Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

«...Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том,

чтобы всеми мерами при поддержке слова

содействовать формированию в сознании детей

богатого и прочного внутреннего содержания,

способствовать точному мышлению,

возникновению и упрочению значительных

по ценности мыслей, представлений

и творческой способности комбинировать их.

При отсутствии всего этого

язык утрачивает свою цену и значение».

Е.И.Тихеева

Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (даже внутренняя речь) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

Связная речь аккумулирует в себе все достижения ребенка в овладении системой языка. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой [10,с.17].

Овладение связной речью происходит постепенно с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей, раскрываются в трудах Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.Н.Гвоздева, Ф.А. Сохина и других. Для понимания процесса формирования речевых умений построения связного высказывания необходимо проанализировать этапы развития речи, раскрытые в трудах А.Н.Гвоздева. На основании многолетнего наблюдения за развитием речи детей он выделил три основных периода становления детской речи [1].

Первый период: от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, где они используются [1]. А.Н. Гвоздев отмечает, что период развития, в течение которого ребенок пользуется только отдельными словами, без объединения их в двухсловное аморфное предложение, называется периодом однословного предложения. Однословное предложение – исходный пункт развития детской речи.[1]. Второй период становления детской речи: от 1 года 10 мес. до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Третий период становления детской речи: от 3 до 7 лет. Это период усвоения морфологической системы языка [1].

До данного периода детская речь изобилует грамматическими неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, неиммитированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становится устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация. Происходит использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных, образование глаголов от других частей речи, усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах, употребляется одно деепричастие (сидя), предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.

Таким образом, последовательность, с которой осуществляется овладение типами предложений, способами связей слов внутри них, слоговой структурой слов, протекает в русле закономерностей и взаимообусловленности, что позволяет характеризовать процесс становления детской речи как сложный многообразный и системный процесс.[1].

Учет закономерностей развития речи детей позволяет установить возможности детей в овладении умениями построения связного монологического высказывания. Связная монологическая речь показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи. Она вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком. Так, полноценное построение высказывания, совершенствование устной монологической речи требует обогащения и активизации словаря, углубленной работы над смысловой стороной слова, умений точно пользоваться словарным запасом. Необходимо также сознательное использование умений правильно строить простые и сложные предложения, связывать эти предложения по смыслу в своем высказывании, владеть всеми элементами звуковой культуры речи (звукопроизношением, темпом, силой голоса, дикцией, интонационной выразительностью), которые существенно влияют на связность изложения текста.[1]

Специфика межфразовой связи описательного текста определяет параллельное расположение предложений и характерное для этого "синтаксическое однообразие" строения предложений, когда способом их сочетания выступает повтор слова, стоящего в начале предложения. Это обуславливает необходимость найти в сообщении главное слово ("доминированное имя" в терминологии Е.В. Падучевой); определить его место в линейной структуре предложения. Классификация устных монологических высказываний по способу передачи информации или по способу изложения, основанная на лингвистическом подходе, позволяет выделить следующие их типы: описание, повествование, рассуждение и контаминированный (смешанный) текст, когда элементы описания (или рассуждения) органически включаются в процесс развития действия.[23]

Описание начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему.

Описание обладает как общими, типичными для всех типов монолога чертами, так и специфическими. Качество описательного текста, как одной из форм связной монологической речи, определяется его связностью (правильность согласованности слов в предложениях, использование различных способов межфразовой связи); полнотой характеристики внешних признаков или внутренних качеств объекта описания; логикой описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности); образностью (использование средств лексической выразительности) и др.

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы.

При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также проанализировать исследования С.Л.Рубинштейна, которые раскрывают механизм становления монологической речи.

С. Л. Рубинштейн выделял у детей два вида речи: ситуативную и контекстную. Ситуативная речь характеризуется тем, что ее содержание понятно собеседнику лишь тогда, когда он знаком с ситуацией, о которой говорит ребенок. Контекстная посвящена определенной теме, понять которую можно в определенном контексте общения.

Основным механизмом развития речи ребенка, по мнению С.Л.Рубинштейна, является постоянно перестраивающееся и совершенствующееся умение пользоваться речью как средством общения. В зависимости от изменения форм этого общения изменяются и формы речи

С. 125].

Вначале общение ребенка происходит лишь с его ближайшим окружением. Отдельные высказывания, просьбы, вопросы и ответы, включенные в непосредственный контакт с близкими людьми, носят характер диалогической речи и соотносятся с определенной ситуацией.
По мере взросления у ребенка постепенно появляется потребность передавать более или менее широкое смысловое целое, отраженное в речи в виде описания, объяснения или рассказа, адресованное не только близкому, но и постороннему слушателю и понятное ему. Именно с этого момента начинает развиваться связная речь, умение раскрывать мысль в достаточно связном речевом высказывании.

В начале речь ребенка не носит такого связного смыслового целого, не имеет контекста, который позволяет ее понять. Для того чтобы понять ее необходимо учитывать конкретную наглядную ситуацию, в которой находится ребенок и к которой относится речь. Смысл речевого высказывания понятен лишь исходя из ситуации общения.
Исследования А. М. Леушиной доказали, что основная линия развития ребенка заключается в механизме перехода от исключительного господства только ситуативной речи к овладению контекстной речи [6]. Когда у ребенка развивается контекстная связная речь, она не наслаивается внешне над ситуативной и не вытесняет ее; они сосуществуют, причем ребенок, как взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и характера самого общения. Ситуативной речью ребенок пользуется в разговоре с собеседником, находящимся с говорящим в общей ситуации. Контекстной речью, понятной вне зависимости от ситуации, дети пользуются тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы ситуации, притом изложение, предназначено для широкого круга слушателей. По мере того как в ходе развития изменяются и содержание и функции речи, ребенок, обучаясь, овладевает формой связной контекстной речи.

Появление связной контекстной формы речи объясняется новыми задачами и характером общения ребенка с окружающим. Складывающаяся функция сообщения, усложнение познавательной деятельности требуют более развернутой речи, и прежние средства ситуативной речи не обеспечивают понятности и ясности его высказываний. В психологических исследованиях показано, что элементы связной монологической речи появляются у детей уже в 2-3 года, а переход от внешней речи во внутреннюю, от ситуативной в контекстную происходит к 4-5 годам [6].
Ограниченность речи маленького ребенка объясняется тем, что речь еще не приобрела функции планирования, она тесно связана с практической деятельностью. По свидетельству Д.Б. Эльконина, речь младшего дошкольника служит ему для выражения просьбы, желания, вопроса. Ведущая деятельность в раннем возрасте – овладение предметно-операционной стороной действительности, т.е. знакомство с окружающими предметами и присвоение общественно-выработанных способов их использования.

Постепенно речь ребенка приобретает социальный характер социальную направленность. Именно социальный характер речи обусловливает стремление ребенка сделать понятным содержание своей речи для других, ведет к образованию новых форм речи.

М. И. Лисина отмечала, что отдельные элементы контекстной речи могут проявляться уже в начале дошкольного возраста. Ведь форма речевого высказывания ребенка обусловлена тем, чтобы его поняли. Младшие дошкольники могут адаптировать свою речь для слушателя. Общаясь со взрослым, ребенок не объясняет подробностей, взрослый все равно понимает, а со сверстником он вынужден использовать более развернутые высказывания, чтобы тот его понял [5].

Особенно интересен вывод А.М. Леушиной о том, что ситуативность речи не является абсолютной принадлежностью возраста ребенка, так как переход от ситуативной речи к контекстной не совершается механически, а в значительной мере обусловлен содержанием материала и характером излагаемого. Она установила, что у одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более связной – в зависимости от задач и условий общения. Этим было показано, что даже у самых маленьких дошкольников при определенных условиях общения возникает и проявляется контекстная речь. К таким условиям А.М. Леушина относила: характер общения, содержание речи, возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития. Как отмечает Т. Ю. Гаврилова, любое связное высказывание вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя [ 4; с.176 ]

Наши рекомендации