Безопасность жизнедеятельности

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

Будущие бакалавры должны получить теоретические знания и умения в сфере профессиональной деятельности, которые необходимы для организации безопасных условий жизнедеятельности, участия в реализации мер по защите населения и производственного персонала технических объектов в условиях ЧС и при ликвидации их последствий.

Учебная цель – студенты должны владеть основными научно-практическими знаниями в области безопасности жизнедеятельности человека в производственной, природной и жилой среде, иметь целостное представление об организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, иметь представление об управлении и регулирование ими, опираясь на современные достижения науки. Основной целью изучения данного курса считать формирование у учащихся знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций, по ликвидации их по­следствий и оказанию само- и взаимопомощи.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

для спец 032700 –индекс в учебном планеОП.Б.01. Преподается во 2 семестре. Дисциплина предназначена для студентов всех направлений подготовки бакалавров высших учебных заведений. Является интегрированной дисциплиной, формирующей понятийный, теоретический и методологический аппараты, необходимые для изучения дальнейших вопросов связанных с профессиональной подготовкой будущих бакалавров. Данная комплексная учебная дисциплина, раскрывает проблемы сохранения здоровья и безопасности человека в среде обитания, основана на представлении системы «человек – среда его обитания – применяемая техника». Опирается на знания студентов полученные в курсе средней школы по дисциплине «ОБЖ». Освоение дисциплины требует общенаучных знаний и профильных знаний, связанных со специализацией бакалавров.

Предваряет изучение последующих профильных курсов, поскольку изучает теоретические знания и умения в сфере профессиональной деятельности, которые необходимы для организации безопасных условий жизнедеятельности.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины полностью формируются следующие компетенции:

В результате освоения дисциплины полностью формируются следующие компетенции:

индекс Формулировка компетенции
ОК-14 владение основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий  

В результате освоения дисциплины частично формируются следующие компетенции:

индекс Формулировка компетенции Формирование компонентов компетенции при изучении дисциплины
ОК-1 владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения   Развиваются способности к мышлению, обобщению, анализу, восприятию информации, правильной постановке цели и выбору, наиболее рациональных, путей её достижения
ОК-4 способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность   способность принимать организационно-управленческие решения в ЧС ситуациях и готовность нести за них ответственность
ОК-5 умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности   Формируется умение использовать законодательно-правовую документацию в области обеспечение БЖД и действиях в ЧС при подготовке к практическим занятиям.
ОК-11 владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией   Использование компьютера для получения и обработки информации при подготовке к практическим занятиям  
ОК-12 способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях   Использование сети Интернет при подготовке к занятиям

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности, действия при опасных ситуациях природного и техногенного характера, основы пожарной безопасности, теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; методы оценки риска; экономические аспекты безопасности жизнедеятельности.
  • уметь: анализировать опасные ситуации, зоны повышенной опасности, проводить действия по снижению и смягчению последствий террористических актов, организовывать – антитеррористические и иные мероприятия по обеспечению безопасности, проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности.
  • владеть навыками поиска, обработки, реферативного изложения и презентации теоретических основ безопасности жизнедеятельности, организации антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в учреждении, особое внимание обратить на углубление знаний слу­шателей и совершенствование их навыков в руководстве в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при веде­нии военных действий; иметь практические навыки системного подхода к организации безаварийной работы, применения различных средств защиты персонала от опасных и вредных факторов производственной среды и в быту, уметь оказывать ПМП.
    • Содержание разделов дисциплины
Раздел дисциплины содержание
Введение БЖД – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды. Классификация ЧС
Опасные ситуации техногенного характера Безопасность жизнедеятельности и производственная среда, вредные факторы производства, ЧС ситуации антропогенного характера. Радиационно -опасные объекты (РОО). Радиационные аварии, их виды, динамика развития, основные опасности, расчет режимов радиационной защиты населения и производственной деятельности объекта.   Нормы радиационной безопасности военного времени. Защита от ионизирующих излучений. Защитные свойства материалов.   Химически опасные объекты (ХОО), их группы и классы опасности. Основные способы хранения и транспортировки химически опасных веществ. Общие меры профилактики аварий на ХОО. Прогнозирование аварий. Понятие химической обстановки. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций на ХОО. Зоны заражения, очаги поражения, продолжительность химического заражения.   Пожароопасные и взрывоопасные объекты. Основы теории горения и взрыва. Классификация взрывчатых веществ. Газовоздушные и пылевоздушные смеси. Ударная волна и ее параметры. Особенности ударной волны при взрыве конденсированных взрывчатых веществ, газовоздушных смесей. Методика оценки возможного ущерба производственному зданию и технологическому оборудованию при взрыве на объекте. Классификация пожаров и промышленных объектов по пожаробезопасности. Тушение пожаров, принципы прекращения горения. Огнетушащие вещества, технические средства пожаротушения.
Опасные ситуации природного характера Опасные ситуации природного характера, нарушение экологического равновесия, стихийные бедствия. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера. Классификация стихийных бедствий. Методика расчета возможных разрушений зданий и сооружений при чрезвычайных ситуациях природного характера.
Чрезвычайные ситуации социального характера Чрезвычайные ситуации социального характера. Войны и вооруженные конфликты. Терроризм, шантаж, и др Защита от терроризма на объектах экономики. Источники, виды и масштабы терроризма. Методы и способы защиты от террористических актов в условиях производства, в быту и в городских условиях.
Организация мероприятий по обеспечению безопасности в учреждении и на производстве. Производственный микроклимат   Организация мероприятий по обеспечению безопасности в учреждении, в том числе и образовательном, на производстве. Производственный микроклимат, требования, опасности, нормирование. Микроклимат в жилой среде.
Гражданская оборона и ее организация Гражданская оборона и ее организация. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Структура ГО в РФ. Задачи ГО, руководство ГО, органы управления ГО, силы ГО, гражданские организации ГО. Структура ГО на промышленном объекте. Планирование мероприятий по гражданской обороне на объектах. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.
Национальная и международная безопасность РФ Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах. Национальная и международная безопасность РФ Трудовое законодательство. Санитарные нормы и правила. Инструкции по охране труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Планирование мероприятий по охране труда. Их стимулирование. Виды контроля условий труда Промышленная безопасность. Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования постоянной готовности. Координация планов и мероприятий гражданской обороны с экономическими планами. Паспортизация состояний инженерных сооружений ГО. Целевые и комплексные проверки готовности к действиям в ЧС. Охрана окружающей среды. Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды. Система стандартов «Охрана природы». Управление охраной окружающей среды в РФ, регионах, селитебных зонах, на промышленных объектах. Международное сотрудничество по охране окружающей среды. Мониторинг окружающей среды в РФ и за рубежом.

Информатика

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

Формирования компетентности бакалавра в области основных понятий и методов теории информации, кодирования, информационных процессов, а также их технической и программной реализации, моделей решения функциональных и вычислительных задач, алгоритмизации и программирования, локальных и глобальных сетей ЭВМ, защиты информации в сетях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные понятия, методы и приемы информатики, принципы построения локальных и глобальных вычислительных сетей, сервисы Интернет, принципы организации защиты информации в локальных и глобальных компьютерных сетях.

Уметь использовать в профессиональной деятельности возможности вычислительной техники и программного базе данных, разрабатывать информационные модели объектов и процессов, обеспечения; создавать базы данных; использовать ресурсы Интернет, выполнять разработку алгоритма и программы решения вычислительной задачи.

Владеть навыками использования различных программных средств и работы в Интернете, работы с базами данных и использования интернет-ресурсов.

Содержание

1. Предмет и основные понятия информатики. Информация и информационные процессы.

2. Технические средства реализации информационных процессов.

3. Программные средства реализации информационных процессов.

4. Модели решения функциональных и вычислительных задач.

5. Алгоритмизация и программирование.

Локальные и глобальные вычислительные сети.

Основы филологии

Наши рекомендации