Методы формирования эмоциональной устойчивости, внимания, памяти, способности работать в лимите времени, изменять структуру деятельности, экстраполировать развитие ситуации
Большие возможности в совершенствовании функций внимания, способности действовать в условиях дефицита времени, изменять структуру двигательных актов, экстраполировать развитие ситуаций имеют спортивные игры. Деятельность человека в спортивных играх по психофизиологическим характеристикам близка к операторской профессии, что выражается в необходимости быстро анализировать смену ситуаций, принимать решения их в игровых ситуациях. Установлено, что лица, занимающиеся спортивными играми, в сложных ситуациях принимают правильное решение быстрее, чем не занимающиеся данным видом спорта.
На основании статистического анализа установлено, что летная успеваемость достоверно зависит от специализации пилота в определенном виде спорта. Лучшие показатели отмечены у пилотов, занимающихся спортивными играми, единоборствами. Это обусловлено тем, что в результате занятий спортивными играми повышается подвижность основных нервных процессов торможения и возбуждения, а также их уравновешенность, что является определяющим условием проявления таких качеств, как способность действовать в условиях лимита времени и дефицита информации, изменять структуру деятельности и т. д. Вместе с тем следует отметить тот факт, что деятельность человека в спортивных играх стереотипна (используется несколько основных элементов игры и тактических приемов на протяжении всей игры). Это само по себе не соответствует характеру профессиональной деятельности пилота. Вследствие этого для развития указанных качеств представляется перспективным использованием усложненных вариантов игр с мячом, эстафет, упражнений, требующих переработки дополнительной информации, экстраполирования развития ситуаций, изменения структуры двигательных актов и т. д. Специальные упражнения должны заучиваться до уровня непрочно сформированного навыка, свободно выполняемые упражнения постепенно должны усложняться.
При использовании указанных средств подготовки и методических приемов у занимающихся формируются высокие адаптационные механизмы функций внимания, памяти. Высокий эмоциональный фон занятий, усложнение выполнения упражнения при высокой скорости реакции, выбор деятельности в зависимости от определенных ситуаций формируют эмоциональную устойчивость, способность выполнять двигательные действия в жесткие интервалы времени, изменять структуру двигательных актов исходя из создавшейся обстановки и в зависимости от сигнала, экстраполировать дальнейший ход сложившейся ситуации. Таким образом формируется целый комплекс психофизиологических качеств и механизмов, определяющих как успех летного обучения, так и надежность сформированных профессиональных навыков пилота.