся в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом пола, возраста, предшествующей судимости, юридических особенностей их заключения и предписанного обращения с ними.

Одним из методов реализации принципа дифференциации наказания является классификация осужденных к лишению свободы в зависимости от видов условий содержания осужденных в колонии.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает следующую классификацию условий отбывания наказания: в исправительных колониях трехступенчатую (обычные, облегченные, строгие), а в воспитательных колониях - четырехступенчатую (плюс льготные).

Распределение осужденных по отрядам после прохождения адаптационного периода происходит, как правило, в зависимости от ряда субъективных особенностей, характеризующих того или иного осужденного: возраст, образование, имеющаяся профессия, характеристика личности, прошлые судимости и т.д. Это является своего рода первоначальным этапом дифференцированного подхода к осужденному при организации исправительного процесса.

Дифференциация осужденных осуществляется на разных этапах в зависимости от ее основания. В процессе отбывания наказания осужденные дифференцируются на определенные группы с учетом возраста, состояния здоровья, наличия профессии, возможности досрочного освобождения и т.д.

Принцип индивидуализации.

Он выражается в требовании строго индивидуального подхода к каждому осужденному, т.е. в выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.

Такой подход определяется на основе изучения личности осужденного с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельств дела, степени опасности самого преступника, его поведения во время отбывания наказания. Индивидуальный подход означает выбор нужных именно данному осужденному мер воспитательного характера (зачисление в общеобразовательную школу, привлечение к профессиональному обучению, поручение какого-то дела и т.п.). Упор делается на характер и степень социально-нравственной запущенности личности.

Индивидуализация наказания на стадии его исполнения означает, во-первых, изменение объема кары в зависимости от поведения осужденного, во-вторых, изменение содержания исправительного воздействия. Иными словами, индивидуализация наказания на стадии его исполнения преобразуется в индивидуализацию карательно-воспитательного воздействия в целом.

Индивидуализация применения средств исправления осуществляется с учетом личностных особенностей. Исходя из индивидуальных характеристик осужденного, в процессе индивидуальной работы выявляются положительные и отрицательные черты, присущие конкретному осужденному, на основе полученных данных осужденные относятся к той или иной классификационной группе (например, злостные нарушители режима по ст. 116 УИК РФ или лица, добросовестно относящиеся к труду, обучению, активно участвующие в работе самодеятельных организаций и в воспитательных мероприятиях).

В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется целый комплекс средств, сопровождающих процесс исправления (например, водворение в штрафной изолятор, что значительно сужает пользование комплексом тех прав, которые предоставляются осужденному к лишению свободы, или изменение вида исправительного учреждения, что расширяет спектр прав, предоставляемых осужденному, содержащемуся в местах лишения свободы).

Необходимо ставить задачи по исправлению осужденных и ориентировать работников исправительных учреждений на проведение воспитательной работы с каждым осужденным.

Отраслевые принципы

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирования их правопослушного поведения.

Наказание должно не только карать, но и исправлять, воспитывать осужденного.

Исправление осужденных, являясь целью уголовного наказания в соответствии с ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса РФ <1> (далее - УК РФ), достигается посредством применения к осужденным основных средств исправления при исполнении наказания.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ в качестве основных средств исправления действующее уголовно-исполнительное законодательство определяет:

1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);

2) воспитательную работу;

3) общественно полезный труд;

4) получение общего образования;

5) профессиональную подготовку;

6) общественное воздействие.

На основании положения, закрепленного в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, выбор средств исправления осужденных зависит от ряда факторов: вида наказания; характера и степени общественной опасности совершенного преступления; личности осужденного; его поведения.

Но применение этих средств не должно причинять мучений и страданий осужденным.

Средства исправления должны применяться в рамках действующего законодательства и направляться на достижение главным образом такой цели уголовного наказания, как исправление осужденного, поскольку успешное достижение этой цели обусловливает успешное достижение других целей уголовного наказания - восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений.

Стимулирование правопослушного поведения предполагает прежде всего применение правовых стимулов, регулирующих изменение условий содержания осужденных. Большое значение в стимулировании правопослушного поведения играют поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.

Нравственное воспитание способствует развитию таких положительных качеств у осужденных, как честность, уважительное отношение к человеку, обществу. С этой целью в исправительных учреждениях разрешается деятельность религиозных организаций.

Данный принцип находит выражение и в полезной инициативе, и в самодеятельности осужденных. Воспитуемый - не только объект, но и субъект воспитания. Указанный принцип состоит в требовании осуществления воспитательного воздействия в коллективе или через коллектив, а также путем самовоспитания осужденных.

Основной формой полезной инициативы является создание самодеятельных организаций.

В УИК РФ названы основные виды этих организаций: советы коллективов колоний и отрядов, а в тюрьмах и среди осужденных в колониях особого режима, содержащихся в помещениях камерного типа, - советы бригадиров, а также различного рода секции. Основное назначение этих организаций заключается в объединении наиболее здоровой части осужденных в коллектив.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием.

Иногда этот принцип называют принципом возможности исправления каждого лица, совершившего преступление, проводя идею об исправлении каждого нарушителя. Однако существует категория лиц с устоявшимися преступными взглядами, и не всегда их исправление возможно. Другое дело, что необходимо ставить задачи по исправлению осужденных и ориентировать работников исправительных учреждений на проведение воспитательной работы с каждым осужденным.

Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Порядок и условия отбывания наказания в ныне действующем уголовно-исполнительном законодательстве с различных позиций обеспечивают правовую регламентацию применения средств исправления.

К одному из основных средств исправления законодатель относит режим отбывания наказания.

Режим является правовой категорией. Посредством режима реализуется кара, но вместе с тем он имеет и определенное воспитательное значение, поскольку приучает осужденных к организованности, порядку, соблюдению правил общежития. В связи с этим к числу средств исправления необходимо относить лишь ту часть режима, которая не содержит в себе лишений и правоограничений, т.е. которая не выражает кару.

Понятие режима дается в ст. 82 УИК РФ. Эта же норма определяет основные требования режима, обусловленные спецификой исправительных учреждений различных видов. Режим определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания. В содержании режима находят свою реализацию некоторые элементы кары, материализующиеся в лишениях и правоограничениях.

Воспитательная работа, как и режим, отнесена к одному из основных средств исправления. Воспитательная работа по своему содержанию выходит за рамки чисто идеологического воздействия. Она охватывает собой и такие формы воспитательного процесса, как производственно-массовая, культурно-массовая, физкультурно-спортивная и индивидуальная работа. Как разностороннее средство воздействия на осужденных воспитательная работа подвержена правовому регулированию в меньшей степени, чем такие средства исправления, как режим и труд. Тем не менее проводить ее без правовой регламентации невозможно. Учитывая большое количество направлений воспитательного воздействия, закон регламентирует только наиболее важные исходные положения организации воспитательной работы с лицами, лишенными свободы. Основной массив правового регулирования находится на подзаконном уровне - приказы, инструкции и другие ведомственные нормативные акты.

Воспитательная работа с осужденными проводится дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения и установленных в нем режима и условий содержания.

Статья 110 УИК РФ определяет основные формы воспитательной работы: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

Наряду с режимом и воспитательной работой одним из основных средств исправления осужденных является общественно полезный труд.

Общественно полезный труд - категория экономическая, но в исправительных учреждениях он используется в воспитательных целях в процессе исправительного воздействия на лиц, лишенных свободы. Труд играет значительную роль в формировании и воспитании человека. На важности производительного труда для исправления негативных качеств у лиц, совершивших преступления, базируется исправительная педагогика.

Столь значимая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. Уголовно-исполнительный кодекс РФ сохранил обязанность каждого осужденного к лишению свободы трудиться. Так, в ч. 1 ст. 103 УИК РФ говорится: "Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться...". Но обязанность осужденного трудиться вытекает не из приговора суда, а на основании установленного особого правила, регулирующего как привлечение осужденного к труду, так и его характер в том или ином месте заключения. Осуществление этого особого правила связано с приговором, но не входит в содержание последнего.

Ограничение в труде заключенных как средство уголовного наказания закреплено в международных актах и уголовно-исполнительном законодательстве РФ.

Помимо установленной в УИК РФ обязанности осужденных трудиться, они в полной мере обладают и конституционным правом на труд (ст. 37 Конституции РФ). В процессе реализации этого права осужденных администрация исправительных учреждений обязана привлекать их к общественно полезному труду с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

Производственная деятельность заключенных не должна быть подчинена цели получения прибыли от их труда и не должна препятствовать процессу их исправления.

Общеобразовательное обучение базируется на конституционном праве граждан РФ на образование (ст. 43 Конституции РФ).

Социальная ценность человека в значительной мере определяется уровнем образования, которое оказывает влияние на формирование его жизненных взглядов, отношение к труду, поведение и творческую активность. Организация получения осужденными основного общего и среднего полного общего образования, создание, ликвидация и реорганизация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляются в порядке, установленном центральными органами управления уголовно-исполнительной системы по согласованию с Министерством образования и науки РФ.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных являются неотъемлемой частью их трудового воспитания. Профессиональная подготовка позволяет целенаправленно привлекать осужденных к труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения.

Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осуществляются в порядке, установленном Министерством юстиции РФ совместно с Министерством образования и науки РФ.

Среди форм общественного воздействия можно выделить попечительские советы (в частности, в воспитательных колониях), советы родственников осужденных и родительские собрания (также в основном, в воспитательных колониях). В тех учреждениях, где организована шефская работа трудовых коллективов над осужденными, она является эффективным рычагом воздействия на поведение осужденных. Возникли такие формы общественного воздействия на осужденных, как правозащитные организации.

Религиозные организации получили сегодня доступ в места лишения свободы.

Основной задачей форм общественного воздействия, как и других средств исправления, является повышение эффективности деятельности исправительных учреждений.

Наши рекомендации