Информация о реализации в г. Перми Пермского края модели персонифицированного финансирования услуг дополнительного образования детей

Традиционно муниципальные учреждения дополнительного образования детей финансировались по сметному принципу, не учитывающему востребованность данного учреждения потребителем услуги. Это с одной стороны, не обеспечивает «прозрачность» формирования бюджета учреждения, а с другой – не стимулирует его к повышению качества предоставляемых услуг и увеличению их спектра.

В 2004 году впервые введен персонифицированный учет услуг путем составления списков в Excel. Для учета услуг был разработан сертификат на предоставление услуги дополнительного образования в г. Перми.

Одним из главных и необходимых механизмов решения указанной проблемы является перевод всех муниципальных учреждений дополнительного образования детей на нормативно-подушевое финансирование и организация контроля за сохранностью контингента. Система организации учета предоставления услуг должна быть понятной, доступной, автоматизированной и предполагающей коррекцию финансирования при условии прекращения предоставления этой услуги конкретному потребителю.

Разработанный норматив стоимости услуги, включающий затраты на фонд оплаты труда и содержание имущественного комплекса, с учетом специфики дополнительного образования (норматив дифференцирован по услугам спортивной и неспортивной направленности, учет затрат на реализацию образовательных программ по годам обучения) позволил с 2007 года все муниципальные учреждения финансировать по нормативно-подушевому принципу с учетом контингента детей.

Одинаковые правила финансирования обеспечили «прозрачность» формирования бюджета учреждения и создали экономические стимулы для руководителя к эффективному расходованию средств бюджета («учреждение экономит для себя», неизрасходованные средства не изымаются в конце года).

Возможность самостоятельно планировать направления расходования средств позволяет управлять затратами путем внедрения энергосберегающих технологий, перевода непрофильных функций на аутсорсинг, оптимизации штатов.

Еще один важный шаг в повышении самостоятельности муниципальных учреждений дополнительного образования является переход в новую организационно-правовую форму: автономное учреждение. С 2008 года все учреждения этой сферы являются автономными.

Каждому учреждению дополнительного образования департамент образования дает муниципальное задание, в котором указаны показатели объема и качества. По итогам исполнения муниципального задания в части объема услуг происходит корректировка, как в сторону увеличения финансирования, так и в сторону его уменьшения. Это означает, что если учреждение не выполнило задание на предоставление услуг за предыдущий квартал, то у него изымаются денежные средств в размере стоимости не оказанных им услуг.

Показатели качества муниципального задания для каждого учреждения дополнительного образования формируются индивидуально и включают в себя такие показатели, как сохранность контингента, вовлечение в систему дополнительного образования детей группы риска, охват дополнительным образованием подростков (детей в возрасте 14-17 лет) и т.д.

Самым «прорывным», инновационным шагом было введение электронных карт. Для контроля исполнения муниципального задания разработан программный продукт, позволивший с 2010 года организовать систему электронного учета услуг дополнительного образования через именную пластиковую электронную карту. Это позволило осуществить переход от принципа учета детей к принципу учета посещений каждым ребенком занятия. Каждое посещение ребенком занятия фиксируется при помощи этой карты через терминалы, установленные в каждом муниципальном учреждении дополнительного образования. Вся информация поступает на портал дополнительного образования, где она обрабатывается и используется каждой категорией участников образовательного процесса в своей работе.

Через портал дополнительного образования детей муниципальные учреждения формируют группы, ведут электронный журнал посещаемости, регистрируют договоры, размещают электронное расписание. Кроме того, при помощи ресурсов этого портала составляются электронные отчеты по объему услуг, а также по качеству их предоставления. Для родителей портал предоставляет всю информацию о муниципальных учреждениях дополнительного образования: место нахождения, перечень услуг, расписание занятий, результаты работы по направлениям и т.д.

В настоящее время система электронного учета услуг дополнительного образования внедряется и в муниципальных учреждениях, подведомственных комитету по физической культуре и спорту администрации города Перми. Каждый школьник имеет личную персональную карту, по которой может получать услуги питания, дополнительного образования и в перспективе проезда в общественном транспорте.

Нормативные документы:

постановления администрации города Перми от 30.11.2007 г. № 502 «О Порядке формирования, размещения, финансового обеспечения и контроля выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)»;

постановления администрации города Перми от 14.06.2011 г. № 284 «Об утверждении методики расчета нормативных затрат на оказание муниципальной услуги дополнительного образования детей города Перми неспортивной направленности и нормативных затрат муниципального имущества»;

постановления администрации города Перми от 20.03.2014 г. № 187 «Об утверждении Методики расчета нормативных затрат на оказание муниципальной услуги дополнительного образования детей по программам спортивной подготовки и нормативных затрат на содержание муниципального имущества».

Также необходимо отметить, что 50% муниципальных районов (городских округов) участвуют в реализации модели персонифицированного финансирования: на муниципальном уровне приняты нормативные документы, определяющие норматив финансирования услуги дополнительного образования.

Причем норматив включает в себя и фонд оплаты труда, и фонд материальных затрат. А с 2011 года финансирование осуществляется по полному нормативу, то есть включает и содержание имущества, и налоги. С 2014 года затраты на уплату налогов входят в отдельный норматив – нормативные затраты на содержание имущества и распределяются между ОУ по кадастровой стоимости и по остаточной стоимости основных средств.

В зависимости от муниципалитета норматив разрабатывается с учетом направленностей программ дополнительного образования или продолжительностью времени освоения программ.

Преимущества персонифицированного финансирования услуг дополнительного образования:

норматив включает в себя ФОТ + ФМО. Отсюда в целом эффективность использования бюджетных средств (аутсорсинг, оптимизация штатного расписания и т.д.);

обеспечивается прозрачность финансирования. Финансируется услуга, а не учреждение. Это, во-первых, социально справедливо и, во-вторых, стимулирует руководителя учреждения бороться за сохранность контингента;

важно также и то, что руководитель, используя объективные результаты учета услуг, может принимать обоснованные управленческие решения в отношении реализуемых программ и педагогов;

немаловажными являются объемы сэкономленных средств, которые перераспределяются на другие нужды. Важно также отметить, что контроль исполнения государственного (муниципального) задания – прямая обязанность учредителя в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

конкуренция за ребенка, которая задается нашей системой финансирования, влияет на решение не только экономических, но и содержательных задач: обновление линейки программ, поиск новых сегментов рынка и т.д.

***************

Напоминаем руководителям региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, что ЦС Профсоюза направил письмом № 291 от 29.06.2016г. для ознакомления и использования в практической деятельности информацию по итогам общепрофсоюзного мониторинга по вопросам развития системы дополнительного образования детей, проведенного в 2016 году, а также аналитическую справку о показателях и критериях оценки деятельности педагогов дополнительного образования, используемых в образовательных организациях дополнительного образования детей.

В мониторинге по развитию системы дополнительного образования детей, проведенного Общероссийским профсоюзом образования (далее – Профсоюз) в 2015 году, участвовали 53 региональные (межрегиональные) организации Профсоюза, представившие информацию по 54 субъектам Российской Федерации.

Об активизации работы Общероссийского Профсоюза образования,

Наши рекомендации