Выпускная квалификационная работа

Квалификационная работа по теме "Нормирование физической на­грузки на уроке физической культуры детей 7- 10 лет со зрительной патологией" может являться продолжением темы курсовой работы по АФК и включать фрагменты курсовой работы по ТФК- («Физическая нагрузка, способы ее регулирования и контроля на уроке физической культуры») и курсовой работы по физиологии («Изменение деятельности кардиореспираторной системы под влиянием физической нагрузки на уроке физической культуры»). В таком случае квалификационная работа может иметь следующую структуру:

ВВЕДЕНИЕ (актуальность, объект и предмет исследования)

ГЛАВА 1. Физическая нагрузка и ее влияние на организм школьника (обзор научно-методической литературы)

1.1. Физическая нагрузка, способы ее регулирования и контроля на уроке физической культуры.

1.2. Изменение деятельности кардиореспираторной системы под влиянием физической нагрузки на уроке физической культуры.

1.3. Особенности психофизического развития и кордиореспираторной системы детей с нарушением зрения.

1.4. Влияние физической нагрузки на организм ребенка со зрительной патологией.

1.5. Показания и противопоказания к физической нагрузке младших школьников с нарушением зрения.

1.6. Гипотеза исследования.

ГЛАВА 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.

2.1. Цель и задачи исследования

2.2.Методы исследования

2.3.Организация исследования

ГЛАВА 3. Характеристика физической нагрузки на уроке физической культуры слабовидящих детей (результаты исследования)

3.1.Направленность и координационная сложность физической нагрузки на уроке физкультуры

3.2.Объем и интенсивность физической нагрузки на уроке (по данным хронометрирования и пульсометрии)

3.3.Влияние физической нагрузки на организм слабовидящего ребенка в зависимости от типа урока

3.4.Способы индивидуального регулирования нагрузки на уроке.

ГЛАВА 4.Педагогические нормы физической нагрузки для слабовидящих детей на уроке физической культуры (обсуждение результатов исследования).

4.1. …

4.2. …

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Во введении дается обоснование актуальности выбранной темы, формулируются объект и предмет исследования. Названия глав 1,3 и 4 отражают содержание ра­боты. Если в работе стоит несколько задач, то главы (или параграфы) ре­зультатов собственных исследований имеют соответствующие задачам названия.

В главе 1 анализируются источники литературы по выбранной теме. Главное - показать современные представле­ния авторов о состоянии проблемы. Студент должен уметь не только анализировать мнения раз­ных авторов, сопоставлять их, но дать им собственную интерпретацию. Необходимо четко разделять собственные мысли и суждения цитируемых авторов. При использовании заимстваванных фактов, мыслей, суждений необходимо де­лать ссылки на авторов и год издания источника. Заканчивается первая глава обобщением основных результатов анализа состояния вопроса по ис­точникам литературы и формулировка гипотезы. Рекомендуемый объем главы - 15-20 страниц.

Во второй главе описываются цель, задачи, методы и организация исследования. При использовании широко известных методов и методиче­ских приемов, следует сделать ссылку на источник, где они подробно опи­саны. Модифицированные и оригинальные методы детально описываются в работе. Затем подробно излагаются организация исследования (контингент и количество испытуемых, их характеристика – пол, возраст, двигательные и психические возможности, состояние и группа здоровья и т. п.), продолжительность исследования, время, место и условия проведения педагогического эксперимента, методы математической статистики, применяемые при обработке экспериментальных данных. Объем главы 6-8 страниц.

В главе, посвященной результатам исследований и их обсуждению, приводится экспериментальный материал. Его целесообразнее представ­лять в логической последовательности в отдельных параграфах. В этой главе студент результатами исследования решает поставленные задачи. Результаты измерений оформляются в виде протоколов, которые выносятся в приложение, в тексте автор оперирует лишь средними показа­телями, полученными в результате статистической обработки экспериментальных даных. Результаты статистической обработки данных оформляют как приложение (таблицы), в текст помещают построенные на их основе графики, рисунки, схемы, диаграммы. После описания полученного материала следуют его анализ и обсуж­дение - сопоставление с данными других исследований, высказывается собственное суждение по существу полученных результатов. Обсуждение результатов исследований может быть представлено после их изложения в том же разделе, либо вынесено в отдельный параграф (главу). Ориентиро­вочный объем главы в квалификационной работе - 20-25 страниц и более.

После обсуждения результатов следуют выводы, которые должны отвечать на поставленные в работе задачи. Выводы должны быть краткими, конкрет­ными и вытекать из результатов фактического материала исследования.

Список использованной литературы составляется согласно правилам библиографического описания источника в соответствии с ГОСТом (см. 2.4.9. ).

В приложения включают карты обследования, протоколы педагогических наблюдений, образцы анкет и т.п. В качестве приложения могут быть представлены фотоальбомы, видеозаписи и другой иллюстрированный материал.

Планирование работы

Весь цикл подготовки курсовой и выпускной квалификационной работы условно можно представить в следующем виде:

· выбор темы исследования;

· изучение научно-методической литературы;

· определение предмета и объекта исследования;

· определение цели и задач;

· разработка рабочей гипотезы;

· выбор методов исследования;

· организация исследования;

· подготовка и проведение экспериментальной части работы;

· обработка результатов исследования;

· анализ, обобщение, интерпретация результатов исследования;

· формулирование выводов;

· письменное оформление работы, подготовка иллюстративного материала;

· подготовка доклада к защите.

Выбор темы

Студентам предлагается для самостоятельного выбора несколько наибо­лее актуальных направлений научных исследований по адаптивной физиче­ской культуры в системе специального (коррекционного) образования. Все предложенные направления нацелены на углубленное изучение проблем фи­зического воспитания детей и подростков с нарушениями в развитии, при этом объектом исследования могут быть не только уроки и занятия адаптив­ного физического воспитания, но и другие виды АФК: адаптивная двига­тельная рекреация, физическая реабилитация, адаптивный спорт, креативные и экстремальные виды деятельности, составляющие целостную систему физкультурного обра­зования детей с сенсорными, двигательными, интеллектуальными наруше­ниями. Пятое направление ориентирует студента на междисциплинарные ис­следования, связанные со специальной психологией.

Каждое направление содержит большой диапазон тем. Например, в на­правлении 1, проблеме 1.3 тема конкретизируется для определенной нозологиче­ской группы и возраста испытуемых: “Особенности коррекции и развития скоростно-силовых способностей младших школьников с наруше­нием слуха на уроке адаптивного физического воспитания”.

Рекомендации по выбору темы:

1. Искать тему исследования в сфере будущей профессиональной деятельно­сти: специальные (коррекционные) дошкольные и школьные образователь­ные учреждения, реабилитационные центры, специальные медицинские группы общеобразовательных школ и т. п.

2. Учитывать личные интересы, способности и уровень теоретической подго­товки в выбранной области, возможность объективных измерений.

3. Тема выбирается студентом самостоятельно из предложенных направле­ний. Студент имеет право предложить свою тему с обязательной аргумента­цией ее выбора. Тема должна иметь очерченные границы, формулировка – содержать ключевые слова, отражать главную идею работы, быть немного­словной и лаконичной.

4. При выборе темы надо ориентироваться на место проведения педагогиче­ской практики по АФК в специальных (коррекционных) учреждениях (7 се­местр) и специализации (8 семестр), специальной психологии (9 семестр).

5. Желательно выбор темы исследования по АФК сделать до начала выполне­ния курсовых работ по физиологии и теории физической культуры, чтобы темы последних «вписались» в интересы исследовательской работы по АФК. Например: студент выбрал тему по АФК “Средства и методы развития равновесия у детей с ДЦП”. В этом случае по теории физической культуры он может взять тему: “Развитие равновесия на уроках физического воспита­ния в школе”, по физиологии - “Физиологические механизмы развития рав­новесия”. Собранная информация поможет студенту лучше подготовиться к курсовой работе по специальности. Если это не сделано своевременно, при выборе темы по АФК целесообразно использовать ранее накопленный теоре­тический и практический материал, полученный при подготовке двух первых курсовых работ, а также учесть возможность получения научной информа­ции при написании курсовой работы по специальной психологии (9 семестр).

6. Тема должна отвечать современным требованиям, быть социально значи­мой, учитывать потребности практики. В адаптивной физической культуре актуальными проблемами являются разработка и решение оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих, компенса­торных, лечебно-восстановительных задач средствами адаптивного физиче­ского воспитания, адаптивной двигательной рекреации, адаптивного спорта, физической реабилитации, стимулирующих двигательную активность, разви­тие физических и психических функций различных возрастных и нозологи­ческих групп населения.

7. Основные направления исследований в области адаптивной физической культуры в системе коррекционных образовательных учреждений представлены в Приложении 3.

Наши рекомендации