Характеристика основных направлений воспитательной работы

Направление Задачи направления Формы работы Методы работы
       

6. Распределение студентов по группам с учетом выполненного по выбору задания и определение лучшего варианта (10 мин.).

7. Выступление представителей с лучшими вариантами домашних заданий. Оценка вариантов (10 мин.).

8. Выступления студентов, выполнявших домашнее задание индивидуально, вывод об эффективности различных стилей отношений между воспитателями и воспитанниками (10-15 мин.).

9. Подведение итогов занятия, взаимооценка (5 мин.).

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Борытко Н.М.Педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим спец. / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. - М.: Академия, 2007. - 496 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-3308-2 : 267-52.

2. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн.: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика". Книга 3 : Теория технологии воспитания / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2007. - 463 с. - (Педагогика и воспитание). - ISBN 978-5-691-01559-5

3. Сластенин В.А.Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654

Дополнительная

1. Бахтанова Е.Л.Преодоление авторитаризма и утверждение идей демократизации и гуманизации школьного воспитания в советской педагогике (20-е годы): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01- теория и история педагогики) / Е. Л. Бахтанова; [Бахтанова Е.Л.]. - Минск, 1992. - 22 с. - б/ц.

2. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Сластенин В.А., ред., Колесникова И.А., ред. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-3034-0

3. Гриценко Л.И.Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Гриценко. - М.: Академия, 2005. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1851-0 : 125-84.

4. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности: учебное пособие / И. А. Кибальченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 381с.: ил. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-222-14790-0

5. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Пидкасистый П.И., ред. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с. - ISBN 5-93134-1811

6. Рожков М.И.Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 256 Воспитание младшего школьника: пособие / Ковинько Л.В., сост. - М.: Академия, 2000. - 288с. - (педагогическое воспитание).

Семинарское занятие №7

Тема занятия: Современные воспитательные системы

Основные понятия: воспитательная система, компоненты воспитательной системы, теории воспитания, технологии воспитания, педагогическая система, воспитательная система, компоненты воспитательной системы, развитие образовательных систем; воспитание, развитие, воспитательный процесс, эмпатия, развитие, гуманистическая концепция, система ценностей, педагогика сотрудничества, перцепция.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность понятия «воспитательная система». Создание различных систем воспитания в истории педагогической мысли.

2. Современные воспитательные системы и технологии.

2.1. Технологии проектирования воспитательной системы.

2.2. Технологии индивидуального и коллективного творчества в педагогическом процессе.

2.3. Технологии оценки достижений учащихся. Технологии решения педагогических задач

3. Управление воспитательной системой.

4. Целеполагание, прогнозирование, планирование, диагностика воспитания.

При изучении вопросов семинара необходимо, прежде всего, уяснить, что педагогическая система школы представляет собой целенаправленную, самоорганизующуюся систему, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

Раскрывая многообразие воспитательных системы, следует дать характеристику аксиологической основы педагогической системы школы, которую составляет теоретическая концепция, включающая ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические теории. Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитательной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию.

Задания для всех:

1. Составьте опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.).

2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник).

3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов к практическому занятию.

4. Описать одну из современных воспитательных систем по предложенной схеме.

2. Составить описание особенностей воспитательной работы классного руководителя в изучаемой системе.

Индивидуальное задание

Привести примеры реализации конкретными педагогами определенного стиля отношений с воспитанниками.

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия №1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса из книги №3, выступление представителей микрогрупп с результатами обсуждения (10 мин.).

4. Обсуждение вопросов для самоконтроля (15-20 мин.).

ñ В чем заключается взаимосвязь образования, школы и общества?

ñ Возможности обновления политики и структуры самой школы на основе принципа альтернативности системы образования.

ñ В чем специфика школы как воспитательной системы?

ñ Воспитательная система школы как саморазвивающаяся система. Как управлять развитием этой системы?

ñ Что дает педагогам-практикам анализ опыта конкретных воспитательных систем?

ñ Как опыт авторских школ (воспитательных систем) обогащает теорию педагогики?

3. Заслушивание сообщений, подготовленных индивидуально (10-15 мин.).

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

Обсуждение изученных вариантов воспитательных систем школ с точки зрения наиболее интересных явлений, фактов, которые отметили студента.

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

а) рефлексия;

б) самооценка работы на занятии.

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Борытко Н.М.Педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим спец. / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. - М.: Академия, 2007. - 496 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-3308-2 : 267-52.

2. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн.: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика". Книга 3 : Теория технологии воспитания / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2007. - 463 с. - (Педагогика и воспитание). - ISBN 978-5-691-01559-5

3. Сластенин В.А.Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654

Дополнительная

1. Бахтанова Е.Л.Преодоление авторитаризма и утверждение идей демократизации и гуманизации школьного воспитания в советской педагогике (20-е годы): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01- теория и история педагогики) / Е. Л. Бахтанова; [Бахтанова Е.Л.]. - Минск, 1992. - 22 с. - б/ц.

2. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Сластенин В.А., ред., Колесникова И.А., ред. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-3034-0

3. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Гриценко. - М.: Академия, 2005. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1851-0 : 125-84.

4. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности: учебное пособие / И. А. Кибальченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 381с.: ил. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-222-14790-0

5. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Пидкасистый П.И., ред. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с. - ISBN 5-93134-1811

6. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 256 Воспитание младшего школьника: пособие / Ковинько Л.В., сост. - М.: Академия, 2000. - 288с. - (педагогическое воспитание).

Семинарское занятие № 8

Тема занятия: Воспитание патриотизма и интернационализма.

Основные базовые понятия: толерантность, патриотизм, интернационализм, гражданственность, этнос, социокультурная толерантность, воспитательная система, компоненты воспитательной системы.

Вопросы для обсуждения:

1. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения.

2. Актуальность, определение, критерии сформированности культуры межнационального общения.

3. Воспитание патриотизма и интернационализма.

4. Система работы учителя начальных классов по формированию патриотизма и интернационализма качеств.

Задание для самостоятельного осмысления для всех (домашнее задание, выполняются самостоятельно и предоставляются преподавателю на занятии)

1. Составьте опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.).

2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник).

3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов к практическому занятию.

4. Проведите сравнительный анализ современных трактовок понятий «патриотизм» и «интернационализм».

- по выбору студентов:

1. Подготовить сообщение на одну из тем:

- «Патриотизм в истории Российского государства».

- «Современная социально-политическая ситуация в России»;

- «Особенности межнациональных отношений в стране».

При рассмотрении первого вопроса следует иметь в виду, что это один из острых вопросов стоящих перед современным обществом. К тому же это один из самых сложных вопросов педагогики.

Обратите внимание на то, что формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, является частью правового воспитания и имеет огромное значение в социально гражданском и духовном развитии человека.

Следует уяснить что, культура межнациональных отношений есть нечто иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей нации, в их общении и недопущении какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

При подготовке вопросов следует обратить внимание на то, что для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств:

- потребностно-мотивационный компонент;

- когнитивно-интеллектуальный;

- эмоционально-чувственный;

- поведенческий;

- волевой.

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия № 1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса «Возможности общеобразовательной школы в воспитании патриотизма как качества личности» (10 мин.).

5. Обсуждение вопросов для самоконтроля (15-20 мин.).

1. Сущность понятия «культура межнационального общения»?

2. Каковы критерии сформированности культуры межнационального общения.

3. Каковы возможности общеобразовательной школы в воспитании данного качества личности?

4. В чем состоит сущность патриотизма и интернационализма как нравственных качеств личности?

5. Какой должна быть воспитательная работа по формированию патриотизма и интернационализма?

6. Каковы формы патриотического и интернационалистического воспитания?

7. Какие мероприятия могут быть проведены педагогом в целях патриотического и интернационалистического воспитания школьников?

3. Заслушивание сообщений, подготовленных индивидуально (10-15 мин.).

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

Составление плана работы классного руководителя по направлению патриотического и интернационалистического воспитания школьников.

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

а) рефлексия;

б) самооценка работы на занятии.

Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654-8
  2. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн.: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика". Книга 3 : Теория технологии воспитания / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2007. - 463 с. - (Педагогика и воспитание). - ISBN 978-5-691-01559-5

Дополнительная

1. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 256 Воспитание младшего школьника: пособие / Ковинько Л.В., сост. - М.: Академия, 2000. - 288с. - (педагогическое воспитание).

2. Спенсер Г.Воспитание: умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер; Пер. с англ. М.А. Лазаревой. - М.: УРАО, 2002. - 288 с. - (Новая педагогическая библиотека). - ISBN 5-204-00216-2

3. Поставнев В.М.Актуальные вопросы теории и практики воспитания в начальной школе / В. М. Поставнев, И. В. Поставнева // Начальная школа. - 2008. - №12. - С.4-11.

4. Райхлина Е.Л.Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи / Е. Л. Райхлина // Воспитание школьников. - 2009.- №9. - С. 9-13.

Семинарское занятие № 9

Тема занятия: Воспитание веротерпимости, толерантности.

Основные понятия:толерантность, патриотизм, интернационализм, гражданственность, этнос, социокультурная толерантность.

Вопросы для обсуждения:

1. Значение веротерпимости и толерантности и формирование данных качеств как личностных.

2. Возможности общеобразовательной школы, актуальность, критерии сформированности культуры межнационального общения.

3. Определение веротерпимости и толерантности как качеств личности.

4. Особенности работы школы по их воспитанию у учащихся.

Задание для самостоятельного осмысления для всех (домашнее задание, выполняются самостоятельно и предоставляются преподавателю на занятии)

1. Составьте опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.).

2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник).

3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов к практическому занятию.

- по выбору студентов:

1. Подготовить сообщение на одну из тем: «История отношения Российского государства к религиозному воспитанию в школе», «Изучение основ православной культуры в начальной школе», «Проблемы обучения и воспитания детей различных конфессий», «Православие в контексте мировой культуры».

В ходе подготовки первого вопроса необходимо дать ретроспективный анализ проблемы воспитания веротерпимости и толерантности. При этом следует раскрыть суть понятий (веротерпимость, толерантность).

Следует рассмотреть возможности общеобразовательной школы и особенности работы школы и учителя по их воспитанию у учащихся веротерпимости и толерантности.

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия № 1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

5. г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса «Значение веротерпимости и толерантности в укреплении государственности России» (10 мин.).

6. Обсуждение вопроса №3 (15-20 мин.).

3. Заслушивание сообщений, подготовленных индивидуально (10-15 мин.).

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

Составление плана работы классного руководителя по направлению воспитания у школьников толерантности.

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

а) рефлексия;

б) самооценка работы на занятии.

Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654-8
  2. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн.: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика". Книга 3 : Теория технологии воспитания / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2007. - 463 с. - (Педагогика и воспитание). - ISBN 978-5-691-01559-5

Дополнительная

1. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Сластенин В.А., ред., Колесникова И.А., ред. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-3034-0

2. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. "Педагогика" / Сластенин В.А., ред. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 144 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2404-9

3. Нечаев М.П. Теория и практика управления воспитанием: Краткое учебное пособие / М. П. Нечаев. - М.: АПК и ППРО, 2005. - 144 с. - ISBN 5-8429-0128-5

4. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 256 Воспитание младшего школьника: пособие / Ковинько Л.В., сост. - М.: Академия, 2000. - 288с. - (педагогическое воспитание).

5. Спенсер Г.Воспитание: умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер; Пер. с англ. М.А. Лазаревой. - М.: УРАО, 2002. - 288 с. - (Новая педагогическая библиотека). - ISBN 5-204-00216-2

Семинарское занятие № 10

Тема занятия: Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов)

Основные понятия: Социальное пространство, социализация, принципы социального воспитания, факторы воспитания (социализации), микрофакторы, мезофакторы макрофакторы, агенты, средства, механизмы социализации, становление личности в процессе социализации, социальный опыт, возрастные этапы социализации, институты социального воспитания, ценности социального воспитания, институты социализации, принципы социального воспитания, воспитательная организация. социокультурная среда, субъект и объект педагогического взаимодействия.

Вопросы для обсуждения:

1. Социализация как процесс развития человека.

2. Принципы социального воспитания как основания для решения конкретных педагогических задач (природосообразность, культуросообразность, центрация социального воспитания на развитии личности, дополнительность в социальной педагогике).

3. Реализация принципов социального воспитания в воспитательных организациях.

4. Методика социального воспитания в воспитательных организациях.

5. Механизмы социального воспитания: традиционный, институциональный, стилизированный, межличностный, рефлексивный.

Задание для самостоятельного осмысления для всех (домашнее задание, выполняются самостоятельно и предоставляются преподавателю на занятии)

1. Составьте опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.).

2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник).

3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов к практическому занятию.

- индивидуальное задание:

1. Подготовить сообщение на тему «Средства и агенты социализации».

При подготовке первого вопроса социализацию следует рассматривать как процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Следует уяснить, что социализация – это процесс непрерывный, длящийся всю жизнь. Он распадается на периоды, и каждый из них «отвечает» за решение определенного круга задач.

Особое внимание обратите на классификацию А.В. Петровского, который выделяет три фазы социального развития личности до включения его в творческую деятельность:

1) детство – адаптация индивида: овладение нормами социальной жизни;

2) отрочество – индивидуализация: потребность индивида в максимальной персонализации, стремление «быть личностью»;

3) юность – интеграция: приобретение черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

При подготовке второго вопроса необходимо раскрыть общие принципы воспитания: принцип гуманизма (признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы); принцип культуросообразности (создание социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации; принцип природосообразности (отношение к человеку как части природы и создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды); принцип целостности(единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентация на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека, интеграция деятельности всех социальных институтов); принцип непрерывности (последовательность и преемственность в развитии личности, вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогнозами на будущее).

При подготовке шестого и седьмого вопросов следует учесть, что механизмов социализации существует целый ряд, поэтому рассмотреть нежно только основные из них.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем различаются понятия «социализация» и «адаптация»?

2. Каково соотношение социализации и воспитания? Какой процесс является частью другого?

3. Какие механизмы процесса социализации известны? Какие механизмы социализации следует поддерживать и развивать в учащихся?

4. Какую роль в социализации играют этнические особенности?

5. Как меняется процесс социализации при существовании нескольких этносов?

6. Каковы особенности в условиях сельского, поселкового и городского образа жизни?

7. Как влияют на социализацию ребенка средства массовой коммуникации?

8. Почему семья считается базовым фактором социализации?

9. Какую рль в социализации играет общество сверстников?

10. Какой фактор социализации оказывает наибольшее влияние? При каких условиях это верно?

11. Предложите свою классификацию факторов социализации.

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия № 1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса «Значение веротерпимости и толерантности в укреплении государственности России» (10 мин.).

7. Обсуждение вопроса №3 (15-20 мин.).

3. Заслушивание сообщений, подготовленных индивидуально (10-15 мин.).

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

6. Ответить на вопрос «Содержание социального воспитания в воспитательных организациях».

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

а) рефлексия;

б) самооценка работы на занятии.

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", " Педагогика" / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 240 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-406-00146-2

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учебн. заведений / А. В. Мудрик. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2009. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5866-5

Дополнительная

1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 440 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0526-5

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: учебник для студентов вузов, обучающихся на гуманитарных факультетах / Л. В. Мардахаев; УМО вузов России по образованию в области социальной работы. - 5-е изд., перераб., и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 376 с. - (Основы наук). - ISBN 978-5-9916-1201-2

3. Социальная педагогика: УМК для спец. "Педагогика и психология"; 2 курс, 3-4 семестр; [Рукопись] / Солодовникова Е.П., сост.; СГПИ. Каф. педагогики. - Славянск-на-Кубани, 2009.

4. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Тихомирова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 144 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-3604-5 : 93-17.

5. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Соц. педагогика" / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 447с. - ISBN 978-5-691-01650-9

Содержание самостоятельной работы студентов

На самостоятельную работу студентов по курсу «Педагогика» отводится:

28 часов самостоятельная работа студента (профиль Физическая культура);

30 часов самостоятельная работа студента (профили: Русский язык, Литература);

40 часов самостоятельная работа студента (профили: Начальное образование;

42 часа самостоятельная работа студента (профили: История, Право; Биология; Экономика)

46 часов самостоятельная работа студента (профили: Английский язык, Немецкий язык);

54 часа самостоятельная работа студента (профиль Математика, Информатика; Экономика, Технология)

от общей трудоемкости курса.

Формой итогового контроля является зачет экзамен.

Сопровождение самостоятельной работы студентов по данному курсу может быть организовано в следующих формах:

1) согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;

2) консультации (индивидуальные и групповые), в том числе с применением «виртуальной консультационной площадки»;

3) промежуточный контроль хода выполнения заданий, строящихся на основе различных способов самостоятельной информационной деятельности в открытой информационной среде и отражающегося в процессе выполнения контрольных работ, формирования электронного портфолио студента.

Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение индивидуальных и групповых заданий, микроисследований, работу с первоисточниками. Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятельной и исследовательской работы бакалавров во внеурочное время, которая включает следующие виды СРС:

1) самостоятельное изучение тем учебного курса, обеспеченных соответствующей литературой;

2) разработка программ по освоению технологий эффективного общения и рационального поведения, в разных сферах педагогического и социального взаимодействия;

3) выполнение заданий контрольных работ;

4) подбор диагностических методик для исследования эффективности организации и управления взаимодействием участников образовательного процесса.

5) реферирование и аннотирование научной литературы и составление электронной базы данных (электронной библиотеки, каталога),

6) углубленное изучение отдельных тем с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов;

7) составление биографического и библиографических справочников;

8) выполнение мини исследования на предложенную тему;

9) написание рефератов-обзоров, рефератов-конспектов, текстуальных конспектов;

10) разработка карт-схем, опорно-логических схем (таблиц) по видам педагогического общения;

11) проведение мониторинговых исследований в образовательных учреждениях по проблеме взаимодействия участников образовательного процесса;

12) составление карт-схем, опорно-логических схем по вопросам взаимодействия субъектов образовательного процесса;

13) составление Портфолио по дисциплине.

Предлагается построение индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов) самостоятельной работы студентов в пределах часов, отведенных по учебному плану на самостоятельную работу.

В процессе организации самостоятельной работы особое внимание уделяется не только развитию информационной культуры, но и формированию готовности к кооперации, к работе в коллективе в сетевом пространстве, для чего целесообразно стимулировать студентов к совместной деятельности в малых группах.

В самостоятельной работе выделяются три составляющие:

- обязательная (выполняется всеми студентами по обязательному и одинаковому для всех перечню);

- подготовка к экзамену;

- вариативная (выбирается студентами из предлагаемого преподавателем перечня работ и разная для каждого из них по составу).

Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам учебной дисциплины Таблица 5

Тема Наименование занятия Виды ВКР Количество часов
Теория воспитания Тема 1. Воспитание как педагогическое явление и процесс. Практическое занятие №1. Воспитание как педагогическое явление и процесс 1. Составить опорный конспект по лекции. 2. Выписать и выучить определения: воспитательное обучение и обучающее воспитание, законы и закономерности воспитания, личность, педагогическая деятельность, субъект воспитания, движущие силы воспитании, мотив, ценностные ориентации, воспитательная ситуация (укажите источник). 3. Выполнить задание №1 - выявите черты сходства и различия в понимании термина «деятельность» в педагогике и психологии.    
Тема 2. Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса Практическое занятие №2. Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса 1. Составить опорный конспект по лекции. 2. Выписать и выучить основные понятия по теме (укажите источник). 3. Найти в педагогическом словаре определения четырех любых видов воспитания из предложенных: воспитание духовное, воспитание нравственное., воспитание правовое, воспитание трудовое, воспитание умственное, воспитание физическое, воспитание художественное, воспитание экологическое, воспитание экономическое, воспитание эстетическое, воспитание этическое. 4. Выполнить задание №2 - Составить и обосновать схему «Воспитание в целостной структуре педагогического процесса»  
Тема 3. Базовые теории воспитания и развития личности Практическое занятие №3. Базовые теории воспитания и развития личности 1. Составить опорный конспект по лекции. 2. Выписать и выучить основные понятия по теме (укажите источник). 3. Выполнить задание №3 - Сбор и освоение разнообразных диагностических и прогностических методик. Составление «портфолио».        
Тема 4. Закономерности, принципы и направления воспитания Практическое занятие №4. Закономерности и принципы воспитания, их реализация в педагогической практике. 1. Составить опорный конспект по лекции. 2. Выписать и выучить основные понятия по теме (укажите источник). 3. Подготовиться к обсуждению вопросов к практическому занятию. 4. Выполнить задание №4 - разработайте план воспитательной работы учителя начальных классов в соответствии с основными направлениями воспитания  
Тема 5. Система форм и методов воспитания Практическое занятие №5 Методы и приемы взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) в педагогическом процессе 1. Составить опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.). 2. Выписать и выучить основные понятия по теме (укажите источник): методы и технологии воспитания; формы воспитания, методы и приемы воспитания, средства воспитания, классификация методов воспитания. 3. Подготовиться к обсуждению вопросов к практическому занятию. 4. Выполнить задание №5 - Построить схему «Различные подходы ученых к классификации методов воспитания»      
Подготовка к 1-му текущему контрольному тестированию
Итого СРС по 1-му разделу
Тема 6. Функции и основные направления деятельности классного руководителя Практическое занятие №6. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. 1. Составить опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.). 2. Выписать и выучить основные понятия по теме (укажите источник). 3. Выполнить задание №6 - Составить схему, показывающую взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности. - Сбор материала по одной из форм воспитания. Изучение структуры плана работы классного руководителя (воспитателя)    
Тема 7. Понятие о воспитательных системах Практическое занятие №7. Современные воспитательные системы 1. Составить опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.). 2. Выписать и выучить основные понятия по теме (укажите источник). 3. Подготовиться к обсуждению вопросов к практическому занятию. 4. Выполнить задание №7 (по выбору) - Описать одну из современных воспитательных систем по предложенной схеме. - Составить описание особенностей воспитательной работы классного руководителя в изучаемой системе. - Подготовить доклад по теме: Авторские воспитательные системы.      
Тема 13. Воспитание патриотизма и интернационализма Практическое занятие №8. Воспитание патриотизма и интернационализма. 1. Составить опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.). 2. Выписать и выучить основные понятия по теме (укажите источник). 3. Подготовиться к обсуждению вопросов к практическому занятию. 4. Выполнить задание №8: - Провести сравнительный анализ современных трактовок понятий «патриотизм» и «интернационализм».  
Тема 14. Воспитание веротерпимости, толерантности. Практическое занятие №9. Воспитание веротерпимости, толерантности. 1. Составить опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.). 2. Выписать и выучить основные понятия по теме: толерантность, патриотизм, интернационализм, гражданственность, этнос, социокультурная толерантность. 3. Подготовиться к обсуждению вопросов к практическому занятию. Выполнить задание №9: - Разработать целевой, содержательный и процессуальный компоненты беседы с младшими школьниками о толерантном отношении к людям других национальностей        
Тема 18. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов) Практическое занятие №10. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов)   1. Составить опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.). 2. Выписать и выучить основные понятия: Социальное пространство, социализация, принципы социального воспитания, факторы воспитания (социализации), микрофакторы, мезофакторы макрофакторы, агенты, средства, механизмы социализации, становление личности в процессе социализации, социальный опыт, возрастные этапы социализации, институты социального воспитания, ценности социального воспитания, институты социализации, принципы социального воспитания, воспитательная организация. социокультурная среда, субъект и объект педагогического взаимодействия. 3. Подготовиться к обсуждению вопросов к практическому занятию. 4. Выполнить задание №9: - Изучите и представьте в таблице опыт социального воспитания в воспитательной организации (на выбор).  
Подготовка ко 2-му текущему контрольному тестированию  
Итого СРС по 2-му разделу  
Всего обязательная СРС по всем разделам  
Подготовка к экзамену
Вариативная составляющая самостоятельной работы
Всего по курсу СРС
           

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы

(14 часов в семестр по выбору студента)

Вариативная составляющая самостоятельной работы студентов составляет 6 часов. Студенту предлагается выбрать те виды самостоятельной работы из предлагаемого перечня, которые он предпочитает выполнить в процессе освоения дисциплины.

Таблица 6

№ п/п Содержание работы Количество времени
Составление терминологического словаря по выбранной теме
Составление библиографического списка по выбранной теме
Составление каталога Интернет-ресурсов по выбранной теме
Составление аннотированного каталога литературы по выбранной теме
Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы
Составление портфолио по дисциплине
Реферат-обзор исследований по проблемам организации педагогического взаимодействия в образовательном процессе в системе учитель-ученик (по возрастам учащихся общеобразовательного уровня обучения).
  Итого

Примерные задания

1. Подготовить доклад по системе воспитания в различных национальных культурах (на выбор).

2. Подготовить сообщение о любой современной концепции воспитания.

3. Подготовить сообщение о любой региональной концепции воспитания.

4. Привести примеры из произведений известных педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), где отражалась бы та или иная концепция воспитания.

5. Подготовить сообщение о различных подходах к трактовке понятий «закономерности воспитания», «принципы воспитания».

Наши рекомендации