Структура методики преподавания литературы как науки
Структура каждой науки отражает структуру предмета ее изучения, структура методики литературы отражает процесс обучения литературе в школе. Основные элементы этого процесса: цели обучения — учебный предмет — учитель — ученик.
Процесс обучения складывается из трех органически связанных элементов: 1) учебного предмета, 2) преподавания, деятельности учителя, 3) учения, деятельности ученика. Методика разрешает следующие группы связанных между собою проблем: кому кого учить (субъекты обучения), для чего учить (цель обучения), чему учить (содержание и система обучения), как учить (формы и методы обучения).
Цели обучения влияют на отбор материала и систему его организации в учебном предмете; учебный предмет диктует систему и методы его преподавания учителю; деятельность учителя формирует знания, умения, навыки учащихся.
В современной школе каждый из этих элементов имеет и значительно более сложную систему связей и отношений. Содержание предмета не только обусловлено целями школы, но и само оказывает влияние на цели обучения; так, например, развитие художественной литературы и науки о литературе уточняет и развивает понимание целей изучения предмета в общей системе воспитания. Учитель не пассивный передатчик знаний. Уровень его подготовки оказывает влияние на все другие звенья педагогического процесса. Наконец, ученик, его личность, его способности и возможности, раскрываемые в педагогическом процессе, оказывают влияние на все другие его звенья.
Методика преподавания литературы разрабатывает проблемы, цели и задачи преподавания литературы в школе. Это непосредственно связано с разработкой вопроса о литературе как учебном предмете в школе, о конструировании содержания и структуры курса литературы в средней школе. Этот курс должен отвечать воспитательным и образовательным задачам школы, требованиям научности и возрастным особенностям учащихся. Проблема построения курса литературы требует разрешения следующих задач: отобрать материал из русской и мировой литературы; определить круг классного и внеклассного чтения на разных ступенях обучения, систему знаний по теории и истории литературы, систему развития устной и письменной речи учащихся; разработать принципы построения курса на разных ступенях обучения, требования к знаниям, развитию, умениям и навыкам учащихся, наметить межпредметные связи.
Содержание образования по литературе в соответствии со спецификой этого учебного предмета обусловливает и специфику методов обучения. Разработка методов обучения связана с решением следующих проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения, метод науки и метод обучения; сущность познавательного процесса учащихся при изучении литературы, сущность литературного развития учащихся; пути и приемы анализа художественного произведения и их отношение к методам обучения; возрастные, типологические и индивидуальные особенности восприятия литературы; литературные способности учащихся; литературное творчество учащихся.
Методика разрабатывает также проблему учебника и учебных пособий, проблему наглядности и наглядных пособий, использования технических средств обучения на занятиях по литературе при изучении различных элементов курс.
Методика (как и дидактика) различает следующие формы организации учебного процесса: урок как основная форма учебных занятий, факультативные занятия, внеклассные, внешкольные (кружки, экскурсии, литературные вечера, выпуск газет и журналов, выставки и пр.).
Важнейшее значение имеет вопрос о профессиональной подготовке учителя литературы, его творческой лаборатории, его профиля как специалиста.
Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает отход от излишней идеологизации, усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, определение системных связей школьного курса литературы на разных этапах литературного образования, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого, индивидуального, а не единообразного подхода к литературе.
Цели курса «Методика преподавания литературы»
Курс методики преподавания литературы призван помочь воспитанию творческих начал личности учителя-словесника, сформировать у будущих учителей-словесников представление о литературном развитии ученика, об исторической смене методов преподавания литературы, дать им представление о наиболее характерных видах профессиональной деятельности учителя: познавательной, направленной на усвоение теоретических знаний, и преобразующе-практической, помогающей сформировать у студентов педагогического вуза готовность к педагогической деятельности. Предусмотрено овладение студентами-филологами как общеучебными умениями ориентации в информационных потоках, адекватного восприятия и использования полученных сведений, так и специальными умениями анализа и интерпретации текста, речевыми умениями. Особое значение имеет при этом формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка студентов к самостоятельному творческому поиску.
Коммуникативно-деятельностный подход к изучению методики преподавания литературы дает возможность подготовить будущего учителя к реализации динамичного учебного процесса изучения литературы в школе, к совершенствованию деятельности учащихся в постепенном движении от наблюдений над поэтикой художника слова — к обобщениям и углубленному пониманию художественного мира писателя и историко-литературного процесса в целом.
Будущему учителю необходимо показать с современных психолого-педагогических теорий содержание всех компонентов методической системы обучения литературе, раскрыть принципы конструирования моделей разных педагогических явлений, связанных с обучением литературе, научить основам проектирования технологий для реализации этих моделей.
В вузовском курсе методики преподавания литературы особенно важно проследить историю развития науки. Не менее значимо усвоение знаний о нормативных документах, программах, учебниках и учебно-методических комплексах, формирование умений сопоставления литературоведческих и методических концепций, конструирование фрагментов уроков, моделирование различных вариантов и систем уроков.
Таким образом, ориентация на воспитание творческих начал личности учителя-словесника позволяет подготовить студентов-филологов к претворению в жизнь стандартов школьного литературного образования; к пониманию литературы как феномена, занимающего особое место в жизни общества; к осуществлению принципа читательских предпочтений в изучении литературы как искусства слова.