Психологические особенности подросткового возраста
(11-14 лет)
- ведущая деятельность – общение со сверстниками, социально-значимая деятельность, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе:
- интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;
- неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоциями и настроениями;
- самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми;
- формирование самооценки, характера;
- возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения;
- формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;
- отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
- развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, оперированию абстрактными понятиями;
- самоконтроль и планирование деятельности еще затруднительны;
- склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;
- появление сексуальных влечений и интересов;
- формирование самосознания своего «Я», эгоистичности;
- избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей;
– возникновение «чувства взрослости» (второе психологическое рождение ребенка или страха потери «Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они);
– формирование социального сознания и самосознания, самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).
Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет)
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная:
- формирование самосознания (представление о себе самом, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;
- соотношение себя с идеалом, развитие способностей к самовоспитанию, самообразованию;
- возрастание волевой саморегуляции;
- усиление концентрации внимания, увеличение объема памяти, логизация учебного материала, сформированность абстрактно-логического мышления;
- развитие умений самостоятельно разбираться в сложных вопросах, принимать решения;
- формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;
- увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений;
- стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;
- пренебрежение к опыту и советам старших; критиканство, проявление недоверия;
- проявление рационализма, практицизма;
- готовность к самоуправлению, новому осмыслению всего окружающего, жизненному определению человека; приобретение определенной степени психологической зрелости;
- стремление к получению профессии – основной мотив познавательной деятельности;
- отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;
- завершение полового созревания, формирование отношений к зарождающимся сексуальным желаниям;
- появление первого чувства любви, дружбы;
- существенная перестройка эмоциональной сферы;
- недостаточное осознание последствий своих поступков.
Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)
- зрелость в умственном, нравственном отношении;
- убежденность, сложившееся мировоззрение;
- чувство нового – смелость, решительность;
- самостоятельность, прямолинейность;
- критичность и самокритичность; самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;
- сохраняются максимализм, отрицательное отношение к мнению старших;
- скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;
- неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;
- принятие ответственных решений (выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни);
- выбор спутника жизни, готовность к созданию своей семьи, активность в сексуальной сфере.