Способы организации строительства. Состав дорожно-строительных работ и способы их осуществления.

Организация строительства автомобильной дороги – это комплекс мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых с целью повышения эффективности, а именно достижение поставленной задачи в плановые сроки при

· наилучшем использовании производственных и природных ресурсов,

· соблюдении требований к качеству работ,

· соблюдении и улучшении условий труда,

· соблюдение требований по охране окружающей среды.

Правильная и оптимальная организация дорожно-строительных работ позволяет существенно снизить их себестоимость за счет

· использования наиболее производительных машин,

· использования квалифицированных рабочих,

· применения современных технологий,

· проведение работ в благоприятных погодно-климатических условиях,

· согласованной и бесперебойной работы строительных подразделений.

Автомобильные дороги относятся к линейным транспортным сооружениям. Поэтому процесс строительства автомобильной дороги характеризуется тем, что на сравнительно узкой полосе на большом протяжении выполняют примерно однотипные работы (линейные).

Линейные работы – это работы, объемы которых распределены более или менее равномерно по всей дороге и повторяются на отдельных участках с небольшими отклонениями от средних значений. К линейным относят работы по возведению земляного полотна в небольших насыпях и выемках, строительство дорожных одежд, установку ограждений и т.п. Линейные работы преобладают в дорожном строительстве /4,5,6/.

Сосредоточенные работы – это работы, которые встречаются на отдельных участках или площадях и отличаются значительной трудоемкостью и технической сложностью. К ним относят возведение высоких насыпей, разработку глубоких выемок, строительство крупных комплексов дорожно-транспортной службы, развязок , тоннелей и т.п.

Все работы, связанные со строительством автомобильных дорог, можно разделить на три группы:

Строительно-монтажные - направлены на создание конечной продукции. При возведении земляного полотна к ним относят:

1. Подготовительные работы:

- восстановление и закрепление трассы;

- расчистка дорожной полосы от леса, кустарника, пней, камней и др.;

- разбивка земляного полотна;

- удаление растительного слоя;

- обеспечение водоотвода.

2. Основные работы:

- разрыхление грунта;

- разработка, перемещение и укладка грунта;

- послойное разравнивание;

- уплотнение.

3. Отделочные работы:

- планировка земляного полотна;

- укрепление откосов земляного полотна;

- рекультивация земель.

Строительно-монтажные работы при возведении земляного полотна подразделяют на линейные и сосредоточенные. Линейными называют работы, объемы которых равномерно распределены по всей строящейся дороге и повторяются на каждом километре лишь с небольшим отклонением. Сосредоточенными называют работы, которые резко отличаются по объему, технологии выполнения от работ, выполняемых на смежных участках.

Заготовительными называют работы по заготовке дорожно-строительных материалов, приготовлению смесей, по производству плит, блоков и др. изделий. Эти работы выполняют на производственных предприятиях; они имеют некоторые преимущества в сравнении с строительно-монтажными работами, а именно:

- постоянство места работы и технологии;

- лучшие условия труда;

- меньшая зависимость от погодно-климатических условий.

Транспортными называют работы по перемещению грунтов, дорожно-строительных материалов.

Складские работы неразрывно связаны со всеми видами работ. Они включают прием, разгрузку, сортировку, хранение в пределах складской территории. Складские работы создают гарантию ритмичной работы строительной организации, но в то же время увеличивают накладные расходы.

Строительно-монтажные, заготовительные, транспортные и складские работы должны быть тесно связаны между собой.

Технологический процесс по устройству дорожной одежды включает:

- предварительную заготовку каменных материалов;

- транспортирование и хранение материалов на складах;

- приготовление различных смесей, изделий и их транспортировку;

- распределение каменных материалов, полуфабрикатов и их уплотнение.

Строители автомобильных дорог кроме земляного полотна и дорожной одежды сооружают водопропускные трубы, мосты, здания дорожно-эксплуатационной службы, производят обустройство автомобильных дорог.

Соотношение между отдельными видами работ в процентах примерно следующее:

- подготовительные работы 1...3

- земляное полотно 15...40

- мосты и другие искусственные сооружения 8...12

- дорожная одежда 40...60

- обстановка пути 3...5

- здания дорожно-эксплуатационной службы 1...2

Наши рекомендации