Тема №1.2 Уголовно-исполнительная политика России на современном этапе. Концепция развития УИС РФ до 2020 года.

Категория обучения:

СНС: старшие инспектора, инспектора ОО, ОБ, УИИ, начальники караулов, оперативные дежурные ОБ, начальники отрядов ИУ УИС;

МНС: младшие инспектора отделов безопасности, охраны, конвоирования, режима СИЗО и тюрем, техники ИТОСиВ ИУ УИС.

Полковник внутренней службы Л.И. Гаманенко  
ОБСУЖДЕНА на заседании кафедры ² ____ ² ________ 2013 г.   Протокол № 8

Пермь 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Учебные вопросы:

1. Понятие и содержание правового положения лиц отбывающих наказания.

2. Права, обязанности, законные интересы осужденных и лиц заключенных под стражу.

Условия и порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

3. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. Ст. 15, 17-64.

2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М., 2010. Гл.2, ст.29, 38, 58, 71,102, 115, 168, 179.

3. Уголовный кодекс РФ. М., 2010.Ст. 43, гл.13, 15.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М.: Юрид. лит., 2010. Гл. 13

5. Закон РФ от 21 июля 1993г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №33. Ст.1316.

6. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ) // Рос. газ. 1995. 20 июля.

7.

8. Всеобщая декларация прав человека. // Международная защита прав и свобод.

1. Приказ Минюста Российской Федерации “Об утверждении Правил внутреннего распорядка ИУ УИС” от 03.11.2005 № 205.

2. Приказ Минюста Российской Федерации “Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы” от 14.10.2005 № 189.

9. Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Минюста РФ от 25 января 1999 г. № 20.

10. Инструкция по организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащихся в СИЗО и тюрьмах УИС. Приказ Минюста РФ от 03.10.2003 № 204 ДСП

11. Наставление по организации и порядку производства обысков и досмотров в ИУ УИС, на режимных территориях, транспортных средствах. Приказ Минюста РФ от 25.08.2006 № 268 ДПС

12. Об утверждении Инструкции по цензуре корреспонденции подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО УИС и осужденных отбывающих наказания в виде лишения свободы в учреждениях УИС. Приказ МЮ РФ от 16.08.2006 № 264 ДСП.

13. Уголовно-исполнительное право. Учебник том 1: Общая часть/ Под общ. ред .Ю.И.Калинина.-М; Рязань: Логос; 2006. Академия права и управления ФСИН. Гл.8.*2-3, Гл.12.*1 -3. Гл.16.

14. Уголовно-исполнительное право. // Под ред. В.И. Селиверстова. М., Юриспруденция. Норма 2010. С.121-135.

15. Уголовно-исполнительное право России. Учебник. // Под ред. А.С. М., Юрайт. 2011. С.86-101.

16. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право. Учебник для вузов. М., Норма 2000. Гл.2.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Наглядные пособия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Технические средства обучения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Приложения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(при необходимости)

Первый учебный вопрос: Понятие и содержание правового положения осужденных

Действующие уголовно – исполнительное законодательство уделило большое внимания правовому положению осужденных. В УИК РФ данному вопросу посвящена целая глава, состоящая из шести статей. Многие элементы правового положения осужденных раскрываются и других статьях и главах Кодекса, это свидетельствует о том, что политика государства изменилась в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными и приблизилась к мировым стандартам в этой сфере государственной деятельности.

По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания.

Основными элементами, составляющими содержание правового по­ложения или правового статуса осужденных, являются

· субъективные права,

· законные интересы

· и юридические обязанности.

Первые две категории юриди­ческой наукой определяются как мера возможного, а последняя - как мера должного поведения осужденных.

Субъективное право осужденного - это закрепленная законом и гарантированная государством реальная возможность определенного поведения осужденного и пользования им социальными благами, которые обеспечиваются юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов исполняющих наказание, других субъектов уголовно - исполнительных правоотношений. .

Например, в ст. 13 УИК РФ закреплено право осужденных на личную безопасность, реализация которого обеспечена обязанностью должностных лиц исправительных учреждений принять неотложные меры при возникновении угрозы безопасности конкретной личности; ст.14 УИК РФ осужденный имеет право на обеспечение свободы совести и совести вероисповедания для реализации данного права в ИУ создаются молельные комнаты, храмы, часовни,. согласно требованию ст.98 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Гарантией в данном случае является пенсионное законодательство РФ, обязывающее органы социальной защиты населения при наличии оснований не только определить ее, но и перечислить на лицевой счет осужденного.

Субъективным правом именуется по­тому, что только от воли осужденного зависит, как им воспользоваться или оставить нереализованным.

Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленные правом поведение и блага определяются содержанием субъективного права, включающим в себя:

1. возможность осужденного свободно пользоваться социальными благами (питанием, вещевым довольствием)

2. возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание

3. возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права. Защита прав осужденного обеспечивается с помощью прокурорского надзора, международного, судебного, ведомственного и общественного контроля[1].

В последнее время, в некоторых источниках в качестве самостоятельного элемента правового статуса осужденных называют законные интересы осужденных[2].Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъективными правами, но не тождественны им. Если субъективное право образует такую возможность поведения, которая характеризуется высокой степенью его реализации по личному усмотрению осужденного, то сущность законного интереса заключается в возможности, носящей характер стремления к самостоятельному поведению, свободе личного усмотрения в пользовании каким-либо социальным благом. Содержание законных интересов состоит из трех элементов.

Первый элемент состоит в стремлении к получению предусмотренного законом социального блага как материального ( получение дополнительных посылок), так и духовного (предоставление дополнительного свидания).

Объектом законных интересов могут быть социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденного (например, перевод на облегченные или льготные условия), а так же не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы).

Вторым элементом содержания законных интересов осужденных является возможность осужденных ходатайствовать перед управомоченными субъектами об их соответствующих действиях направленных на реализацию законных интересов осужденных.

Третий элемент выражается в возможности обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов.

Законные интересы осужденных представляют собой закрепленные в правовых нормах стремления осужденных к обладанию теми или иными благами как правило, в результате оценки администрацией учреждений и органов исполняющих наказание, прокуратурой, судом поведения осужденных во время отбывания наказания.

Администрация учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений здесь в большинстве случаев осуществляют оценка поведения осужденного (выполнение режимных требований, отношение к труду, учебе и др.). Законный интерес представляет собой правовой стимул и является правовым побуждением к законопослушному поведению осужденного. Такое поведение создает лицам, отбывающим уголовные наказания, благоприятные условия для осуществ­ления собственных потребностей и интересов. Только при наличии правомерного поведения осужденного могут быть реализованы законные интересы, направленные на получение

· поощрений (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, замена неотбытой части наказа­ния более мягким видом наказания, получение дополни­тельного свидания и др.)

· либо льгот (выезд за пределы мест лишения свободы на период отпуска, перевод на об­легченные или льготные условия отбывания лишения сво­боды и др.).

К законным интересам, в частности, относятся следующие:

- осужденных к наказанию в виде обязательных работ - в тече­ние недели проработать менее 12 часов (ст.27 УИК РФ);

- осужденных к штрафу - уплатить его с отсрочкой или рассро­чить уплату на срок до одного года (ст.31 УИК РФ);

- осужденных к исправительным работам - сократить сроки и объем обязанностей и запретов (ст.45 УИК РФ);

- осужденных к наказанию в виде лишения свободы - изменить вид исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ), получить свидание вне терри­тории исправительного учреждения (ст.89 УИК РФ) или вые­хать за его пределы (ст.97 УИК РФ), получить работу с учетом име­ющейся специальности (ст.103 УИК РФ), быть поощренным (ст.113 УИК РФ), быть переведенным в лучшие условия отбывания наказания (ст.87,120,122,124,127,130,132 УИК РФ) и т.д.

Таким образом то, что сегодня привычно именуется правами осужденных, в большинстве случаев есть не что иное как их закон­ные интересы, обла­дающие относительно меньшей юридической гаранти­рованностью. Тем не менее, закрепление данной категории в нор­мативных актах не только не ослабляет правовую защищенность лиц, отбывающих наказания, но напротив, предоставляет им возможность апеллировать к закону по вопросам, которые в настоящее время не­редко решаются посредством должностного усмотрения.

Юридические обязанности осужденных - установленная в обязывающих и запрещающих нормах права мера необходимого поведения осужденных во время отбывания наказания, обеспечивающая достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц. Юридическая обязанность может вы­ражаться как в активных положительных действиях, так и в воздер­жании от перечис­ленных в правовой норме действий.

Например, в ст. 26 УИК РФ закреплено требование к осужденным к обязательным работам отрабатывать на определяемых для них объектах; в ст. 31 УИК РФ - обязанность осужденного к штрафу добровольно оплатить штраф в течении 30-ти суток; в ст. 40 УИК РФ - обязанность осужденного к исправительным работам сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течении 10 дней; в ст. 118 УИК РФ - запрет для осужденных, лишенных свободы, водворенных в штрафной изолятор, на свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач бандеролей.

Теория права выделяет три вида правовых статусов:

· общий,

· специальный

· и индивидуальный.

Каждый гражданин обладает всеми тремя видами статусов, но проявляются они в зависимости от типа общественных отношений, субъектом которых он в данный момент выступает. Права и обязанности, которые принадлежат и могут быть осуществлены каждым гражданином как членом общества, составляют общий (конституционный) правовой статус личности.В его содержание входят как конституционные, так и иные общие права, законные интересы и обя­занности личности, закрепленные в отраслевом законодательстве. Общий правовой статус достаточно статичен и может быть изменен лишь по воле законодателя.

Как и Конституция Российской Федерации, закрепляющая лишь главные, принципиальные положения, общий правовой статус не может исчерпывающе охватить все многообразие общественных отношений, в которых так или иначе уча­ст­вует гражданин. Все эти особенности находят свое отражение в специ­альном и индивидуальном статусах и регламентируются текущим законо­дательством. И индивидуальный, и специальный статусы не замещают общий правовой статус и не могут изменить его сущность. Их выделение предо­пре­деляется, с одной стороны, потребностью конкретизировать общий статус граж­дан при­менительно к различным группам населения, либо к отдельным лич­ностям, а с другой, необходимостью обеспечить реализацию принци­па социальной справедливости и при этом "возможно более точно оп­ределить вклад действующего субъекта в общественную систему, ин­дивидуализировать его статус, учесть условия и особенности его деятельности".[3]

Каждый гражданин имеет свой неповторимый индивидуальныйста­тус, характеризующийся высокой динамичностью и изменяющийся в соответствии с существенными переменами в жизни его обладателя. Специальный же статус отражает определенную совокупность призна­ков, присущих определенной группе лиц.[4] Можно выделить специаль­ный статус студента , военнослужащего, пенсионера и т.д. К числу специаль­ных статусов относится и правовой статус лиц, отбывающих уголовные наказания.

А сейчас более подробно рассмотрим правовое положение лиц, отбывающих наказания, в самом общем виде можно определить как основанное на общем статусе граждан России и устанавливаемое с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания

Правовой статус осужденных также можно подразделить на виды (см. рис.№4):

· об­щий, или конституционный, статус гражданина Рос­сийской Федерации;

· специальный статус осужденных как определенной категории граждан;

· индивидуальный статус.

Все эти виды статуса осужденного тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на прак­тике неразделимы.

Общий правовой статус— это статус осужденного как гражданина государства.Он определяется прежде всего Конституцией РФ и содержит гарантированные ею всем и каждому права и обязанности, в частности, права: на жизнь; охрану достоинства личности и личную неприкосновен­ность; свободу совести и вероисповедания; социальное обеспечение; охрану здоровья и медицинскую помощь. В ч. 1 ст. 10 УИК РФ подчеркивается, что Российская Федера­ция уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, тем самым государство берет на себя обязан­ность обеспечивать их правовую защищенность и личную безопасность наравне с другими гражданами и лицами, на­ходящимися под юрисдикцией государства.

Конституция РФ устанавливает основные общеграждан­ские обязанности осужденных (ст. 57 Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, ст.58 Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам). От исполнения иных своих гражданских обязанностей осужденные могут быть освобождены только федеральным законом.

Специальный (родовой) статус осужденного представляет собой совокупность принадлежащих ему субъективных прав и законных интересов, а также обязанностей, возложенных на него на период отбывания наказания. Особенностью этого статуса является установление для осужденных дополнительных обязанностей и правоограничений. В ч. 2 ст. 10 УИК РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с определенными изъятиями и ограничениями. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Поэтому сужение общего правового статуса осужденного осуществляется, прежде всего, нормами уголовного законодательств*, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод, для этого лица.

Правоограничения для осужденных на этапе исполнения(отбывания)наказания устанавливаются уголовно-исполнительным законодательством. Именно оно в зависимости порядка и условий отбывания определенного вида уголовного наказания закрепляет дополнительные ограничения прав и свобод осужденного. Данное обстоятельство позволяет подразделить специальный (родовой) статусосужденного на особенные (видовые) правовые статусы лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний.

Кроме того, УИК РФ (ч. 2 ст. 10) предусматривает воз­можность ограничения прав и свобод осужденного и ины­ми федеральными законами. К примеру, ст. 13 Федерально­го закона от 13 декабря 1996 г, № 150-ФЗ «Об оружии» определяет, что лицензия на приобретение оружия не выда­ется гражданам Российской Федерации, отбывающим нака­зание за совершенное преступление.

Индивидуальный статуспредставляет собой совокуп­ность персонифицированных обязанностей и прав, закон­ных интересов и правовых ограничений осужденных во время отбывания уголовного наказания. При отбывании одинакового вида наказания осужденные могут иметь раз­личный индивидуальный правовой статус, это зависит от многих факторов: пола, возраста, состояния здоровья, пове­дения и др. В частности, индивидуальный правовой статус осужденных к лишению свободы женщин существенно от­личается от индивидуального статуса лишенных свободы мужчин, а статус несовершеннолетних от статуса взрослых осужденных. Индивидуальный правовой статус осужден­ного подвижен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека во время отбывания уголовного наказания.

Таким образом, правовой статус осужденного составляют три груп­пы прав, законных интересов и обязанностей:

- к первой группе относят­ся права, законные интересы и обязанности, принадлежащие каждому гражданину и остающиеся неизменными независимо от вида наказания;

- во вторую группу входят те из них, которые конкретизируют общеграж­данские применительно к данному виду наказания;

третью группу со­ставляют специальные (специфические) права, законные интересы и обязанности, принадлежащие только осужденным.

Рассматривая правовое положение осужденных особо следует вы­делить правовой статус осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства.

Из всех видов наказаний, предусмотренных уголовным законода­тельством, более всего изменяет жизнь лица, совершившего преступле­ние, наказание в виде лишения свободы. Именно поэтому из всех спе­циальных правовых статусов лиц, отбывающих различные виды уголов­ных наказаний, наиболее детально урегулирован статус лиц, лишенных свободы.Анализ правового положения осужденных в дальнейшем бу­дет осуществляться на основе статуса осужденных к лишению свободы, наглядно показывающего специфику правового положения лиц, отбы­вающих уголовные наказания'.

Исходя из изложенного, можно дать определения,под правовым статусом лиц, от­бывающих наказание, понимается закрепленное нормами различных от­раслей права и выраженное посредством совокупности прав, законных интересов и обязанно­стей положение осужденных во время отбывания конкретного вида наказания.

Таким образом, законодатель исходит из необходи­мости сохранения за осужденными гражданства государства и пра­вового статуса гражданина Российской Федерации, что имеет боль­шое социально-политическое и воспитательное значение, так как ха­рактеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций. Кроме того, это означает, что правовое положение осуж­денных закрепляют и общие законы Российской Федерации, которые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граждан госу­дарства

Наши рекомендации