Как особой сферы культурной деятельности.
Начало XIX в. представляет собой новый этап отечественной музейной истории. Уже в первой трети этого столетия в стране появилось в два раза больше музеев, чем за весь предшествующий век. Музеи содействовали достижению различных культурных, научных, просветительных, воспитательных целей и постепенно завоевывали авторитет в общественном сознании. Термин «музей» прочно закрепился в европейских языках и стал обобщающим и самым употребительным для различных музейных учреждений – Эрмитажа и Оружейной палаты, художественных галерей, частных собраний, небольших музеев местного края, университетских кабинетов.
В начале века целая группа протомузейных учреждений почти одновременно была преобразована в музеи: 1803 г. кабинеты и коллекции Вольного экономического общества стали именоваться музеями и были открыты для пу6лики; в 1805 г. Модель-камера Адмиралтейства в Санкт-Петербурге по ходатайству адмирала П.В.Чичагова была преобразована в Морской музей и также открыта для публики и т.д.
В начале XIX в. наступили качественные изменения и в деятельности первого российского музея – петровской Кунсткамеры. Более века Кунсткамера собирала и изучала многочисленные коллекции, служившие материалом для накопления научных знаний, поддерживала интерес к древностям и к вопросам, касающимся их сохранности, немало способствовала росту авторитета музейных учреждений в России. Состав собрания музея за сто лет его существования расширился и обогатился. Каждая группа материалов требовала своих методик хранения, исследования и экспонирования. Устав Академии наук, принятый в 1836 г., отразил факт создания специализированных музеев, возникших на базе отделов Кунсткамеры: зоологический, ботанический, минералогический, этнографический, азиатский, египетский, а также нумизматический кабинет. В XX столетии они послужат основой для создания крупнейших научно-исследовательских институтов, в XIX же веке они работали как научные музеи, доступные для посещения прежде всего специалистов. Более широких просветительных задач перед ними еще не ставилось.
Серьезные последствия для развития музейного дела имели научные достижения в области археологии и так называемый «археологический бум», возникший после открытия уникальных памятников в Причерноморье. В результате раскопок было найдено огромное количество памятников, в связи с чем возникла проблема их охраны. Найденные в это время археологические предметы до сих пор украшают наши крупнейшие музеи. В XVIII в. ценные находки пересылали в Кунсткамеру, а в XIX в. – в Эрмитаж. Масштабы новых открытий потребовали создания музеев в районе раскопок.
Одесское общество истории и древностей возглавило раскопки на юге России и взяло на себя заботу об охране античных памятников. Этим же Обществом была проявлена инициатива, направленная на сохранение памятников Мирового значения в Херсонесе, Пицунде, Судаке, Алуште, Феодосии, а также керченских курганов, и предприняты первые (середина XIX в.) попытки музейного показа памятников древности, что стало прообразом широко распространенных ныне музеев-заповедников. В течение короткого периода в Причерноморье (в Феодосии, Керчи, Николаеве и Одессе) возникло пять археологических музеев, основы коллекций которых закладывались крупнейшими специалистами, участвовавшими в изучении исторических памятников края.
Развитие и осознание просветительных возможностей музеев приводит в первой трети XIX в. к формированию уже не отдельных коллекций, а групп естественно-научных и исторических музеев при возникающих в этот период университетах, других высших учебных заведениях и научных обществах.
При всех университетах существовали ботанические сады, разнообразные кабинеты – естественной истории и других отраслей научного знания, а также лаборатории.
XIX в. стал временем развития в России национальных культурных форм. Этот процесс охватывает русскую музыкальную культуру и живопись; рождается классическая русская литература. Уже известный в России институт социальной памяти – музей – также адаптируется к национальным условиям. Чувство национальной гордости, вызванное победоносным завершением Отечественной войны 1812 г., способствовало возникновению серьезного внимания к отечественной истории и русским «достопамятностям», осознанию современниками своей общности с прошлым Отечества. Постепенно интерес к национальной истории и историческим памятникам становится неотъемлемой чертой русской культуры, что нашло свое выражение в создании исторических музеев и появлении ряда оригинальных музейных проектов. Так, членами румянцевского кружка – группы энтузиастов-исследователей, объединившихся в 1810-1820 гг. вокруг известного государственного деятеля и мецената Н.П.Румянцева, – была предложена широкомасштабная программа изучения России, изложенная в виде ряда проектов создания национального музея.
Первый проект принадлежал историку и библиографу Ф.П.Аделунгу (1768-1843) и был опубликован в журнале «Сын Отечества» в 1817 г. Автор призывал соотечественников оказать помощь в создании музея, в котором предполагалось рассказать, начиная с древнейших времен, историю России, продемонстрировать этнографические особенности населявших ее народов, показать природные богатства страны, охарактеризовать ее экономику и художественную культуру. В проектируемое учреждение в качестве составных частей должны были входить библиотека русских книг и собрание рукописей. Два раза в неделю музей должен был открываться для публики, которую сопровождали бы, давая пояснения, смотрители отделов.
Проект Русского национального музея, составленный другим членом румянцевского кружка – Б.-Г.Вихманом и опубликованный в том же журнале «Сын Отечества» за 1821 г, также предусматривал создание учреждения самого широкого профиля. В проекте Б.-Г.Вихмана «содержались также довольно подробные и квалифицированные рекомендации, относившиеся к методам хранения, изучения и пополнения музейных коллекций.
В 1829 г. свой проект создания в Санкт-Петербурге Отечественного музея предложил журналист и коллекционер П.П.Свиньин (1787-1839). С 1816 г. он сам собирал «русский музеум», включавший картины, скульптуры, монеты, минералы, рукописи, книги, и в 1826 г. открыл его для посетителей. Проект Свиньина, во многом повторявший предыдущие, был отклонен как трудноисполнимый. В 1834 г. коллекции П.П.Свиньина были проданы с аукциона. Несмотря на то, что перечисленные проекты не были реализованы, они стали определенным шагом в развитии отечественной музейной мысли, представляя интерес как свидетельства осознания необходимости сохранения реликвий отечественной истории и культуры и открывавшихся возможностей использования этих богатств для просвещения народа.
В 1806 г. вышел указ, закрепивший превращение Оружейной палаты в дворцовый музей, доступный для посещения. В дальнейшем предполагалось превратить старейшее древлехранилище в национальный музей. В 1810 г. по проекту архитектора И.В.Еготова для будущего музея построили специальное здание. Но первая экспозиция открылась только в 1814 г. Во время Отечественной войны 1812 г. коллекции были эвакуированы в Нижний Новгород. В дальнейшем потребовалось время как для их возвращения, так и для реставрации музейного здания, пострадавшего в период оккупации Москвы французскими войсками. В новом помещении музея было семь просторных выставочных залов, в которых демонстрировались государственные регалии, коронационная одежда, личные вещи царей, оружие и посольские дары. Драгоценная посуда работы московских мастеров, сокровища Конюшенной казны, старинные экипажи. Эта экспозиция создавалась не как художественная, а как историческая, приданная дать наглядное представление о могуществе и силе дома Романовых, формировать чувство верноподданности и воспитывать убежденность в непоколебимости царской власти, а также удовлетворять возросший в России интерес к отечественной истории.
В первой половине XIX в. Москва в музейном отношении значительно отставала от Санкт-Петербурга. Так, несмотря на все усилия общественности, в ней не удавалось открыть публичный художественный музей. Проекты создания такого музея возникали с завидной регулярностью, свидетельствуя о существовании общественной потребности. В 1831 г. в журнале «Телескоп» за подписью З.А.Волконской был опубликован оставшийся нереализованным проект создания при кафедре изящных искусав и археологии Московского университета эстетического музея. Музей задумывался с просветительными целями как собрание гипсовых слепков с лучших образцов ваяния, начиная с египетского искусства и кончая современными авторами. Нереализованными остались также проекты публичной картинной галереи художника А.С.Добровольского (1836) и публичного художественного музея, предложенного архитектором и коллекционером Е.Д.Тюриным (1850). Идея же эстетического музея все же была воплощена в жизнь И.В.Цветаевым, но сделано это было только в 1912 г.
Многие идеи, определившие развитие музейного дела в XIX в., родились в революционной Франции. В 1793 г. двери Лувра были открыты, и народ получил возможность увидеть находившиеся в нем шедевры. Мысли о реорганизации музеев дворцового ведомства в России, об открытии их для публики были обусловлены общим характером преобразовательной деятельности первых лет царствования Александра I и утверждавшимся в Европе пониманием общественного значения музея. В России уже в конце XVIII в. можно было осмотреть Эрмитаж в отсутствие императора, раз в неделю становились доступными для посетителей коллекции Вольного экономического общества, раз в год открывалось для публики собрание Академии художеств.
В Эрмитаж в начале XIX в. допуск публики производился ежедневно по билетам, выдававшимся хранителем. Общее число посетителей было невелико: около 3-4 тыс. в год, что примерно соответствовало уровню посещения других крупнейших европейских музеев: интерес к художественным памятникам прошлого в 1820-1830-е гг. был характерен лишь для узкого общественного круга. Наиболее постоянными посетителями являлись художники.
В 1852 г., после возведения нового здания с отдельным входом, Эрмитаж был превращен в публичный музей с бесплатным посещением. После размещения экспозиций Оружейной палаты в новом здании, специально выстроенном архитектором К.А.Тоном 1851 г., она также стала принимать посетителей три раза неделю по бесплатным билетам, подписанным директором музея. Эта позиция была официально зафиксирована а «Правилах для управления Московской Оружейной Палаты», утвержденных 26 ноября 1858 г. и вступивших в силу с 1 января 1859 г.
Создание публичных музеев стало одним из наиболее характерных процессов культуры XIX в. А в странах, боровшихся за национальную независимость (например, в Польше), сформировалось убеждение, что от сохранения народами древностей и изучения ими своего прошлого зависит их будущее. В связи с этим музей рассматривался как важный фактор становления национального самосознания.
Можно утверждать, что к середине 1850-х гг. музеи были интегрированы в социальную практику. Важным следствием и одновременно свидетельством этого обстоятельства стало превращение главных российских музеев в публичные и признание их коллекций национальным достоянием. Однако музеи в большинстве своем еще не существовали как самостоятельные учреждения, а многие из них оказались недолговечными. В культурной жизни провинциальных городов они становились важным, ярким, но все еще как бы не укоренившимся явлением. Их рождение и гибель, как правило, целиком зависели от деятельности конкретных людей.
Большинство музеев в столицах находилось в ведении Министерства императорского двора либо Министерства народного просвещения. Еще не существовало музейного образования и музейных профессий. Часто, особенно в научных или частных музеях, собственно музейные коллекции, научный архив и библиотека составляли единый комплекс, хранителем которого являлся библиотекарь. Порядок учета, хранения и демонстрации коллекций не имели ярко выраженной и осознанно музейной специфики. Для руководства даже крупнейшими музеями требовались не столько специальная, сколько общенаучная подготовка, эрудиция, знакомство с европейским опытом.
Следующий этап развития музейных учреждений и придания этой культурной форме национальной специфики продлился до конца 1890-х гг. Положительным образом на этом процессе сказались последствия реформ 1860-1870-х гг., проведение которых способствовало большей демократизации сферы культуры. Кроме того, следует отметить, что музеи на этом этапе сумели занять в общественном сознании место в одном ряду с другими хранилищами человеческой памяти – архивами и библиотеками.
Усилиями научных обществ и отдельных деятелей культуры при поддержке государственной власти в столичных городах были созданы крупнейшие музеи страны: Исторический музей (1872), Политехнический музей (1872), Русский музей (1895).
«Московский публичный и Румянцевский музеумы» как единое целое возникли в результате совместного экспонирования богатейшего румянцевского собрания, в 1861 г. перевезенного из Санкт-Петербурга в Москву, и коллекций Московского университета. Организация в музее отдела изящных искусств стала совершенно новым и чисто московским начинанием, воплотившим давнишнюю мечту москвичей иметь в городе публичную картинную галерею. В отдел изящных искусств передали более 200 картин из Эрмитажа, а император Александр II подарил музею картину А.А.Иванова «Явление Христа народу».
Структура учреждения несколько раз менялась, но его важнейшей составляющей всегда оставалось ценнейшее отделение рукописей и славянских старопечатных книг, сформированное еще при Румянцеве. После перевода из Санкт-Петербурга всего за 2-3 года библиотечный фонд вырос в несколько раз и к 1864 г. насчитывал 125 тыс. томов. В 1866 г. библиотеке музея предоставили право на получение обязательного экземпляра, благодаря которому она со временем превратилась в крупнейшую библиотеку страны. Читальный зал на 100-120 мест работал ежедневно. В 1867 г. было зафиксировано около 5 000 посещений, а в 1897 г. – 46 000. Музей, который в год посещали 35-40 тыс. человек, посетители осматривали самостоятельно, а по воскресеньям в его залы бесплатно допускалась 1 000 человек. Для учащихся организовывались экскурсии. Этнографическое отделение музея позднее преобразовали в Дашковский музей, а минералогическое собрание в конце века передали университету.
Особое место в истории отечественной культуры принадлежит Императорскому российскому историческому музею, претендовавшему на роль национального музея, дающего цельную картину исторического процесса и потому собирающего и хранящего все многообразие памятников, отражающих историю страны. История его создания связана с Этнографической выставкой 1867 г., выявившей существование глубокого интереса к памятникам народов России и изучению исторического прошлого в самых широких слоях российского общества. Инициатива в проведении выставки принадлежала Обществу любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Блистательно прошедшая Этнографическая выставка породила мысль о проведении в 1872 г. политехнической выставки, приуроченной к празднованию 200-летия со дня рождения Петра I. В ее историческом, «Севастопольском», а также военном и морском отделах экспонировались военные реликвии и другие исторические памятники. Ценность сформированных коллекций и выставочных материалов была столь велика, что невозможно было себе представить, что все эти богатства станут лишь объектами временного показа. В среде устроителей севастопольского отдела (генерал А. А. Зеленый, полковник Н.И.Чепелевский, граф А.С.Уваров, будущий начальник Артиллерийского музея Н.Е.Бранденбург) и возникла мысль о создании исторического музея.
В итоге в 1872 г. был основан Исторический музей.
Конкретная организационная работа растянулась на многие годы; программные вопросы, имевшие отношение к созданию музея, параллельно обсуждались в печати. Мысль о безусловной полезности музеев и выставок была признана аксиомой для всех образованных людей. Музеи рассматривались как эффективное средство популяризации науки, но перед ними также ставилась задача «вести науку вперед».
В создании музея и выработке программы его деятельности приняли участие крупнейшие историки: В.О.Ключевский, Д.И.Иловайский, К.Н.Бестужев-Рюмин, Ф.И.Буслаев, А.С.Уваров, И.Е.Забелин, С.М.Соловьев. В 1881 г. музей получил статус государственного учреждения, находящегося в ведении Министерства народного просвещения, и стал именоваться Императорским российским историческим музеем. Его почетным председателем император назначил великого князя Сергея Александровича. Товарищем председателя и фактическим директором музея стал А.С.Уваров – один из инициаторов создания музея, автор его первой программы и первого устава. После смерти Уварова эту должность более двадцати лет (с 1885 по 1908 гг.) будет занимать И.Е.Забелин.
В специально объявленном конкурсе проектов музейного здания победил проект В.О.Шервуда и А.А.Семенова. Возведение здания началось в 1875 г. и в основном было закончено в 1883 г. Архитектурная отделка и художественное убранство интерьеров рассматривались авторами проекта как источники дополнительных сведений. Так, и росписи залов, авторами которых являлись такие видные художники второй половины XIX в., как В.М.Васнецов, Г.И.Семирадский, И.К.Айвазовский, и развешанные в этих залах исторические картины, принадлежавшие кисти тех же живописцев, как по стилю, так и по содержанию соответствовали времени создания выставленных в них экспонатов. Однако А.С.Уваров и И.Е.Забелин единодушно считали главными «героями» музейного собрания включенные в его состав подлинные памятники.
Первая экспозиция, открывшаяся в 1883 г. и выстроенная по единому научному плану, в основе которого лежало понимание общего хода исторического развития как закономерного процесса, стала новым словом в истории мирового музейного дела. Свыше 3 000 экспонатов, выставленных в залах музеев, рассказывали об истории России до XII в. Материалы были систематизированы по географическому принципу; широко использовались модели, макеты, карты. Экспозиция положительно оценивалась современниками, осознавшими, что у музея появилась своя особая область специализации внутри исторической науки – быть «вещественным выразителем и отобразителем тысячелетней истории русского народа во всех ее видоизменениях и бытовых положениях».
Основной фонд музея, насчитывавший в 1886 г уже 15 тыс. единиц, быстро пополнялся, в основном за счет получаемых в дар частных коллекций. Начиная с 1883 г. публиковались ежегодные отчеты музея. В 1889 г. в Историческом музее начала функционировать аудитория, предназначенная для чтения публичных лекций и заседаний ученых обществ и рассчитанная на 700 человек. Долгое время она являлась одной из самых крупных публичных аудиторий в Москве. Залы второго этажа музейного здания постоянно использовались для размещения различных экспозиций. В 1892 г. в музее открылись археологическая и географическая выставки, в 1894 г. в нем проходил Первый съезд русских художников, с 1893 г. здесь устраивались выставки Московского товарищества художников. В 1899 г. в Историческом музее работала юбилейная Пушкинская выставка. А вот количество экскурсий оставалось весьма скромным: вплоть до начала XX в. их проходило не более девятнадцати в год.
Музеи дворцового ведомства – Оружейная млата и Эрмитаж – продолжали оставаться крупнейшими художественными собраниями страны. Сохраняя художественные сокровища императорской фамилии, они открывали свои двери для широкой публики. В 1870-е гг. была введена система билетов и пропусков, книги регистрации посетителей. Во второй половине столетия по царским дворцам провопили экскурсии для учащихся, кадетов и гвардейских офицеров. В начале XX в. посещения музеев станут обязательными для учащихся, а среди посетителей появятся рабочие, для одиночных посетителей издавались путеводители. Летом 1896 г. в Оружейную палату приходило до 2 000 человек в день. Демократизация музейной деятельность была фактом огромного общественного и культурного значения, так как способствовала более активному использованию культурного потенциала крупнейших российских музеев и сделала доступными для широких слоев населения лучшие образцы отечественной и мировой культуры.
Высокий художественный уровень коллекций обязывал повышать и уровень внутримузейной работы. В ходе процесса демократизации и профессионализации музейной деятельности, протекавшего на протяжении XIX в., управление императорскими коллекциями перешло от придворных сановников к ученым. Во второй половине этого столетия в Эрмитаже велась научная разработка его сокровищ, совершенствовалась развеска картин, издавались альбомы, содержавшие воспроизведения художественных и исторических экспонатов; в музейных учреждениях выросли ученые, обогатившие своими трудами отечественную науку.
Яркой страницей в истории русской культуры стало создание на основе частных коллекций, безвозмездно переданных владельцами в общественное пользование, крупных художественных музеев: Третьяковской галереи (1892), Цветковской галереи (1909), Театрального музея им. А.А.Бахрушина (1913).
Начало Третьяковской галерее было положено еще в 1856 г. Спустя примерно двадцать лет галерея приняла первых посетителей, а в 1881 г. допустила в свои стены широкую публику, причем вход в музей был бесплатным. К этому времени в Москве сложились и другие богатейшие художественные собрания; некоторые из них были также открыты для посещения. Однако среди великого множества имен коллекционеров имени П.М.Третьякова принадлежит особое место. Он был единственным, кто вдохновлялся идеи создания общедоступного национального художественного музея. Еще в I860 г., в самом начале своей коллекционерской деятельности, Павел Михайлович писал: «...для истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусав, принесущего многим пользу, всем удовольствие...».[3] Именно этими идеями руководствовались братья Третьяковы и при формировании своей коллекции, и при строительстве здания, и при развеске картин, и при определении дальнейшей судьбы любимого музея. В 1892 г. галерея была передана в дар городу Москве. Эта акция стала событием общенационального масштаба и послужила поводом для созыва Первого съезда художников, собравшегося в 1894 г. в стенах Исторического музея.
К моменту передачи галереи городу она насчитывала 1 276 полотен русских художников, а также небольшое собрание рисунков (471) и скульптур (10) русских мастеров. Галерея П.М.Третьякова имела огромное влияние на рост интереса к русскому искусству и к его усиленному собиранию. Пример коллекционерской деятельности Третьякова вызывал желание подражать ему в деле собирательства картин, пробудил интерес к художникам и к искусству.
Создание художественной галереи братьев Третьяковых, видимо, послужило толчком к принятию императорского решения об учреждении в 1895 г. еще более крупного музея в Санкт-Петербурге. Рост значения музеев в общественной жизни страны стал так очевиден и так ярко проявился в связи с открытием «Третьяковки», что вызвал стремление со стороны государства более активно использовать музеи в идеологических целях. Впервые это отчетливо проявилось в программе и деятельности Русского музея. Памятный отдел музея должен был создать благоприятное впечатление о деяниях Александра III, направленных на благо отечества. Открытие Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге в значительной степени подвели итог развитию русской живописи XIX в. Крупнейшие произведения отечественной живописной культуры сохранялись для будущих поколений уже в составе музейных коллекций.
Особенностью последней трети XIX в. явилось создание в провинции, в основном по инициативе представителей разночинной интеллигенции, большого количества музеев, объектом внимания которых стали природные условия, историческое развитие, экономика, быт и культура конкретного города или региона. Местные музеи создавались при губернских статистических комитетах, губернских ученых архивных комиссиях, местных отделениях научных обществ, органах городского самоуправления. В их собраниях, формировавшихся, как правило, стихийно, преобладали естественно-исторические, археологические и этнографические коллекции, в отдельных случаях имевшие уникальный характер.
Особое значение для российской культуры и музейного дела имело Русское географическое общество. При участии были созданы и в разное время находились в его ведении музеи в Тифлисе, Иркутске, Красноярске, Омске, Хабаровске, Чите, Владивостоке, Семипалатинске, Барнауле, Якутске.
Классическим образцом музея местного края исследователи считают музей в г. Минусинске, основанный И.Мартьяновым, который приехал в Минусинск в 1874 г., получив здесь место провизора. А уже в 1876 г. он создал Общественный музей при Минусинском приходском училище, ставший позднее Общедоступным публичным городским музеем, при котором в 1878 г. была основана библиотека. В 1887 г. для музея построили специальное здание, что свидетельствовало о завоевании им немалого авторитета в городе. Вокруг музея сформировался актив из почти 700 добровольных помощников – и это в городке, где даже к концу XIX в. не проживало более 6 тыс. жителей. Деятельность Мартьянова поддерживали и местные власти.
Будучи сторонником комплексного изучения края, Мартьянов за четверть века планомерно обследовал огромную территорию, изъездил и исходил десятки тысяч километров. Он издавал научные труды, сотрудничал с крупнейшими научными организациями Москвы и Санкт-Петербурга, а в конце века совершил большую поездку по России, знакомясь с деятельностью музеев и научных обществ. Со временем музей в Минусинске превратился в культурный и научный центр с превосходно подобранной библиотекой, образцовой метеорологической станцией, химической лабораторией для определения состава почв и горных пород, хранилищем сельскохозяйственных орудий. Комплексный характер музея обусловливал его положение «единственного в целом обширном районе складочного места самых разнородных предметов, интересных и достойных сохранения». Ученые всех академических и зарубежных научных экспедиций, работавших в тех краях, обязательно знакомились с его коллекциями. Благодаря научной основательности и полноте собрания, а также многочисленным публикациям музей стал известен не только в России, но и за рубежом. Экспозиция музея строилась на основе научной классификации коллекций, но была доступна пониманию местного населения и содержала в практическом отношении полезную для него информацию. Программа музея послужила образцом для организаторов подобных учреждений в Енисейске (1883), Нерчинске (1886), Ачинске (1887), Красноярске (1888).
К началу XX в., по далеко не полным данным, музеи работали в 104 городах европейской России, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Они играли заметную роль в культурной жизни провинции.
Первым художественным музеем в провинции стал Саратовский Радищевский музей, открытый в 1885 г. по инициативе художника А.П.Боголюбова (внука А.Н.Радищева) и на основе его собрания живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства. Затем возникли музеи в крупных губернских городах – Казани (1895), Н.Новгороде (1896), Пензе (1897) и др. Почва для распространения художественных музеев в провинции в значительной степени была подготовлена деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок.
На протяжении XIX в. продолжилось формирование профильных групп музеев, ориентированных на конкретную отрасль производства, техники, науки, культуры. Правительство активно поддерживало создание музеев, пропагандировавших рациональное ведение хозяйства и новейшие научно-технические знания. К 1810-1820 гг. относятся первые шаги в создании промышленных музеев, оказавшихся необходимыми для развивающейся отечественной промышленности, заинтересованной в совершенствовании техники и подготовке специалистов.
В 1820-е гг. академиком И.Х.Гамелем был составлен проект организации национального промышленного музея (подобного парижской Консерватории национальных искусств и ремесел – первому в мире промышленному музею, возникшему в 1793 г.). Этот проект не был реализован, однако в Санкт-Петербурге появились Мануфактурный совет и Технологический институт, а в 1829 г. открылась Первая публичная выставка мануфактурных изделий. С этого времени промышленные выставки проводились регулярно, поочередно в Москве и Санкт-Петербурге. Изделия, удостоенные на выставках наград, поступали в Мануфактурный музеум (основан в 1811 г.). С 1836 г. промышленные выставки проходили и в губернских городах, формируя основу будущих местных музеев. Этой же цели служили губернские выставки произведений и изделий края, которые обычно организовывались в связи с обязательными поездками в провинцию императора и наследников престола.
Отечественные промышленные музеи отличались от его парижского прототипа более прикладным характером деятельности, ориентированностью на нужды развивающейся промышленности и на повышение уровня культуры производства. Так, в Барнауле в 1823 г. к 100-летнему юбилею горной промышленности на Алтае открылся музей, основной идеей которого был показ достижений отечественных механиков, трудившихся на местных заводах. В музее экспонировались минералогические, фаунистические, этнографические и археологические коллекции, но главными в экспозиции были модели рудников, заводов и машин, орудия труда и готовая продукция. Модели паровой машины И.И.Ползунова и механизмов изобретателя К.Д.Фролова сопровождались текстовыми пояснениями, в которых указывалось, когда и кем были созданы эти машины и кем изготовлена ее модель.
К 1840 г. относится первое упоминание о Нижнетагильском музее, открытом в 1841 г. по инициативе заводчиков Демидовых как «Музеум естественной истории и древностей». Как видно из названия, вновь созданное учреждение не являлось в полном смысле промышленным музеем, его коллекции носили скорее «смешанный» характер, и подобный подход к комплектованию музейных собраний был характерен для того времени. Значительное место в нем занимали присылаемые заводскими конторами «замечательные образцы окончательных и черновых произведений металлургических продуктов, вновь открытых руд, огнеупорных материалов». Музей пополнялся также заводскими изделиями, экспонировавшимися на промышленных выставках, в которых участвовали заводы Нижнетагильского округа. Поэтому в 1891 г. он был переименован в «Горнозаводской музеум» Нижнетагильских и Луньевских заводов.
В конце 1859 г., еще в ходе подготовки реформ, доклад министра государственных имуществ инициировал Учреждение в Санкт-Петербурге Сельскохозяйственного музея. Потребность в подобных музеях ощущалась давно, и попытки их создания предпринимались еще в первой половине столетия, но не получили развития. Достаточные условия для их учреждения и функционирования сложились лишь пореформенное время. В начале 1860-х гг. в названный музей передали собрания музеев Вольного экономического общества, выделили ему ежегодные субсидии, и для него были сделаны специальные приобретения за границей. Музей пользовался популярностью и был хорошо посещаем. Со временем возникли специализированные сельскохозяйственные музеи и в провинциальных городах.
Если возникновение исторических и археологических музеев стало следствием «заинтересованного отношения к прошлому», то появившиеся промышленные музеи были необходимы для решения насущных социальных и экономических задач. Дальнейшее развитие этой группы музеев в конце XIX – начале XX вв. отразило имевшиеся на тот момент достижения технического прогресса и происходившую смену способа производства. Одновременно сформировалась группа кустарных музеев, содействовавших сохранению и развитию кустарных, в том числе художественных, промыслов, что было особенно важно в условиях вытеснения кустарного производства фабричным.
Эта группа музеев получила широкое распространение после Всемирной выставки 1851 г. в Лондоне.
К концу XIX в. в России сложилась разветвленная сеть военно-исторических музеев, которые играли важную роль в развитии военно-исторической науки и пропаганде военных знаний, в образовании и воспитании личного состава армии. По инициативе земств в провинции возникали естественно-исторические, в том числе почвенные, музеи. При духовных академиях и церковно-археологических комитетах сформировалась группа церковно-археологических музеев. Продолжали развиваться историко-археологические музеи, в том числе посвященные истории народов, проживавших на территории Российской империи: Туркестанский музей древностей в Самарканде (1874), Городской музей древностей и искусства в Киеве (1899) и др.
Во второй половине XIX в. получила серьезное развитие одна из важнейших социальных функций музейных учреждений – просветительная – и начала формироваться группа музеев, специально ориентированная на педагогическую деятельность. Россию считают родиной педагогических музеев. Первым подобным музеем стал Педагогический музей военно-учебных заведений в Санкт-Петербурге (1864). В 1890-е гг. появилась одна из разновидностей педагогических музеев – передвижные музеи наглядных пособий. Первый и наиболее крупный из них – Петербургский подвижной музей наглядных учебных пособий – был образован в 1892 г. группой учителей. К концу века сложилась целая сеть музеев, обслуживавшая многочисленные учебно-воспитательные учреждения и привлекшая к своей работе большое число русских педагогов (Н.Ф.Бунакова, Н.А.Корфа, П.Ф.Лесгафта, К.Д.Ушинского и др.). Большинство педагогических музеев имело коллекции, которые выдавались временное пользование.
Масштабную и разнообразную просветительную работу проводили все крупнейшие российские музеи. Но особенно яркой, многогранной и эффективной была деятельность Политехнического музея в Москве. Создан он был 1872 г. Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии, а в основу его собрания положены материалы Политехнической выставки 1872 г. Устроители видели задачу музея в распространении прикладных знаний, в развитии отечественной промышленности, профессионального образования и народного просвещения.
Заведование его основными отделами на общественных началах приняли на себя крупнейшие ученые. Объединившись вокруг Политехнического музея, они оказывали всемерную поддержку изобретателям и вели научные исследования. Лаборатории музея были оборудованы современной аппаратурой, что позволяло не только демонстрировать опыты, но и проводить серьезные исследования и даже совершать открытия мирового значения. Так, в стенах музея была изобретена «свеча Яблочкова».
Для посетителей была разработана система объяснительных надписей и введен экскурсионный метод осмотра экспонатов. Большое распространение и популярность приобрели циклы лекций-занятий по различным дисциплинам, сопровождавшиеся постановкой опытов.
Лекции по самым актуальным научным проблемам читали виднейшие деятели науки и техники: Д.Н.Анучин, А.Н.Бекетов, Л.С.Берг, В.Р.Вильяме, А.И.Воейков, Н.Е.Жуковский, Д.И.Менделеев, А.Г.Столетов, К.А.Тимирязев и др. Родилась традиция чтения виднейшими профессорами публичных лекций в стенах музея, традиция, продолжающаяся уже более ста лет. Посещаемость музея постоянно возрастала. Если в 1873 г. его посетило 12552 человека, то в 1883 г. – уже 112328.
Масштабы, которые приобрело музейное дело и коллекционирование в пореформенное время, потребовали объединения организационных усилий и аккумулирования значительных материальных средств и породили настоятельную потребность в меценатстве, сыгравшем большую роль художественной жизни страны. Роль меценатов в истории художественной культуры и музейного дела не исчерпывается материальной поддержкой крупных культурных начинаний. Многие из коллекционеров-меценатов (С.И.Щукин, П.М.Третьяков) обладали исключительным даром распознавать подлинные художественные ценности, порой опережая в этом отношении свое время.
Большая часть произведений русской живописи к концу века находилась в частном владении. Общественность настаивала на открытии коллекций для исследователей, на «раскрепощении» частных собраний путем публикаций каталогов и обзоров, организаций выставок. Художественные музеи и галереи, открывшие постоянные экспозиции и проводившие многочисленные выставки, стали новой формой музейного учреждения и новым явлением в культурной жизни страны.
Многие известные коллекции на рубеже столетий пополнили составы музейных собраний или трансформировались в частные музеи. Учитывая, что в России того времени не существовало никаких ограничений на вывоз музейных ценностей за границу, следует признать необыкновенную важность того обстоятельства, что культурные ценности, будучи включенными в состав музейных фондов, как правило, оставались в пределах государства, сохранявшего их для последующих поколений.
Постепенно в обществе складывалось отношение к музейной деятельности как к деятельности специфической, самостоятельной, отличной от других форм, осуществляемых в сфере культуры. Процесс выделения в особую группу людей, учреждений, организаций, специализировавшихся в этой области, протекал на протяжении всего столетия и подготовил новый скачок в развитии музейного дела, пришедшийся на первую треть XX в.