Конспект семинара-практикума

«Адаптация сотрудников в новом коллективе»

Ход семинара-практикума

1. Вступительное слово ведущего.

Инструкция: на данном этапе объявляется тема семинара-практикума, сообщаются задачи:

- повышение уверенности в себе;

- развитие взаимопонимания;

- тренировка навыков совместной деятельности;

- формирование и развитие чувства коллективизма;

- снятие эмоционального напряжения.

2. Упражнение «Рукопожатие или поклон»

Цель: толерантность, уважительное отношение друг к другу, создание положительного настроя, раскрепощение.

Инструкция: участникам предлагается организовать круг и разделиться на две части «европейцев» и «японцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается своим способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются. После выполнения участники садятся на свои места.

3. Упражнение «Откровенно говоря»

Цели: настрой на дальнейшую работу, сплочение коллектива, помощь в осознании существующих профессиональных проблем, их вербализации, создание положительной атмосферы.

Инструкция: участникам предлагается по очереди вытянуть карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Вывод: независимо от стажа работы у каждого педагога есть трудности, и говорить, что одному работать легче, другому труднее, нельзя. Все работают в равных условиях.

Эмоциональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Это реакция организма, возникающая в следствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это несоответствие между требованиями, предъявляемые к работнику, и его реальными возможностями.

«Выгорание» - довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или освобождения от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Согласно статистическим данным синдром эмоционального выгорания появляется у 50% педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет, у 22% - со стажем от 15 до 20 лет, у 8 % - со стажем от 1 года до 3 лет.

Примечание: на данном этапе участникам можно предложить рассказать о том, у кого возникал такой синдром, как проходил, как решалась проблема. Затрагивая проблему эмоционального выгорания, хочется отметить, что и у опытных педагогов могут быть проблемы, которые в том числе могут влиять на взаимоотношения с новыми сотрудниками.

4. Упражнение «Крокодил»

Цели: развитие умения понимать вербальные и невербальные сигналы, формирование чувства сплоченности.

Инструкция: Группа делится на две команды. Каждой из них предлагается вытащить карточку с пословицей и с помощью жестов, мимики донести до другой команды ее смысл.

Вопросы для обсуждения:

- насколько легко передавать другому человеку какую-либо информацию?

- что мешало?

- как вы думаете, для чего это упражнение?

Выводы: Команды получаются смешанными, это позволяет молодым влиться, приспособиться к новым взаимоотношениям, раскрыться. Делая одно дело, педагоги сближаются. Как важно, чтобы коллектив был сплоченным, все проблемы, возникающие в процессе профессиональной деятельности – связаны они с адаптацией, с синдромом эмоционального выгорания или чем-то другим – будут проходить легче или не возникать вообще, если в коллективе создана благоприятная обстановка, благоприятный психологический климат, что зависит от каждого сотрудника без исключения.

5. Упражнение «Сочиняем стихи»

Цели: раскрытие творческого потенциала, выявление педагогов с лидерскими качествами.

Инструкция: участникам раздаются карточки с неоконченными четверостишиями. Задача – придумать концовку.

6. Игра «Найди пару»

Цели: развитие умения находить выход из затруднительной ситуации; развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание; снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: участники вытягивают карточки с названиями животных. Названия повторяются на двух карточках. Задача: используя любые выразительные средства, характерных для указанного в карточке животного, найди свою пару.

7. Подведение итогов. Существует китайская поговорка – Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь».

Наши рекомендации