Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего
Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Понятие о пунктуации
Упражнение 1
А. Прочитайте, выделите в каждом предложении словосочетания, установите в них главное и зависимое слово и укажите способ их связи.
1. Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою (Н.). 2. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (П.). 3. И упало каменное слово на мою еще живую грудь (Ахм.). 4. В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев (Паст.).
Б. В данных выше предложениях определите, в каких формах числа, лица или рода сказуемые согласуются с подлежащими. В данных ниже предложениях найдите несогласованные сказуемые, укажите, чем они выражены.
1. Гори всё синим огнем (Шукш.). 2. Бедная моя лиса туда-сюда метаться (Кр.). 3. Есть на земле такие превращенья (Гр.). 4. Нагайкой коня по боку щёлк (Леск.).
Упражнение 2
Прочитайте и сделайте синтаксический разбор каждого простого предложения: назовите, какое оно по цели высказывания, по интонации (восклицательное или невосклицательное), по составу (односоставное - какое именно - или двусоставное), нераспространенное или распространенное; назовите главные члены, затем - второстепенные; укажите, чем выражен каждый член.
1. Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее. 2. Уже совсем стемнело. 3. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага. 4. Я довольно долго не мог заснуть. 5. Дорога у вас тут какова? 6. Несколько дней спустя после первой моей встречи с обоими приятелями отправился я в сельцо Бессоново. 7. Живее, кони, живее!
Крупной рысью вперед! 8. Ты дорогу хорошо знаешь?
9. Поедемте-ка во Льгов. 10. Солнце садится. Воздух
вблизи как-то особенно прозрачен. 11. Как пахнет земляникой и грибами! 12. Уже совсем стемнело. 13. Сквозь
открытые окна из сада веяло осенней свежестью и
запахом яблок. 14. Вот кладут ковер на телегу. 15. Идешь вдоль опушки. 16. Как невыразимо тихо все кругом! 17. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками (И. С. Тургенев).
Знаки препинания в конце самостоятельных
Предложений и между частями сложного
Предложения
Упражнение 3
Прочитайте, укажите среди сложных предложений сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Перепишите, подчеркивая грамматическую основу каждого простого предложения, входящего в сложное, и расставляя знаки препинания.
1. Мы сидели в тени но и в тени было душно. 2.Небо продолжало расчищаться в лесу чуть светлело. 3.Мы поехали шагом за деревней догнал нас человек
лет сорока. 4.Калиныч был одарен преимуществами
которые признавал сам Хорь. 5. Хорь говорил со мной
о многом чего из другого рычагом не выворотишь.6.Скоро закипел самовар и мы принялись пить чай.7.Пока Ермолай жарил в золе картофель я успел задремать. 8. Погода стояла прекрасная белые круглые
облака высоко и тихо неслись над нами. 9. Уже совсем
завечерело когда мы возвратились домой. 10. От каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. 11. Долго я не мог задремать долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова. 12. Лесник не говорил ни слова мужик тоже молчал (И. С. Тургенев).
Упражнение 4
Прочитайте и разделите текст на простые предложения, укажите в каждом грамматическую основу. Перепишите, заменяя, где нужно, строчные буквы прописными и ставя в конце предложений необходимые знаки препинания. Подлежащие подчеркните одной чертой, сказуемые - двумя.
Большая Уссурка - типичная река Уссурийского края она стремительно несет воды в реку Уссури как здесь все непривычно, непохоже на среднерусскую природу бесчисленные острова реки поросли красивым субтропическим лесом кончился лес перед вами обширный луг густая трава поднимается выше человеческого роста сколько здесь всевозможных птиц незнакомое пение слышишь почти беспрерывно смешение северной и южной природы - вот особенности Уссурийского края разве не интересна такая страна конечно, интересна (По Е.П. Спангенбергу).
Упражнение 5
Прочитайте. Каким персонажам комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат приведенные в упражнении реплики? Перепишите, расставляя в конце предложений необходимые знаки препинания. Определите, к какому типу по цели высказывания относится каждое простое предложение.
1. Светает Ах, как скоро ночь минула 2. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь 3. Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг 4. Ах, матушка, не довершай удара Кто беден тот тебе не пара 5. Что нового покажет мне Москва Вчера был бал, а завтра будет два 6. Как Софья Павловна у вас похорошела 7. Ах, злые языки страшнее пистолета 8. Что за тузы в Москве живут и умирают 9. Он вольность хочет проповедать 10. Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам 11. Да и кому в Москве не зажимали рты обеды ужины и танцы 12. Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексеевна.
Упражнение 6
Прочитайте и выделите сложные предложения. Выпишите их, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая в каждом грамматическую основу. Составьте схемы этих предложений.
1. Я приближался к месту моего назначения. 2. Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко которое принял было сперва за отдаленный холмик.3.Ямщик изъяснил мне что облачко предвещало буран.4.Ветер завыл сделалась метель. 5. Я пошел в сени и
отворил дверь в переднюю. 6. Бесстыдство Швабрина
чуть меня не взбесило но никто, кроме меня, не понял
грубых его обиняков. 7. Долг требовал чтобы я явился
туда где служба моя могла быть полезна отечеству
в настоящих затруднительных обстоятельствах. 8. Я
рассказал как началось мое знакомство с Пугачевым
в степи во время бурана. 9. Гвардейский офицер потребовал чтоб меня поставили на очную ставку с главным
доносителем (А.С. Пушкин).