Структурно-логические схемы: «Сенсорные эталоны», «Развитие видов памяти»; «Развитие внимания дошкольника»; «Развитие видов мышления».

4 Таблицы: «Психологический механизм познавательной деятельности»; «Развитие действий восприятия».

5 Дидактические игры для развития сенсорики, мышления, внимания, памяти.

6 Результаты детского творчества: рисунки, рассказы, стихи; наглядные модели, используемые в образовательном процессе ДОО.

Модуль 5 Развитие личности дошкольника

Кол-во часов на раздел (модуль) – 23.

Учебные цели: Сформировать у студентов представление о начальных этапах развития личности, об особенностях личностных проявлений, развивать способность, разрабатывать индивидуальную траекторию личностного развития ребенка с учетом особенностей его развития, обеспечить владение методами изучения и психологической коррекции негативных личностных образований.

Лекция

Тема 5.1 Формирование самооценки и «образа Я» – 1ч.

План.

1 Развитие представлений о себе у детей дошкольного возраста. Формирование образа Я.

2 Основные направления развития самосознания у дошкольников:

– самооценка;

– осознание себя во времени.

3 Влияние завышенной и заниженной самооценки на развитие личности.

Литература.

Раздел 2.1: 1,2,4,9,10; Раздел 2.2:9,27,31,33.

Информационное сопровождение.

1 Выставка литературы по развитию личности в дошкольном возрасте.

2 Мультимедийная презентация «Формирование образа Я».

Практическое занятие – семинар

Тема 5.3 Развитие эмоциональной сферы – 1ч.

План.

1 Значение эмоций в психическом развитии детей.

2 Особенности эмоциональной сферы дошкольника.

3 Виды чувств и их развитие.

4 Личностный аспект развития эмоций.

Литература.

Раздел 2.1: 1,2,4,9,10; Раздел 2.2:9,27,31,33.

Информационное сопровождение.

1 Таблица «Характеристика личностных комплексов».

2 Мультимедийная презентация «Особенности эмоциональной сферы дошкольника».

Самостоятельная работа 21ч.

Темы Изучаемые вопросы Кол часов   Формы работы Методическое обеспечение Форма отчет ности
Формирование самооценки и «образа Я Основные направления развития самосознания у дошкольников: – самооценка; – осознание себя во времени.   Составить таблицу «Развитие самооценки»   Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды. – М., 1980. – т. 2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М.: Прогресс, 1989. * Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. * Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М., 1992. * Письменная работа  
Развитие личностных механизмов поведения Развитие волевого поведения дошкольника 1 Подготовить материалы в портфолиум для педагогической практики: набор игр и упражнений по развитию волевых устремлений дошкольников. 2 Составить структурно-логическую схему «От волевых к импульсивным действиям». Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология в задачах и ответах. – М.:2009. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Форум, 2011. Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. – М., 2003. Письменная работа  
Развитие эмоциональной сферы Экспрессия эмоций 1 Составить таблицу «Внешнее выражение эмоций» 2 Подготовить материалы в портфолиум для педагогической практики: набор упражнений по снятию отрицательных эмоциональных состояний дошкольников (комплекс психогимнастики). Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. - СПб., 2010. Каменская В.Г., Томанов Л.В., Драганова О.А. Психодиагностика ребёнка: Учебник / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. – М., 2011. Колесникова Г.И. Справочник детского психолога / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д., 2010. Письменная работа   Выступление на семинаре
Развитие нравственного сознания и характера Формирование моральных понятий Усвоение моральных эталонов. Развитие действенности нравственных представлений 1 Составить перечень исследований по нравственному развитию детей Захарова Ю.А. Энциклопедия детских проблем. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М., 1992. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. – Минск: Попурри,2010. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В.Бурменской. – М.,1996. * Письменная работа  
Детская индивидуальность Индивидуально-личностные особенности ребенка Проявления индивидуальности: темперамент, характер, способности. Характеристика детей с разными типами темперамента. Структурно-логическая схема «Проявления детской индивидуальности». Мультимедийная презентация «Детская индивидуальность».   Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология в задачах и ответах. – М.:2009. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. Пэлфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры / Пер. с англ. /Дж. Пэлфри, У. Гассер. - М., 2011.Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Форум, 2011. Колесникова Г.И. Справочник детского психолога / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д., 2010. Письменная работа  

Контрольные вопросы и задания по модулю





1 Раскройте логическую модель социальной ситуации развития дошкольника.

2 Назовите особенности развития самосознания.

3 Раскройте новообразования, связанные с мотивационной сферой дошкольника.

4 Чем обусловлены особенности протекания чувств у дошкольников?

5 Используя метод изучения продуктов деятельности, проанализируйте рисунки детей, в которых отражается смысл эмоционального отношения к жизненным ситуациям.

6 Выявите основные мотивы, побуждающие ребенка осуществлять волевое поведение.

7 Перечислите особенности развития самосознания дошкольника.

8 Какое значение для развития имеет самооценка?

9 Какую роль играет заниженная самооценка ребенка в его развитии?

10 Какой подход должен быть к ребенку с заниженной самооценкой?

11 Как самооценка может быть связана с уровнем притязания?

12 В каком возрасте появляется адекватная самооценка?

13 Как связано осознание себя во времени с самосознанием?

14 Как можно удовлетворить потребность ребенка в осознании своего прошлого?

15 Почему взрослый может оценивать только деятельность и поведение ребенка, но не личность?

16 С какого возраста можно адекватно оценивать деятельность ребенка?

17 Почему результаты деятельности младшего дошкольника можно оценивать только положительно?

18 Назовите диагностические методики изучения самооценки и уровня притязаний.

19 Когда возникает критическое отношение к оценке взрослого? C чем это связано?

20 Что такое личностные механизмы поведения и в чем они проявляются?

21 В чем заключается качественное своеобразие в развитии воли и произвольности в онтогенезе?

22 Почему ролевую игру называют школой произвольного поведения?

23 Как происходит формирование этических инстанций в дошкольном возрасте?

24 Раскройте содержание этапов становления социальных и нравственных чувств в дошкольном возрасте.

25 В чем заключается объектное и субъектное начало самосознания?

26 Как связаны самосознание и отношение к другому на разных этапах дошкольного детства?

27 Почему отрицательные эмоции влияют на психическое здоровье ребенка и вызывают личностные комплексы?

28 Как ребенок усваивает «язык чувств»? Какое это имеет значение?

29 Назовите проявление индивидуальности детей?

30 Обоснуйте подход к возбудимому, медлительному, подвижному ребенку и ребенку со слабым типом нервной системы.

31 Назовите ученых – исследователей в области развития детских способностей.

32 С чем связана трудновоспитуемость ребенка в конце дошкольного детства?

Примеры заданий итогового контроля

1 Установите последовательность изменения форм общения на протяжении дошкольного возраста:

а) эмоционально-практическая;

б) ситуативно-деловая;

в) внеситуативно-личностная;

г) внеситуативно-познавательная;

2 Назовите ученого, внесшего значительный вклад в разработку теории общения детей дошкольного возраста:

а) Поддъяков Н.Н.;

б) Дьяченко О.М.;

в) Лисина М.И.;

г) Люблинская А.А.

3 Произвольное поведение характерно для ребенка:

а) среднего дошкольного возраста;

б) старшего дошкольного возраста;

в) раннего возраста;

г) младшего дошкольного возраста.

4 Эгоцентрическая речь не выполняет следующие функции (по Выготскому Л.С.):

а) осмысление ситуации;

б) сопровождение детской активности;

в) средство мышления;

г) уход в собственный внутренний мир.

5 Определите личностные механизмы поведения дошкольника:

а) соподчинение мотивов;

б) чувства и эмоции;

в) желание понравиться другим;

г) подражание.

6 Индивидуальность ребенка проявляется в:

а) поведении;

б) особенностях деятельности;

в) усвоении моральных норм;

г) физических возможностях ребенка.

Терминологический минимум

Самосознание; Я - концепция; самодостаточность; самооценка; самоконтроль; потребность в самоактуализации; половая идентификация; внутренняя позиция; автономность.

Мотивация поведения; притязание на признание; иерархия мотивов; соподчинение мотивов; волевые устремления; произвольность; импульсивные действия; целенаправленность.

Эмоциональность; заражаемость; интеллектуализация чувств; социальные чувства; язык чувств (экспрессия); эмоциональное предвосхищение; эмоциогенная среда; эмоциональное благополучие; эмоциональные состояния; личностные комплексы; аутизм; агрессия; тревожность; фобии; комплекс неполноценности; эмоциональная холодность.;

Моральные нормы; моральные эталоны;этические инстанции; морально-нравственное развитие; моральное сознание; моральная саморегуляция; этические оценки; полярные моральные эталоны; моральные понятия и суждения; ассертивность; нравственные качества; толерантность.

Индивидуальность; темперамент; свойства нервных процессов; возбудимость; сензитивность нервной системы; акцентуации характера; экстравертированность; интровертированность; нейротизм; неврозы; задатки; одаренные дети; интеллектуальная одаренность; художественная одаренность.

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

1 Мультимедийные презентации:

«Формирование образа Я»;

«Особенности эмоциональной сферы дошкольника»;

«Детская индивидуальность»;

«Мотивы поведения в дошкольном возрасте».

2 Выставка литературы по развитию личности в дошкольном возрасте.

3 Структурно-логическая схемы «Проявления детской индивидуальности».

4 Таблицы: «Становление этапов волевого действия у детей дошкольного возраста», «Характеристика личностных комплексов».

5 Стимульный материал к диагностическим методикам. Детские рисунки (результат диагностического обследования детей).

Наши рекомендации