Эффективность и целесообразность проведения внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству
Формы внеклассной и внешкольной работы различаются целями, охватом учащихся методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Рассмотрим как традиционные формы, так и новые, опыт проведения которых недавно стал входить в практику внеклассной работы.
Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения. Однако, их использование в рамках изучения определённой дисциплины направлено прежде всего на повышение эффективности.
Так, основными показателями эффективности внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству являются:
- повышение качества творческих знаний и умений школьников;
- интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;
- повышение общего уровня культуры школьников и т.д.
Естественно, все эти показатели тесно связаны друг с другом.
Например, повышение качества знаний и умений школьников отразится на общем уровне культуры. Поэтому судить о результатах внеклассной и внешкольной работы необходимо с учетом всех этих показателей, а не опираясь лишь на какой-то одни критерий.
Но все названные показатели эффективности внеклассной работы по изобразительному искусству характеризуют не только качественный уровень подготовки школьников, но и их творческое развитие. Определить этот уровень можно при более тесном знакомстве с учащимися: в беседе, при наблюдении в ходе анкетирования, при изучении самостоятельных (творческих) работ школьников.
Однако существуют и другие показатели эффективности работы, отражающие внешнюю, организационную сторону внеклассной работы.
Например, для массовых форм показателем эффективности служит охват учащихся, вовлеченных в работу, порядок, дисциплина при проведении мероприятия. Показателем эффективности групповых форм внеклассной работы служит стабильный состав в кружках, коллективная работа на занятиях Показателем эффективности индивидуальных форм являются положительные изменения в поведении, знаниях, умениях, взглядах учащихся. Это активность в классе, на занятиях кружка или факультатива, стремление больше узнать, желание активно участвовать во всех мероприятиях — в неделе географии, в дальнем походе, а озеленении школы или микрорайона и т.д.
Большая дисциплинированность, ответственность за себя и товарища, гордость за дела коллектива — это тоже показатели эффективности внеклассной работы по предмету.
Но именно творческие успехи являются первоочередным фактором успешности. Но творческая деятельность требует формирования определенных способностей ребенка - восприятия, ощущения, умения анализировать, оперировать образами, создавать что-то новое. Очень важно развить эмоционально-чувственную сферу ребенка, поскольку именно они являются выразителем отношения человека к окружающему миру, искусству, под влиянием эмоций у детей развиваются фантазия, воображение.
Психолого-педагогические исследования показывают, что творческие способности человека особенно интенсивно развиваются в дошкольном и в младшем школьном возрасте в процессе обучения, если оно организовано должным образом. Весьма значительную роль играет в формировании творческих способностей правильно организованная внеклассная и внешкольная изобразительная работа. Это подтверждают и исследования Л. Выготского, П. Гальперина, В. Давыдова, Д. Эльконина, А. Леонтьева и др. Изучая труды Г. Ермаша, Ж. Лейтеса, Я. Пономарева, В. Сухомлинского можно проанализировать этапы творческого развития личности.
Непосредственность детского восприятия мира и его воспроизведение в искусстве (музыка, танец, живопись) обусловлена синкретизмом художественных образов. Поэтому ребенку нужно дать материалы: глину для лепки, карандаши и бумагу для рисования и научить работать с ними. В рисунках, лепке, аппликации ученики не только отражают мир, но и собственное отношение к действительности, что является основой художественного творчества. Мысли о том, что ребенок по своей психологической природе является «врожденным» художником, высказывались Ф.Лоркою, М. Пришвиной, Я. Корчаком, В. Вансловым, К. Станиславским, В. Сухомлинским. Так, Сухомлинский писал: «Детский рисунок, процесс рисования - это часть духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, но и живут в этом мире, входящих в него, как создатели красоты, наслаждаются этой
красотой» [40, с. 521].
Творчество всегда индивидуально, и в нем переплетаются сознательные и бессознательные, интеллектуальные и эмоциональные, познавательные и оценочные процессы. Поэтому, каким бы индивидуальным творчество не было, в нем просматриваются некоторые общие закономерности и этапы, входящие в понятие сущности творческого развития учащихся средствами изобразительного искусства.
На начальном этапе творческое развитие (по Сухомлинскому) зависит от таких творческих качеств учащихся: наблюдательность, способность представлять и фантазировать, способность чувствовать юмор, остроумие, умение абстрагироваться, настойчивость в доведении дела до конца, умение сохранить в памяти знания, творчески применять их на практике, емкость и гибкость мышления, способность анализировать и синтезировать, критическая оценка своей деятельности, способность находить различные способы решения творческой задачи, широта мысли, чувства красоты [40, с. 521].
Важную роль в творческом развитии школьников играют эмоции и чувства. Особенно это касается их отношения ко всему яркому, новому, необычному, интересному, насыщенному живыми образами.
Много положительных эмоций вызывает у школьников общение с природой. Окружающий мир привлекает ребенка разнообразием своих объектов и динамичностью процессов. Шум леса, пение птиц, цвета цветов и листьев, различные способы передвижения живых существ - всем этим дети интересуются, за всем наблюдают с приподнятым настроением, радостью, запоминая на всю жизнь.
По словам И. Ермаша, «творческий процесс в искусстве является индивидуальным и включает целенаправленную работу, определенную систему сознательных планомерных действий» [12, с. 36].
Первый этап творчества - это предварительное художественное накопление знаний, наблюдений, впечатлений, навыков, мастерства. Результатом всего перечисленного, по мнению Г. Ермаша, является возникновение замысла или нескольких замыслов будущих произведений.
Второй этап творчества - художественный замысел - эвристическое прозрение у художника, начало целенаправленной работы над картиной. Замысел основывается на воображении отдельных частей будущего произведения как целостного образа. Причем замысел - лишь его эскиз. Чтобы воплотить замысел в жизнь, нужно много работать. Но именно замысел определяет цель и направление всей работы, стимулирует деятельность фантазии и воображение, вызывает прилив творческой энергии и вдохновения.
Третьим этапом творчества (по Г. Ермашу) является период вынашивания, когда концентрируется опыт впечатлений и воображение художника. То есть он сосредотачивается на внутренних переживаниях, обращается к наработанному материалу, собственному опыту. Четвертый этап включает планы, черновики, этюды, эскизы, пробные варианты. Такая работа объясняет структуру будущего произведения, содержание, характер образов.
Пятым этапом является фаза конечной разработки. В этот период происходит становление произведения как целого. Подготовительный материал вытесняется конечным его вариантом. Проявляется эвристический характер творческой действия, рождаются большие и малые открытия, находки и тому подобное. Художник достигает наиболее свободного владения материалом, подчиняет его идейно-эмоциональной атмосфере.
Теперь произведение представляется как единое целое, хотя художник требует использования новой информации и фактов, проверки и уточнения материала, обогащения дополнительными впечатлениями. А это уже шестой этап творчества - авторедактирование.
Занимаясь исследованием процесса художественного творчества, П.Якобсон определил шесть его этапов:
1) появление замысла;
2) разработка замысла;
3) наличие опыта жизненных впечатлений;
4) поиск форм воплощения замысла произведения;
5) реализация замысла;
6) доработки произведения [46, с. 18, 46]. Однако на этом творческий процесс не заканчивается. И когда завершается какая-то его часть, выраженная в художественном произведении, определенный период оценивается, анализируется сделанная работа. И при необходимости ее дорабатывают (сокращение, замена, поиск новых выразительных деталей), после чего художник испытывает удовольствие или, наоборот, недовольство своим произведением. Наступает такой момент, когда у него возникает потребность в новых замыслах. Таким образом происходит процесс творчества. А появляется новая картина тогда, и только тогда, когда человек испытывает внутреннюю потребность творить.
Интересно определяет этапы творчества Я. Пономарев. По его мнению, первым этапом (сознательной работой) является подготовка - особое деятельностное состояние, которое является предпосылкой для возникновения новой идеи. Второй этап - созревание - подсознательная работа над проблемой, инкубация идеи. Переход подсознательного в сознательное является третьим этапом творчества - вдохновением - когда в результате подсознательной работы в сфере сознания возникает идея изобретения, открытия (сначала в гипотетическом виде). И четвертый этап (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка [33, с. 24-32]. В эстетике художественно-творческий процесс схематически разделен на следующие этапы: общее познание и наблюдение; возникновение замысла; наблюдения и познания, ограниченные замысла; непосредственное воплощение художественного замысла в художественном произведении.
Развитие эстетических чувств, накопление наблюдений и впечатлений возбуждают ассоциативность, образное воображение, фантазию, в результате чего художник творит. И благодаря его упорному творческому труду то, что сложилось в воображении, передается на холст и становится произведением искусства. Чтобы научить так работать детей, нужно проводить уроки, учитывая следующие компоненты: мотивационный (стимулы для повышения эмоциональности, укрепление сенсорной чувствительности, развития воображения, фантазии); познавательный (информационно-когнитивной); ментальный (неповторимость, индивидуальность); практический (умения, навыки, самостоятельная творческая деятельность).
Описанные выше схемы творческого процесса являются указателем для учителей, воспитателей, родителей. Построив учебно-воспитательный процесс именно таким образом, можно достичь развития творческих качеств личности. Определению этих качеств посвятили научные исследования ученые А. Лук, Моляко, В.А. Сухомлинский; американские психологи
К. Бейттел, В. Лоунфельд. Актуальным в выделении творческих качеств школьников является разработанная В.А. Сухомлинский собственная система личности, которую он назвал «гармонией педагогических воздействий». Суть ее заключается в выражении одной из важнейших закономерностей воспитания: средств воздействия на личность и реализация этих воспитательных воздействий на практике.
Известно, что художественные произведения вызывают образы, основанные на эмоциях автора и влияют на эмоции того, кто их воспринимает. С другой стороны, психологи давно заметили, что эмоции воплощаются автором в известные образы. И она бы наделена способностью подбирать впечатления, мысли и образы, созвучны тому настроению, которое мы имеем в данный момент. Таким образом, чувства влияют на воображение так же, как и воображение на чувства.
Картины, вырисовываются в воображении человека в процессе речи, это К. Станиславский называл «видением». Впоследствии к этому термину стали прибегать и мастера художественного чтения, и учителя и авторы пособий. К.Станиславский называл видением весь комплекс образных и чувственный представлений, которые должны быть динамичными. Отсюда его совет актерам прокручивать в своем воображении киноленту видений. Для определения упомянутого комплекса представлений педагог принимал также выражение «образные представления» [25, с. 5].
Смелость воображения и фантазии является одним из важнейших качеств личности. Без этого качества процесс, нельзя назвать творческим. Благодаря способности представлять и фантазировать личность придает своим представлениям художественную форму, мысленно рисуя все объекты. А развитые воображение и фантазия помогают мечтам воплотиться в художественном произведении.
С развитием воображения и фантазии, развивается и творческое мышление. Ведь художественно-творческая деятельность - это не простое копирование действительности, а художественное ее переосмысление через интенсивную творческую работу мозга. Большинство ученых, занимающихся исследованиями детского творчества, считают, что творческое развитие будет осуществляться при условии творческой свободы (внутренняя свобода и уверенность в себе). Эти качества личности, которые формируются в школьном возрасте, обусловливают решительность и стойкость в достижении жизненных успехов.
Через рисунок приобретается определенное умение открыто и без страха выражать собственные идеи и чувства, потому что именно художественное творчество здесь является синтезирующим, конструктивным, объединяющим и интегрирующим средством, от которого зависит внутренний мир личности.
В художественно-творческой деятельности ведущую роль играют механизмы отображения и изображения. Поэтому усвоение детьми правил, законов и изобразительного искусства должно быть обязательным. Знание изобразительной грамотой является фундаментом любого творческого процесса, - это конструктивно-знаковая и формообразующие стороны творческой деятельности [16, с. 97].
Итак, в творческом развитии школьников средствами изобразительного искусства мы выделяем такие творческие качества личности, которые нужно воспитывать: эмоциональность; смелость воображения и фантазии; творческий склад мышления; творческая свобода личности. Одновременно творческое развитие личности, ее творческая деятельность является одной из составляющих эстетического вкуса, духовного развития.
Выводы по первой главе
На основании изучения психолого-педагогических основ формирования художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству можно сделать вывод, что в целом художественная культура, как часть духовной культуры, представляет собой средство подготовки и привлечения потенциальных зрителей, слушателей, читателей к искусству, которое приводит (немедленно или косвенно) к изменению их внутреннего мира. Именно поэтому процесс репродуцирования художественных ценностей является процессом, что позволяет привлекать к общению через произведения искусства все большее количество людей, позволяет поддерживать, воспроизводить шедевры мирового искусства.
В воспитании учащихся, расширении и углублении их знаний, развитию творческих способностей важная роль принадлежит специально организованной воспитательной работе во внеурочное время, которое называют внеклассной и внешкольной. Исходя из целей и задач внеклассной и внешкольной работы, воспитания формирование эстетического мировоззрения - это не только обучение видеть красивое, но и попытки вызвать желание действовать, брать посильное участие в создании прекрасного, то есть творить самостоятельно. Творчество - важная составляющая не только учебно-изобразительной деятельности, но и необходимое условие адаптации к взрослой жизни, предпосылка духовного развития. Творческая деятельность требует формирования определенных способностей ребенка. Очень важно развить эмоционально-чувственную сферу ребенка, поскольку именно она является выразителем отношения человека к окружающему миру, искусству, под влиянием эмоций у детей развиваются фантазия, воображение.
Психолого-педагогические исследования показывают, что творческие способности человека особенно интенсивно развиваются в дошкольном и в младшем школьном возрасте в процессе обучения, если оно организовано должным образом. Весьма значительную роль играет в формировании творческих способностей правильно организованная внеклассная и внешкольная изобразительная работа. Это подтверждают и исследования Л.Выготского, П. Гальперина, В. Давыдова, Д. Эльконина, А. Леонтьева и др. Изучая труды Г. Ермаша, Ж. Лейтеса, Я. Пономарева, В. Сухомлинского можно проанализировать этапы творческого развития и качеств личности, которые являются его структурными компонентами.
Непосредственность детского восприятия мира и его воспроизведения в искусстве (музыка, танец, живопись) обусловлена синкретизмом художественных образов. Поэтому ребенку нужно дать материалы: глину для лепки, карандаши и бумагу для рисования и научить работать с ними. В рисунках, лепке, аппликации ученики не только отражают мир, но и собственное отношение к действительности, является основой художественного творчества.
В творческом развитии школьников средствами изобразительного искусства выделяются творческие качества личности: эмоциональность; смелость воображения и фантазии; творческое мышление; творческая свобода личности.