Дидактические характеристики учебной мотивации и способы ее осуществления
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ УКРАИНЫ
УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра педагогики и методики
профессионального обучения
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА Методика выбора мотивационных технологий
В обучении
Студента
Группа
Мотивационные технологии в обучении
План изучения учебного материала
1.Теоретические основы мотивационных технологий
2.Сущность учебной мотивации, ее виды и взаимосвязь с характером учебной деятельности
3.Дидактические характеристики учебной мотивации и способы ее осуществления
«Мы восхищаемся нашей наукой, но как заразить молодежь этим восхищением? Как заманить в физику будущих Ферми? Обычный в этих случаях метод - удивить, потрясти. Беда в том, что человека нельзя удивить, если он не знаком с той ситуацией, в которой ваш сюрприз вносит решающие изменения. Но в каждой области для новичка можно найти увлекательную, поучительную сторону дела и преподнести ее в форме, которая вызовет острый интерес. Это не каждому дано, но в этом «изюминка искусства лектора» (Карл Дарроу)
«Мировоззренческие чувства выступают как внутренние условия, включенные в общий эффект, определенные закономерным отношением внешних и внутренних условий. От такого обобщенного, итогового отношения человека к жизни зависит и поведение человека в любой ситуации, в которой он находится, и степень зависимости его от той ситуации или свободы в ней» (Рубинштейн С.Л)
Теоретически основы мотивационных технологий
ЦЕЛЬ мотивационных технологий
Наличие мотивационного компонента в процессе обучения:
¨
¨
¨
¨
Мотивация- это
Мотив –
Мотивационное поведение-
Личностный фактор -
Мотивировка –
Ситуационный фактор –
Стимул –
Виды мотивации:
Внешняя мотивация
Внутренняя мотивация
«Люди вовлекаются в деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения другой цели» (Рубинштейн С.Л)
Сущность учебной мотивации, ее виды и взаимосвязь
С характером учебной деятельности
Учебная мотивация
Вступительная мотивация
Текущая мотивация
Взаимосвязь мотивации с характером учебной деятельности
Показатели учебной деятельности | Характеристика учебной деятельности и поведения | |
Мотивация | ||
внешняя | внутренняя | |
Тенденция к продолжению учебной деятельности | Прекращается при исчезновении внешних стимулов | Продолжается достаточно долго |
Креативность | Вызывает напряженность, сковывает творчество, подавляет креактивность | Способствует получению удовольствия от работы, вызывает интерес, радостное возбуждение, повышает самоуважение личности |
Предпочтение сложности и объема задания | Обучающиеся предпочитают более простые задания, что приводит к потере интереса и активности в учебной деятельности | Предпочитают более трудные задания, что облегчает выполнение действий, требующих эвристического подхода. |
Характер выполняемых действий | Поверхностное овладение учебным материалом | Более высокий уровень освоения теоретического материала |
Эффективность усвоения учебного материала | Облегчает выполнение действий, требующих алгоритмического подхода, но ухудшает качество решения эвристических задач, замедляет творческую активность | Сковывает выполнение алгоритмических заданий, но способствует эвристическому подходу к решениям заданий, ускоряет рост творческого мышления |
Тип сформированного мышления | Положительно влияет на формирование алгоритмического мышления и алгоритмической деятельности | Более успешно влияет на познавательные процессы и поведение личности, способствует формированию творческого мышления |
Дидактические характеристики учебной мотивации и способы ее осуществления
Вступительная мотивация может осуществляться в форме
Мотивирующее вступление
Текущая мотивация используется для поддержания постоянного интереса к учебной деятельности. Она может осуществляться различными методами обучения в соответствие с этапами формирования деятельности:
·
·
·
Дидактические характеристики внутренних мотивационных технологий обучения
Виды технологий | Методы обучения | Используемые приемы обучения |
Вступительная мотивация | ||
Текущая и заключительная мотивация | ||
Контрольные вопросы
1. Какова цель мотивации учебной деятельности?
2. Дайте определение понятиям: мотив, стимул, мотивировка, мотивационное поведение.
3. В чем отличие внутренней мотивации от внешней?
4. На какие показатели учебной деятельности влияет внешняя и внутренняя мотивация?
5. Назовите способы формирования внутренней мотивации у обучаемых. Приведите примеры.
6. Назовите способы и приемы мотивации у обучаемых в начале занятия и на каждом последующем его этапе формирования вступительной и текущей мотивации. Приведите примеры.
Задание для закрепления.
Для заданной темы учебного материала в зависимости от имеющихся условий разработать технологии формирования внутренней мотивации на различных этапах обучения: формирования новых знаний, формирования умений, контроля.
Порядок описания разработанной технологии.
1.Тема учебного материала
2.Цель мотивации
3.Перечень примеров использования применяемых знаний в практической деятельности (на основе анализа целей обучения)
4.Тип формируемого мышления и характер формируемых задач (на основе анализа содержания)
5.Преобладающий тип темперамента, тип мышления, базовые знания (на основе анализа состояния учебного процесса)
6.Выбранный тип мотивации
7.Способы осуществления внешней мотивации (перечень действий преподавателя и обучаемых)
8.Способы осуществления внутренней мотивации (перечень действий преподавателя и обучаемых). Привести в виде таблицы, приведенной ниже.
9.Доказательство истинности представленных мотиваций
Способы осуществления внутренней мотивации
Тип | Вид | Метод | Прием | Действия преподавателя | Действия обучаемых |