Организация семинара, семинара-практикума
Одна из основных функций заместителя заведующей по воспитательно-образовательной работе – оказание помощи воспитателям и специалистам детского сада в организации педагогического процесса, обучение, ознакомление с новыми формами и методами работы с детьми.
Все мы знаем, что методическая работа – это часть системы непрерывного образования педагогов ДОУ. Целями методической работы являются освоение наиболее рациональных методов и приёмов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагогов к организации процесса воспитания и обучения дошкольников; обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.
Методическая работа в детском саду постоянно обновляется: большое значение придаётся оказанию разнообразной помощи педагогам, привлечению внимания к их опыту работы, внедряются новые технологии методической работы в дошкольном учреждении.
К одной из самых эффективных относится технология организации семинаров – практикумов. Семинары – практикумы направлены на повышение уровня не только теоретической, но в первую очередь практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров – практикумов строится на запросах воспитателей и связана с задачами годового плана. В практике работы нашего ДОУ семинары-практикумы проводят не только заместитель заведующей по ВОР, но и педагоги-специалисты, хорошо владеющие необходимыми навыками. Так, инструктор физвоспитания Кобылина Н.В. провела обучающий семинар-практикум «Игровой стретчинг как одна из здоровьесберегающих педагогических технологий», педагог-психолог Залесова Г.В. подготовила и провела семинар-практикум «Использование техники пластилинографии в работе с детьми ОНР» (презентация папки-раскладушки), музыкальный руководитель Ханина М.И. организовала семинар-практикум «Формы использования элементов психогимнастики на музыкальных занятиях».
Но основная доля ответственности за организацию и проведение семинара-практикума, конечно, ложится на заместителя заведующей по ВОР.
Первый вопрос, на который должен ответить заместитель заведующей при планировании семинара – практикума: чем следует руководствоваться при выборе темы семинаров? К сказанному выше (анкетирование и годовые задачи) следует добавить интересы воспитателей и их проблемы. В мае обычно я провожу анкетирование всех педагогов для определения круга методических проблем и задач, решать которые предстоит в следующем учебном году. Некоторые темы подсказывают наблюдения за педпроцессом в течение прошедшего учебного года и анализ разных видов контроля, анализ календарно-перспективных планов.
К семинару-практикуму готовимся заранее: подбор методической литературы, подготовка места проведения семинара, подготовка выставок атрибутов, пособий и др. по заявленной теме, оказание методической помощи выступающим на семинаре и многое другое.
Цель семинара-практикума всегда ориентирована на практический результат. При её формулировке я использую такие выражения, как «обучить педагогов…», «сформировать навыки…», «повысить эффективность использования…», «познакомить педагогов с новыми…» и т.д.
В своей практике организации семинаров-практикумов я использую разные формы: семинар в одно занятие, семинар в несколько занятий, объединённых общей темой. Так, семинар-практикум «Использование схем при развитии речи дошкольников» состоял из трёх занятий: «Система приёмов мнемотехники в обучении дошкольников», «Использование схем при составлении связного рассказа о временах года», «Составление схем для заучивания стихотворений и методические приёмы работы с ними». На первом занятии мы рассмотрели методологические основы общей темы, выявили теоретические позиции использования мнемотехнических приёмов, на следующих занятиях уточняли представления воспитателей о мнемодорожках и мнемокартах, учились составлять их и применять в работе с детьми, обсуждали лучшие варианты пособий. В рамках данного семинара-практикума проводились открытые занятия по применению мнемотехнических приёмов при составлении описательного рассказа и заучивания стихотворения и потешки, в методическом кабинете создана копилка мнемотехнических карт и дорожек. На этих занятиях присутствовали воспитатели детского сада с. Натальино в рамках мероприятий по обмену опытом работы.
Семинары-практикумы я провожу в разных формах: в форме деловой игры («Познавательно-речевое развитие детей»), в форме диспута ( «Формирование связной речи и логического мышления у детей дошкольного возраста»). Регулярно изучая методическую литературу, я нашла подтверждение этому: семинары–практикумы необходимо проводить в разных формах. Это могут быть занятия с элементами лекции, консультации, дискуссии, брифинга, «круглого стола», эстафеты педагогического мастерства. Важно, чтобы каждая из представленных на семинаре, форма организации отвечала общей теме и, дополняя друг друга, способствовала полному её раскрытию.