Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Основные дидактические концепции и системы
1. Письменно. Ознакомьтесь с опытом воспитательных систем школы и представьте подробный анализ одной из предложенных. А. Тубельского, В. С. Библера, С. Френе, М. Монтессори, В. Караковского, Е. А. Ямбурга, Д. Ховард, А. А. Католикова.
2. Основные дидактические концепции и системы
а) разнообразие теорий и подходов к обучению;
б) характеристика педагогических концепций: экзистенциализм, прагматизм, неопозитивизм, бихевиоризм и др.;
в) традиционные дидактические концепции: концепции Я.А. Коменского, И.Песталоцци, И. Гербарта;
г) педоцентристская дидактическая концепция: система Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершентейнера, педагогика действия В. Лая, теории обучения периода реформ в педагогике начала XX века.
Задание 2. Авторские школы
1. Подготовьте презентацию одной из авторских школ (автор, идея, цель, ведущая концепция, содержание, формы, методы, особенности).
2. Изучить опыт работы одной из авторских школ Республики Татарстан.
3. Какие типы образовательных учреждений существуют в настоящее время в России?
СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНА
ПО КУРСУ «ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ»
Формой итоговой аттестации выступает ЭКЗАМЕН.Итоговая (результирующая) оценка учитывает сумму балов, набранных студентом за самостоятельную работу до экзамена. Максимальное общее количество баллов за самостоятельную работу и экзамен – 100 баллов.
Повторная сдача экзамена по курсу «Теории обучения и воспитания» осуществляется в форме тестирования.
Экзамен по курсу «Теории обучения и воспитания» проводится в устной форме и состоит из двух частей: репродуктивной и творческой.
Репродуктивная часть предполагает ответ студента на один из вопросов по программе учебной дисциплины.
Творческая часть предусматривает поиск студентом путей разрешения одного из профессиональных задач целостного педагогического процесса.
Вопросы, включенные в экзаменационные билеты
1. Педагогика как наука: объект и предмет, структура, функции, связь с другими науками.
2. Методология педагогики. Категории педагогики.
3. Методы педагогических исследований.
4. Понятие о целостном педагогическом процессе: состав, структура, функции, движущие силы и сущностные характеристики.
5. Педагогические цели: классификации, типы, виды. Понятие о педагогической задаче.
6. Логика развития и принципы организации целостного педагогического процесса.
7. Педагогический процесс: содержание, закономерности, формы организации, методы осуществления.
8. Понятие об образовании. Функции образования. Образование как процесс. Состав и структура системы образования РФ.
9. Аксиология образования. Образование как фактор развития личности.
10. Парадигмы личностно ориентированного образования.
11. Концепция личностно ориентированного образования И.С. Якиманской.
12. Дидактическая модель личностно ориентированного образования.
13. Проективная модель личностно ориентированного обучения.
14. Понятие о содержании образования. Концепции отбора содержания образования.
15. Критерии и принципы отбора содержания образования. Требования, предъявляемые к содержанию образования. Уровни представления содержания образования.
16. Механизмы и факторы социализации. Современное понимание сущности воспитания. Аксиологическая концепция личностного воспитания.
17. Сущностные свойства, структура, единица и логика процесса воспитания. Типы воспитательных систем.
18. Стадии, условия, противоречия развития коллектива.
19. Процесс обучения: состав и структура.
20. Функции и логика процесса обучения. Взаимосвязь преподавания и учения. Управление процессом обучения.
21. Сущность педагогической технологии.
22. Модели процесса обучения. Понятие о дифференциации обучения.
23. Концепция процесса обучения.
24. Ассоциативно-рефлекторная и деятельностная теории обучения.
Профессиональные задачи:
Задача 1
1. Обобщенная формулировка задачи
В школе сложилось такое положение дел, при котором родителям явно не хватает информации о целях, результатах и содержании образовательного процесса, участниками которого являются их дети. Растёт число мелких и крупных конфликтов, связанных с неинформированностью или недостаточной информированностью родителей. Директор вынужден решать многочисленные «мелкие вопросы» с родителями лично. Для изменения ситуации в школе решено создать «Справочник для родителей» (по начальной, средней и основной школе, соответственно).
2. Задание студенту
Разработайте структуру такого справочника для одной (для каждой) ступени образования. Обоснуйте необходимость наличия там соответствующих разделов.
Сформулируйте рекомендации по его общему стилю, тону. Напишите краткий «бизнес-план» по осуществлению проекта на практике.
Задача 2
1. Обобщенная формулировка задачи
Вас не удовлетворяет традиционная пятибалльная система текущей и итоговой аттестации по вашему предмету. Она не позволяет в должной степени развивать самоанализ и самооценку учащихся, дает мало простора для экспертной оценки, часто неверно интерпретируется родителями.
2. Задание студенту
Разработайте проект (формы оценок, оценочные процедуры и критерии) собственной системы текущей и итоговой аттестации учащихся, которая была бы совместимой с традиционным «балльным подходом», давала бы вам значительно более широкие возможности взаимодействия с учениками и их родителями.
Задача 3
1. Обобщенная формулировка задачи
В регионе, как показывают исследования, отмечается низкий уровень удовлетворенности населения качеством среднего образования.
2.Задание студенту
Разработайте проект мероприятий по улучшению качества образования в регионе.
Задача 4
1. Обобщенная формулировка задачи
В школе №№ в большинстве классов наблюдается низкая посещаемость родительских собраний. Одним из самых распространенных объяснений непосещения собраний родители называют их занятость на работе.
2.Задание студенту
Разработайте проект по налаживанию взаимодействия школы и семьи.
Задача 5
1. Обобщенная формулировка задачи
Володя Малышев, ученик 7б класса стал систематически прогуливать уроки физической культуры. По остальным предметам особых проблем у него не возникает.
2.Задание студенту
Разработайте рекомендации классному руководителю по решению этой проблемы.
Задача 6
1. Обобщенная формулировка задачи
В одной из средних школ возникла проблема, связанная с низким уровнем мотивации школьников к изучению иностранного языка. Это выражается в прогулах учащимися занятий у некоторых педагогов, в плохой успеваемости, отсутствием желания заниматься иностранным языком в системе дополнительного образования.
2.Задание студенту
Разработайте проект по повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Задача 7
1. Обобщенная формулировка задачи
В современной школе до сих пор господствует знаниево-ориентированный подход к отбору содержания и организации образовательного процесса. В связи с переходом на новые ФГОС возникает необходимость развития личностных компетенций учащихся.
2. Задание студенту
Разработайте проект стратегического плана развития ОУ в связи с переходом на новые ФГОС.
Задача 8
1. Обобщенная формулировка задачи
В связи с переходом на новые ФГОС возникает необходимость введения новых форм оценки учебных достижений учащихся.
2. Задание студенту
Разработайте портфолио альтернативных форм оценки общепредметных и личностных компетентностей учащегося школы .
Задача 9
1. Обобщенная формулировка задачи
У большинства учащихся 11 класса возникли сложности в выборе будущей профессии. Сложности эти, по-видимому, обусловлены тем, что в школе плохо организована профориентационная работа.
2. Задание студенту
Разработайте проект организации профориетационной работы в старших классах.
Задача 10
1. Обобщенная формулировка задачи
Ученик 7 класса, отличающийся высокой эрудицией, все чаще и чаще стал срывать уроки по многим предметам, вступая в учителями в различные демагогические споры.
Успеваемость у него по всем предметам хорошая, двойки получает только за поведение.
2. Задание студенту
Разработайте рекомендации классному руководителю, учителям-предметникам и родителям по обучению и воспитанию этого учащегося.