Принцип наглядности. Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип на­глядности

Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип на­глядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разно образны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидакти­ческом принципе наглядности.

Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосред­ственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.

В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др.

Пути реализации этого принципа сформулированы Я. А. Коменским в «Золотом правиле дидактики»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением; слы­шимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; до­ступное осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы и явле­ния можно сразу воспринимать несколькими чувствами — предоставить нескольким чувствам».

И. Г. Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение нагляд­ности со специальным мысленным формированием понятий. К. Д. Ушин­ский раскрыл значение' наглядных ощущений для развития речи обучае­мых. Л. В. Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и нагляд­ности. Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного — 25%, то их одновременное включение в процесс обу­чения повышает эффективность восприятия до 65%.

Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изу­чаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за про­исходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в есте­ственных условиях, в трудовой и производственной деятельности.

Средствами наглядности служат:

• натуральные объекты: растения, животные, природные и производ­ственные объекты, труд людей и самих учащихся;

• объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др.;

• изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафиль­мы, рисунки;

• символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.;

• аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, те­левизионные передачи, компьютерная техника;

• самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.

Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, зна­ния приобретают личностный смысл

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрываю­щих применение принципа наглядности:

• наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и яв­лений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;

• лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;

• то, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается;

• наглядность использовать не как цель, а как средство обучения;

' не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучае­мых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мыш­ление;

• наглядность использовать не только для подтверждения достоверно­сти изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний;

• по мере взросления детей необходимо больше использовать симво­лической наглядности взамен предметной;

• использовать различные виды наглядности в меру, так как чрезмер­ное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного;

• наглядность должна эстетически воспитывать;

• учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообраз­ных средств наглядности.

Наши рекомендации