Сущность понятий контроль, проверка, оценка знаний

Следует развести понятия контроль, проверка, оценка знаний.

Контроль –это выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников.

Выявление и измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение уровня и качества обученности ученика, объем его учебного труда, внутренних приращений. Основой для оценивания являются результаты проверки.

Оценка знаний, умений и навыков учащихся– это процесс сравнения достигнутого учащимися результата в обучении с эталон­ными представлениями, описанными в учебной программе.

По уровню обобщенности педагогическая оценка подраз­деляется на парциальную, фиксированную и интегральную. Парциальная оценка чаще всего выражается в словесной, вербальной оце­ночной форме суждений и может быть похвальной или осуж­дающей («Молодец, Петя!Сегодня ты основательно подготовился!»).Фиксированная оценка выражается количественно в одном из ранговых значений 10-балльной шкалы. Парциальные и фиксированные оценки служат основой для педагогической характеристики как интегральной формы педагогической оценки, определяющей в целом личность и поведение школьника.

Таким образом, оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качествен­ные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой – условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых сигналов. Условным отражением оценки является отметка, которая обычно выражается в баллах.

Функции контроля:

· Диагностическая

· Обучающая

· Воспитывающая

· Развивающая

· Профилактическая

· Методическая

Виды, методы и формы контроля знаний

Виды контроля и проверки знаний; предварительный, текущий, тематический, итоговый, заключительный.

В современной дидактике выделяются следующие методы контроля:

· Методы устного контроля: беседа; рассказ ученика; объяснение; комментированное чтение текста учебника; чтение технологической карты, схемы; сообщение и т.д.

· Методы письменного контроля: домашние работы, контрольные работы, изложение, сочинение, диктант, реферат.

· Выполнение практических работ практикуется сравни­тельно реже методов устного и письменного контроля. В условиях экзаменуемой аудитории студентов возможна ситуационная ролевая игра, имитация, различные контрольные задания: составление учебных кроссвордов, педагогический коллаж и т.д.

· Наблюдение за работой учащихся.

В отдельную группу методов контроля выделяются дидактические тесты, которые определяются как набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Положительным в тестовой методике является возможность контроля знаний, умений и навыков большого количества учащихся или студентов.

Организационные формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль и "поурочный балл".

Принципы контроля и требования к организации контроля знаний

Принципы контроля:

1. Объективность (научность, обоснованность содержания заданий, вопросов; равное отношение педагога конкретное всем обучаемым, адекватным критерием оценок оцениванием).

2. Систематичность – на всех стадиях дидактического процесса (от восприятия до практического применения знаний), регулярность опросов, каждодневность.

3. Принцип наглядности (гласности) – оглашение и мотивация оценок, составление планов ликвидации пробелов. Контролировать в той последовательности, как проводиться изучение материала.

Наши рекомендации