Технологическая карта семинара-практикума

Тема:«Коррекция проблем обучения, основанная на нейропсихологическом подходе»

Цель:знакомить с вариантами психологической коррекции, ориентированной на воздействие на причины наблюдаемых особенностей развития

Кашпур Галина Петровна,педагог-психолог

Этапы Цели Содержание Материалы и оборудование
Вводный (игра – упражнение «Веревочка») Развитие активной позиции участников семинара По содержанию игры – упражнения. Веревка
Теоретический Познакомить участников с особенностями познавательных процессов детей с разным типом функциональной асимметрии полушарий   Коррекция проблем обучения методами кинезиологии. Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга. Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта. Коррекция дислексии, дисграфии.   _______________
Практический №I (диагностика психомоторного развития ребенка). Познакомить участников с методами диагностики показателей межполушарного взаимодействия     Демонстрация диагностики показателей межполушарного взаимодействия у ребенка шестилетнего возраста. Обработка результатов обследования. Часы с секундной стрелкой; квадратная доска (25х25 см.); мяч диаметром 8см; веревка; белая линованная бумага; карандаш; катушка с ниткой; резиновый молоток; схема регистрации результатов обследования.  
Практический №II (комплекс кинезиологических упражнений). Познакомить участников с комплексом кинезиологических упражнений развития межполушарных связей, логического и творческого мышления Демонстрация комплекса кинезиологических упражнений: -с дошкольником шестилетнего возраста; -с учащимися 1 класса ЦКРОиР для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития(видеоматериал); -с учащимися 3-Г класса интегрированного обучения СШ№17 (видеоматериал).   Плакат «Горизонтальная восьмерка»; тесто; мука; песочница с песком; пластмассовые тазы; деревянные шпатели; морские камни; видеоматериал; видеооборудование.  
Практический №III (техника «Скорая помощь»)     Демонстрация техники «Скорая помощь»: -с участием ребенка шестилетнего возраста и участников семинара-практикума.   Индивидуальные карточки «Скорая помощь»;
Завершающий   Организационные аспекты занятий. Знакомство с литературой. Замечания по исследованию материала для предварительного изучения.   Литература; список литературы по теме; раздаточный материал (словарь применяемых терминов, приложения для предварительного изучения).  
Рефлексивный   Обсуждение изложенного теоретического и практического материала. Обсуждение тем последующих встреч.    


Материал для предварительного изучения

Стратегия орфографии

  1. Поместите правильное написание слова напротив себя так, чтобы вы могли его легко видеть.
  2. Закройте глаза и подумайте о чем- то приятном и расслабляющем. Когда это чувство окрепнет, откройте глаза и посмотрите на слово.
  3. Поднимите глаз вверх влево и нарисуйте это правильное написание во внутреннем взоре (если это кажется трудным, используйте «Полезные подсказки» ниже).
  4. Взгляните на воображаемый вами образ слова и запишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием. Если вы ошиблись, вернитесь на одну ступень.
  5. Посмотрите на воображаемый внутренний образ слова и напишите слово задом наперед (слева направо). Проверьте написание. Если вы ошиблись, вернитесь на три ступени.

Полезные подсказки

А. Если вам трудно внутренне визуализировать слово, начните с маленьких простых слов.

Б. Выберите хорошо знакомое вам слово, например: Ваше имя. Проговорите его по буквам вслух сначала в прямом, а потом в обратном порядке. Этот прием используется при проверке стратегии орфографии и для более успешного встраивания новой стратегии: если глаза идут в визуальную память, запомнить положение образа и использовать это пространство для припоминания слова.

В. Разберите слова на группы из трех букв и постройте картинку слова из этих групп последовательно.

Г. Неясные буквы выделите, сделав их больше или каким- то образом изменив написание по сравнению с другими.

Д. Закрасьте слово своим любимым цветом.

Е. Расположите буквы на знакомом для вас фоне. Изобразите что-нибудь знакомое – предмет или сценку, как кинокадр, а затем поставьте буквы, которые вам нужно запомнить, над ними.

Ж. Если это длинное слово, уменьшите буквы так, чтобы все слово целиком легко представлялось мысленно.

З. Нарисуйте в воздухе пальцами силуэт буквы, в уме представляя, какие буквы вы пишите.

Обобщение по стратегиям

Правописания

Наиболее неуспешная стратегия начинается с негативной кинестетики.

Распространенная ошибка – использование области визуального конструирования.

Самая эффективная стратегия – начинать в визуальной памяти, а заканчивать в позитивной кинестетики (как правило, позитивные чувства связаны со средней линией тела).

Темы последующих встреч

Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий.

Стратегии мыслительных процессов мальчиков и девочек.

Леворукий ребенок в школе.

Школьные неврозы и причины их возникновения.

Словарь терминов

Амбидекстрия - одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).

Астено-невротический – склонный к повышенной утомляемости, раздражительности.

Аудиальный– относящийся к органам слуха.

Визуальный– относящийся к органам зрения.

Декстрастресс – стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком мире».

Деменция– слабоумие.

Доминантное полушарие– полушарие, преобладающее в активности.

Депривация– недостаток удовлетворения человеческих потребностей.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Кинестетические – ощущения тела, тактильные ощущения, чувство равновесия.

Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую интегративно - целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Минимальная мозговая дисфункция – небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.

Модальность– ведущий канал восприятия.

Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) – толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Нейропедагогика – наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических особенностей ученика и учителя.

Персеверация – навязчивое повторение одних и тех же движений.

Синкинезии– дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движения, которые используются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).

Циклотимия – периодическое изменение настроения и жизненного тонуса от угнетения до возбуждения.

Литература

  1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985.
  2. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
  3. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.
  4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002.
  6. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.
  7. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984.
  8. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001.
  9. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников – М., 1977.
  10. Сухомлинский В.А Самый отстающий в классе…// Воспитание школьников – М., 1991.
  11. Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.
  12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
  13. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.

Наши рекомендации