Тема 4.5. Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа (ВКР)[18] является одним из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего педагогического образования повышенного уровня (согласно ФГОС СПО третьего поколения – единственным обязательным видом государственоой итоговой аттестации, независимо от уровня образования).
Выполнение ВКР призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний, профессиональных и учебно-исследовательских умений.
Защита ВКР проводится с целью выявления готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и соответствия уровня и качества подготовки выпускников Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (далее – ГОС СПО) в части госу- дарственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпу- скников, требованиям регионального компонента и компонента образователь- ного учреждения.
В дипломной работе выпускник должен показать:
- прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;
- умение анализировать и обощать литературные источники, решать прак- тические задачи, делать выводы и предположения;
- навыки проведения опытно-экспериментальной работы.
Общими требованиями к ВКР являются:
1) целевая направленность;
2) логическая аоследовательность изложения материала;
3) глубина исследования и полнота освещения вопросов;
4) убедительность аргументации;
5) краткость и точность формулировок;
6) конкретность изложения результатов работы;
7) доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;
8) грамотность изложения и правильность технического оформления текста работы.
ВКР должна иметь актуальность и практическую значимость. Темы дипломных работ должны отражать современный уровень развития образования, культуры, педагогической и психологической науки, соответствовать социальному заказу общества.
Закрепление направлений исследований ВКР за студентами (с указанием руководителей и срока выполнения) оформляется приказом директора ОУ СПО не позднее первого ноября последнего года обучения, а утверждение тем ВКР – не позднее первого марта последнего гда обучения.
По выбранному направлению иследования руководитель ВКР совместно со студентом разрабатывает индивидуальный план подготовки и выполнения ВКР. В процессе работы по выбранному направлению исследования происходит окончательная формулировка темы ВКР.
Основными функциями руководителя ВКР являются:
- руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР;
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей ВКР);
- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
- контроль за ходом выполнения ВКР;
- подготовка письменного отзыва на ВКР.
Отзыв руководителя на ВКР должен содержать характеристику работы по всем разделам. В нем руководитель дипломной работы отмечает положительные стороны, недостатки, степень самостоятельности студента, наличие у него навыков работы с научной литературой и организации экспериментального исследования, обоснованность и значимость результатов, возможность их применения и заключение о допуске студента к защите.
Основными функциями консультанта ВКР являются:
- руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР в части содержания консультируемого вопроса;
- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы в части содержания консультируемого вопроса;
- контроль хода выполнения ВКР в части содержания консультируемого вопроса.
Студент-дипломник в процессе написания ВКР обязан:
- вести систематическую подготовительную с научной и периодической литературой в библиотеках;
- поддерживать связь с руководителем ВКР, регулярно информируя его о ходе работы;
- в установленные сроки и в случае возникшей необходимости отчитываться на заседании ПЦК о своей деятельности;
- по мере написания глав и параграфов работы показывать черновой текст руководителю и вносить необходимые исправления и изменения в соответствии с его замечаниями и рекомендациями;
- в утановленный учебной частью срок сдать готовый текст дипломной работы;
- в назначенный срок явиться на защиту с подготовленным текстом выступления.
Объемдипломной работы должен составлять не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста.
ВКР может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный, теоретический характер.
ВКР опытно-практического характераимеет следующую структуру:
- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.;
- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы;
- практическая часть, которая должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять из проектирования педагогической деятель- ности, описания ее реализации, оценки результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения) и т. п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;
- список используемой литературы (не менее 20 источников);
- приложение.
ВКР опытно-экспериментального характераимеет следующую стуктуру:
- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.;
- теоретическая часть, в которой даны история вопроса, уровень разрабо- танности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснова- ние проблемы;
- практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристика методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относи- тельно возможностей практического применения полученных результатов;
- список используемой литературы (не менее 20 источников);
- приложение.
ВКР теоретического характераимеет следующую структуру:
- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.;
- теоретическая часть, в которой даны история вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике посредством глубокого сравнительного анализа литературы;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материала исследования;
- список используемой литературы (не менее 25 источников);
- приложение.
Приложение – это вспомогательная часть дипломной работы, в которую могут входить графики, таблицы, статистически обработанные данные опросов, материалы наблюдений, иной иллюстративный материал. Приложение не является обязательной частью дипломной работы.
ВКР может быть логическим продолжением курсовой работы (КР), идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретичесом и практическом уровне. КР может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) ВКР. Однако чисто механически, дословно, включать курсовую работу в дипломную нельзя. Основные выводы курсовой работы могут служить исходным материалом для творческой разработки проблематики ВКР. В дипломной работе можно выбрать один из аспектов курсовой работы для углубленного анализа, например:
Курсовая работа | Дипломная работа | |
Тема | Осуществление принципа инди- видуализации обучения на уро- ках английского языка | Способы осуществления лично- стно ориентированного подхода к учащимя в процессе обучения иностранному языку (на матери- але преподавания английского языка) |
Объект | Процесс обучения английскому языку с использованием индиви- дуального подхода к учащимся | Процесс личностно ориентиро- ванного обучения иностранному языку |
Предмет | Индивидуализация как средство повышения эффективности про- цесса обучения английскому языку | Индивидуальные формы работы учителя с учащимися как способ реализации принципа личностно ориентированного обучения |
Выполненные дипломные работы рецензируются специалистами из числа работников образовательных учреждений, организаций, владеющих вопросами, связанными с тематикой ВКР.
Рецензия на ВКР должна включать:
- заключение о соответствии содержания ВКР заявленной теме;
- оценку качества выполнения каждого раздела дипломной работы;
- оценку степени разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы;
- оценку ВКР.
Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за три дня до защиты дипломной работы. Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.
Защита ВКР проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии. Процедура защиты дипломной работы, на кото- рую отводится до 1 академического часа на одного студента, включает:
- доклад выпускника (не более 10-15, чаще – 7-10 минут);
- чтение отзыва и рецензии;
- вопросы членов комиссии студенту по поводу защищаемой работы;
- ответы студента.
На защите может быть предусмотрено выступление руководителя ВКР, а также рецензента, если он присутствует на заседании государственной аттестационной комиссии. Результаты защиты обсуждаются комиссией и сообщаются выпускнику в день экзамена.
При определении итоговой оценки по защите ВКР учитываются: доклад выпускника; оценка рецензента; отзыв руководителя; ответы на вопросы, а также наличие элементарного творческого, самостоятельного поиска, исполь- зование разных методов исследования, позволяющих получить достоверную информацию, адекватность методов исследования поставленным задачам, уме- ние анализировать и обобщать материал, логичность и доказательность защиты.
Студенты, выполнившие ВКР, но получившие на защите оценку «неудов- летворительно», имеют право на повторную защиту.
В этом случае государственная аттестационная комиссия может признать целесообразным повторную защиту студентом той же темы ВКР, либо вынести решение о закреплении за ним новой темы ВКР и определить срок повторной защиты, но не ранее, чем через год.
Примерный план действий студента по выполнению дипломной работы:
1. Выбор направления исследования.
2. Составление списка литературы по теме исследования.
3. Степень разработанности проблемы в науке и (или) анализ состояния в практике.
4. Выделение и анализ основных понятий по теме исследования.
5. Составление плана дипломной работы.
6. Обоснование актуальности темы исследования.
7. Написание текста «Актуальность темы», с указанием основных научных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи).
8. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.
9. Написание текста «Анализ литературы по теме исследования», в котором представлены:
а) история исследуемой проблемы;
б) общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования;
в) психологические положения;
г) дидактические положения;
д) методические положения.
10. Написание текста: «Выводы по результатам анализа литературы по теме исследования».
11. Разработка различных способов решения выделенной проблемы и определение оптимального из них.
12. Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование, разработка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов уроков, дидактических тестов и т. д.).
13. Констатирующий эксперимент с целью получения представления об исходном уровне исследуемого предмета.
14. Анализ результатов эксперимента; составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов.
15. Написание текста «Констатирующий эксперимент».
16. Подготовка к осуществлению обучающего эксперимента: планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений и т. д.
17. Проведение и анализ результатов обучающего эксперимента: протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т. д.
18. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, графиках, диаграммах, рисунках и т. д.; формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным обучающего эксперимента.
19. Написание текста «Опытно-экспериментальная работа», в котором отражаются подготовка к осуществлению обучающего эксперимента; условия его проведения; характеристика участников и их позиции в начале и в конце эксперимента; название и последовательность проведения разработанных занятий (учебных или внеклассных), анализ результатов; выводы и рекомендации.
20. Компоновка подготовленных текстов в главы.
21. Написание выводов по главам.
22. Написание заключения.
23. Оформление списка литературы.
24. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, планов-конспектов уроков или воспитательных дел и т. д.).
25. Уточнение оглавления и сопоставление его с заголовками в тексте работы.
26. Оформление титульного листа.
Типичные ошибки, допускаемые студентами при написании теоретической части исследования:
1. Эклектическое стыкование непереработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания авторов. При этом могут приводиться совершенно одинаковые подходы к данному вопросу как различные, так как студент за отличающимся внешним речевым оформлением идей не видит их содержательной однозначности.
2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных походов без анализа и обобщения. Этот вариант несколько лучше предыдущего хотя бы тем, что не является бездумным плагиатом. Однако это очень примитивный уровень работы над изучением состояния проблемы в науке.
3. Смешанное изложение: в теоретической и практической частях излагается то, что дипломник позаимствовал в литературных источниках, и тут же приводятся иллюстрации из наблюдений в школе или из собственной практики. Такой подход «растворяет» собранный практический материал, которого и так не бывает слишком много. Кроме того, далеко не всегда совпадают идея и ее иллюстрация, так как такое доказательство чужих идей следует делать очень осторожно и на основе всестороннего анализа как теоретических аспектов изучаемой проблемы, так и собственного педагогического опыта его интерпретации. К тому же, у выпускников к моменту написания дипломной работы далеко не всегда имеется устоявшаяся система педагогических взглядов и оценок.
4. Теоретическое изложение материала, в котором ни одна идея не подтверждается конкретными примерами и их трактовкой самими авторами.
5. При составлении плана работы выделяются мелкие вопросы проблемы, по которым нельзя набрать достаточный для полновесного параграфа материал или из-за их дробности, или из-за неразработанности. Тогда глава содержит 7-8 параграфов, многие из которых содержат по одной или две страницы. Полноценный по объему параграф (пункт) должен содержать, как правило, 5-8 страниц.
6. Несоразмерность теоретической и практической частей (параграфов) дипломной работы.
7. Большой объем теоретической части обычно свидетельствует о неумении дипломника анализировать, отбирать и группировать материал.
Смысл работы над педагогической литературой должен сводиться к тому, чтобы, сделав общий обзор источников, выбрать по-настоящему ценные, суметь определить ведущих авторов, работающих по данной проблеме. Это довольно сложный этап выполнения ВКР по педагогике. По вопросам обучения и воспитания пишут многие, а оригинальных авторов и самостоятельных идей немного. Отобранные источники надо внимательно прочитать и проанализировать.
Когда набран достаточный рабочий материал, то в тексте работы его можно представить примерно так: «Существует много различных подходов к данной проблеме. Ведущими авторами можно считать… Есть целый ряд положений, которые объединяют, на первый взгляд, разные подходы… Но есть и существенные отличия…» и т. д. Но развести и соединить различные школы и направления недостаточно. Студенту необходимо определить собственную позицию на основе изложенных идей. Возможны другие варианты: когда дипломник присоединяется к одной, наиболее привлекательной для него интерпретации; конструирует обобщенный подход на основе 2-3-х направлений; частично или полностью не соглашается ни с одним ученым и пытается выразить свое отношение к проблеме. Несмотря на то, что последняя попытка чаще всего оказывается достаточно наивной, ее всячески надо поддерживать, заставляя студента основательно аргументировать свою точку зрения, искать доказательства не только «за», но и «против». При этом, в итоге остается самостоятельное видение проблемы, появляется подлинная убежденность в правильности отстаиваемой идеи. Такая работа вырабатывает вдумчивый, критический подход к имеющимся теориям, концепциям, умение их воспринимать и творчески перерабатывать или аргументировано подвергать сомнению и отвергать.
В теоретической части ВКР по педагогике необходимо осветить и проанализировать имеющийся педагогический опыт, представленный в периодических публикациях (специальных журналах, сборниках и т. п.). Для студента работа с такими источниками является примером отбора и анализа собственного педагогического опыта.
Типичные ошибки,допускаемые студентами при организации и проведенииопытно-экспериментальной работы:
1. Построение экспериментальной работы только на анкетах и их анализе. Ни одна, даже самая хорошая анкета не может дать достаточно достоверную картину состояния дела: отсутствие уверенности в полной откровенности респондентов, ограниченность выборок и количества задаваемых вопросов. Анализ результатов носит констатирующий характер, без попыток осмыслений, сопоставления, группировки и вычленения тенденций.
Несколько десятков анкет, которые может собрать дипломник, не могут дать достоверного результата. Однако начинающему исследователю такой материал позволяет научиться отбирать методы исследования, адекватные задачам и характеру исследования; обрабатывать полученный материал; делать частные выводы, касающиеся только имеющегося материала.
2. Опытно-экспериментальная работа построена только на описании работы учителя (воспитателя): чистая фиксация без оценки и выявления причинно-следственных связей, опора лишь на один метод.
3. Перечисление разных, подчас очень интересных методик, но без обоснования их целесообразности и логичности в общей структуре эксперимента. При этом, как правило, имеет место подробное описание методики исследования, но с нечетким представлением результатов.