Принципы обучения. Принцип наглядности в обучении младших школьников. Вклад в развитие принципа наглядности Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.В. Занкова.

Принципы обучения в современной педагогике. Обоснование в теории и практике начального образования принципов научности, систематичности, доступности, наглядности, осознанности и активности учения, прочности усвоения знаний, личностно-ориентированного подхода. Принципы развивающего обучения.

15. Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы. Виды образовательных программ в начальных классах.

Основные компоненты содержания образования: информационный, операционно-деятельностный, аксиологический. Зависимость содержания образования от социальных и экономических условий жизни общества.

Методы обучения. Классификация. Критерии отбора методов обучения. На фрагменте конкретного урока проанализировать обоснованность выбора метода обучения.

Понятие метода обучения. Двусторонний характер методов обучения в учебном процессе. Классификация методов обучения по источнику знаний, по дидактической цели, по познавательной активности, по деятельностному подходу, по взаимодействию учителя и учащегося. Критерии выбора оптимального сочетания методов обучения. Метод обучения и прием.

Формы организации обучения в начальных классах: общеклассные, групповые, индивидуальные.

Урок – основная форма обучения. Типы и структура уроков в разных методических системах (традиционная система, «Школа 2000-2100», система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Особенности использования групповой формы обучения в начальной школе.

Дифференциация и индивидуализация в учебном процессе.

Сущность категорий дифференциации и индивидуализации. Учёт индивидуальных возрастных особенностей младших школьников в процессе обучения. Возможности и виды организации дифференциации и индивидуализации в начальной школе. Проиллюстрировать материалами с уроков (предмет - на выбор).

Контроль и оценка усвоения знаний младшими школьниками. Основные функции. Современные подходы к средствам оценивания.

Контрольно–оценочная деятельность учителя и учащихся в начальных классах. Функции контроля. Виды, методы и формы. Развивающий контроль. Особенности формирования самоконтроля и самооценки у младших школьников. Воспитание оценочной самостоятельности младших школьников. Понятие «рефлексия». Рефлексии и рефлексивная деятельность в учебном процессе.

Мониторинг качества обученности младших школьников.

Сущность мониторинга. Мониторинговые системы. Учебные компетенции. Организация мониторинга учебных достижений младших школьников.

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы.

Особенности воспитательного процесса, содержание. Современные концепции и теории воспитания и развития личности. Движущие силы, структурные элементы процесса воспитания, их взаимосвязь Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

22. Закономерности и принципы процесса воспитания.

Факторы и условия, влияющие на эффективность воспитания. Специфика принципов воспитания. Принцип личностного подхода в воспитании. В.А. Сухомлинский о воспитании детей.

Детский коллектив. Воспитательная работа с коллективом.

Ученический коллектив. Коллектив и личность. Учение о коллективе А.С. Макаренко. Педагогическое руководство коллективом.

24. Воспитательная система школы.

Структура и этапы развития воспитательной системы. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы В. А. Караковского. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах.

Методы и формы организации воспитательного процесса в начальных классах.

Методы и приёмы воспитания, критерии выбора. Классификация методов. Методы формирования сознания. Методы формирования нравственного поведения.

Эстетическое воспитание в начальной школе.

Сущность, задачи, методы. Художественно-эстетическая деятельность в эстетическом воспитании младших школьников. Роль уроков чтения, изобразительного искусства, музыки.

Диагностика воспитанности учащихся в начальной школе.

Критерии воспитанности. Практические методы диагностики уровня воспитанности младших школьников.

Наши рекомендации