Вопрос. Роль учителя в развитии общества.
Слово "учитель" известно людям всех возрастов, от школьника-шестилетки до почтенного старца. Учитель обучал грамоте первоклассника, а им в свое время был каждый из нас.
Но на житейском уровне учителем называют не только профессионального педагога, а любого человека, который научил другого чему-то: рукоделию ли, столярному ли ремеслу, управлению ли машиной, виртузно-мастерскому владению музыкальным инструментом... — продолжать можно бесконечно. И люди уважительно, с почтением, называют такого человека своим учителем. Но мы будем говорить о профессиональных педагогах: учителе и преподавателе, воспитателе, наставнике и тренере, словом, о тех, кто избрал учебно-воспитательную деятельность делом всей своей жизни.
Профессия учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры.
Потом последующие исследователи — философы, социологи, психологи, педагоги — назовут именно те же социальные функции учителя, о которых в свое время писал великий педагог. Далее мы изложим наше представление об этих функциях.
Начнем с того, что социальные функции педагога претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живет в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наемного ремесленника до государственного служащего.
Итак, примеры истории доказывают, что социальная роль и функции учителя зависят от самой истории общества. Между тем в них есть нечто постоянное и общее для разных исторических периодов и эпох. Назовем основные из них.
1. Педагог выполняет роль «двигателя» в обществе, катализатора (ускорителя)общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, специалистов, быстро схватывающих все передовое в разносторонней жизни общества.
2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим — через молодое поколение. Он, как эстафету, передает опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.
3. Есть специфическая функция педагога — выполнять роль «аккумулятора», накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. Накапливая всю жизнь эти ценности в себе, он их затем передает молодому поколению… накопить, чтобы передать.
4. Одна из социальных ролей педагога состоит в том, что он выступает как специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей, достигнутый к тому времени. Его оценки: есть факторы хорошие и плохие, есть и промежуточные. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который будет ценен, полезен (с субъективной точки зрения) для пользования в воспитательно-образовательной работе с детьми. В этой функции педагог играет не только прогрессивную роль, но иногда и консервативную.
Вносит вклад в развитие чего-то нового и залаживает это детям…
5. Назовем еще одну социальную функцию педагога: это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением.Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодежи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.
6. И, наконец, еще одна, едва ли не главная, социальная функция педагога — формирование духовного мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодежи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит ее регулировать свое поведение в соответствии сэтими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.
Таковы, на наш взгляд, основные социальные функции педагога. Подчеркнем, что в действительности они проявляются не отдельно одна от другой, а в общем ансамбле и комплексе, отражая сложные взаимосвязи разных сторон и явлений жизни. Социальные функции педагога конкретизируются в профессиональных.
7 вопрос. Личность ребёнка как самоценность и субъект педагогического процесса.
Ребенок всегда находится одновременно в позиции и объекта, и субъекта в любой ситуации личной и общественной жизни, общения, учебной, игровой, трудовой деятельности.
В процессе индивидуального развития становление, взросление, социализация тесно связаны между собой, взаимозависимы и взаимодополняемы. Этот процесс не только детерминирован внешними обстоятельствами и условиями жизни, но и самодетерминируем, самоорганизуем по мере взросления человека, что обусловлено спецификой человеческой активности, включающей содержательный и энергетический компоненты. Содержательный компонент составляют идеалы, цели, ценности, мотивы, вера, которые у ребенка обращены, как правило, в будущее. Энергетический компонент — действия, поступки, чувства, воля, общение, отношения, реализуемые, переживаемые в настоящем.
Ребенок уже рождается членом общества, потенциальным носителем культуры, творцом межличностных отношений. Однако дети проявляют свою человеческую природу иначе, чем взрослые люди: они более чувствительны к социальным и природным явлениям, максимально активны в освоении окружающего мира и созидании своего внутреннего.
К внешним условиям относятся:
• востребованность окружающими тех или иных качеств и способностей;
• признание взрослыми прав и свобод детей;
• благоприятное положение ребенка в системе отношений со значимыми людьми;
• насыщенность личностного пространства и времени впечатлениями, творческой деятельностью.
Школьник как объект образовательного процесса предстает как конкретный ребенок, характер и поведение которого отражают одновременно влияние онтогенеза, возраста и пола, а также социальной сферы. В силу этого каждый школьник, обладая только ему присущими качествами, обнаруживает целый ряд свойств, типичных для других учащихся. Половозрастные характеристики ребенка обусловлены ведущими потребностями и новообразованиями, которые формируются в основных видах деятельности.
Ведущейявляется такая деятельность, которая выражает специфическое для данного возраста смысловое отношение к миру. Основные психические новообразования личности зависят от включенности учащегося в ведущие виды деятельности.
Ведущими являются те потребности, удовлетворение которых обеспечивает динамику прогрессивного развития, взросления личности.
Новообразование личности — обобщенный результат всего психического развития ребенка, являющийся основой и побудительной силой развития личности в данном возрасте.
Младший школьный возраст.
Новообразования:
1. Произвольность как особое качество психических процессов.
2. Внутренний план действий.
3. Рефлексия как способность анализировать свои действия и поступки.
Ведущие потребности – потребность познания и самовыражения.
Ведущая деятельность – учебная.
Позиция школьника как объекта этого процесса обусловлена системой педагогических требований к знаниям учащихся, нормам обучения в образовательном пространстве, режимом учебного заведения, дисциплиной как условием соблюдения прав и свобод каждого из ее членов. Учащийся как субъект образовательного процесса, индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности предстает перед педагогами носителем определенных интересов, склонностей, способностей, неповторимых личностных свойств, которые выделяют его из среды сверстников.
Важнейшим направлением деятельности школы, обеспечивающим ребенку позицию объекта управляемого образовательного процесса и субъекта формирования индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, является интеграция воспитывающих воздействий на основе комплексного подхода.
Комплексный подход предполагает одновременность влияния всех педагогических воздействий на мотивационно-потребностную, интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую сферу личности, что обеспечивает как формирование знаний, умений, так и развитие мотивов, потребностей, отношений, идеалов и мировоззрения личности.