Педагогические ошибки в оценке знаний учащихся
Изменение выставленной оценки. В учебном процессе достаточно распространена ситуация, когда ученик не согласен с выставленной ему оценкой и претендует на более высокую, чем та, которую он заслуживает. И чем настойчивее это делается, тем сильнее колебания учителя. В таких случаях необходимо проявить определенную твердость. Учитель, позволяющий ученикам оказывать на себя давление, может встретиться с ситуацией, когда все учащиеся класса будут обсуждать и оспаривать выставленные им оценки. Необходимо с самого начала занимать аргументированную и бескомпромиссную позицию в отношении отметок. Тогда у учащихся не возникает желания выпрашивать («выдавливать») более высокую отметку.
Субъективизм в оценках. Зачастую при выставлении отметки учитель руководствуется стереотипом восприятия учащегося или же определенной установкой по отношению к нему.
Ошибки анализа педагогических ситуаций:
· неполный учет условий ситуации (например, если учащиеся отказываются выполнять требование, учитель воспринимает это как личный вызов. На самом деле это может быть вызвано плохим самочувствием, конфликтом в коллективе и другими причинами);
· отождествление принципиально различных ситуаций;
· неадекватное распознавание причинно-следственных связей (например, педагог редко ищет причину случившегося в самом себе);
· несвоевременное обнаружение тех явлений, которые свидетельствуют о возникновении сложной педагогической ситуации;
· недостаточный учет и неверное восприятие эмоционального состояния учащихся.
Ошибки педагогического решения ситуации:
· драматизация ситуации;
· концентрация на второстепенных параметрах;
· неверное прогнозирование возможных трудностей;
· неправильная оценка степени приемлемости и экономичности принятого решения;
· игнорирование точки зрения учащихся;
· тенденция к униформизму и конформизму;
· нечувствительность к проблемам;
· эгоцентризм мышления;
· чрезмерные требования к учащимся;
· безапелляционность (в исследованиях выявлено, что только 6% учителей сначала проверяют свою точку зрения, затем уточняют позицию учащихся, предоставляют им возможность отстоять свое мнение, и лишь после этого убеждают их в допущенных ошибках).
Ошибки в оценке результатов педагогических действий:
· неверное прогнозирование;
· приписывание успехов собственным усилиям, а не действиям учащихся;
· фиксация только положительных или только отрицательных сторон;
· несоответствие выводов фактам.
Интересная типология педагогических ошибок по субъектам обучения разработана А. А. Данилковым.