Технические средства обучения
1. Мультимедийный проектор.
13. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
14.1 Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
1. Регулярное посещение лекционных и практических занятий, аккуратное конспектирование материала лекций, просмотр предшествующих записей.
2. Обязательное изучение и конспектирование научных первоисточников по предложенным преподавателем темам и вопросам, когда они возникают перед студентами впервые, либо рассматривались в рамках предшествующих дисциплин, но в другом контексте (геология, химия, ботаника и др.).
3. Аккуратное и добросовестное отношение к специальной терминологии. Понятия и термины, которых в почвоведении достаточно много, следует обязательно фиксировать в лекционных и практических записях.
4. Выработка тематических суждений на основе поиска и осмысления процессов почвообразования с природными условиями, факторами, компонентами. Подобное отношение способствует расширению и углублению представлений о межпредметных связях.
5. При освоении вводной части студент должен получить четкое представление о сущности, объекте и предмете изучения данной науки, уметь сформулировать и в логичном порядке представить стоящие перед ней задачи с примерами их решения. Сложным, но важным здесь является усвоение методического арсенала науки и приемов его практического использования. Необходимо понять принципы классификации.
6. Обязательно успешное выполнение лабораторно-практических заданий. Прежде всего, студент должен обладать навыками аналитической работы, уметь интерпретировать аналитические данные и использовать их в практической деятельности. Необходимо научиться использовать богатую информацию почвенной карты для рационального использования почв, сохранения и повышения их плодородия.
7. Обязательное выполнение всех видов и форм самостоятельной работы по курсу. Поскольку учебными планами для студентов предусмотрено время на самостоятельную работу, его необходимо использовать для следующих видов деятельности: углубленное изучение отдельных вопросов и тем по литературным источникам, домашняя работа в продолжение практических занятий и др.
Самостоятельная работа студентов (СРС) выступает как составная часть процесса обучения. Главная ее цель: расширить и углубить знания, умения, полученные на занятиях, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности учащихся, активность и самостоятельность.
Дидактические функции самостоятельной работы следующие:
1. закрепление знаний, умений, полученных на занятиях;
2. расширение и углубление учебного материала;
3. формирование самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий.
СРС, направленная на освоениеосновной образовательной программы, включает в себя:
- подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим и семинарским занятиям, лабораторным работам и др.);
- работу над отдельными темами, вынесенными на самостоятельное изучение в соответствии с тематическими планами изученияучебных дисциплин;
- выполнение письменных контрольных и курсовых работ;
- подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе зачётам и экзаменам;
Задачи преподавателя в организации самостоятельной работы.
1) Сформировать соответствующую мотивацию к глубокому изучению науки.
Это есть, пожалуй, самая важная задача преподавателя. Как ее решить? Необходимо дать понять обучаемому, где, когда и для чего «ему лично» пригодится в жизни полученные знания.
2) Приучать студентов при самостоятельном изучении литературы конспектировать основные положения, комментируя их.
Иными словами, студент должен записывать собственные мысли, отражающие понимание выписанных положений применительно к жизни. Это будет показателем его самостоятельности в овладении наукой.
3) Осуществлять комплексный подход к организации самостоятельной работы студентов.
Студенты при чтении учебной литературы должны опираться на информацию, полученную на лекциях. При этом, прочитанное в одном источнике необходимо сопоставлять с информацией из других источников, дополнять и уточнять полученные знания. Таким образом, от лекции – к литературе, а от нее – к практике. Так идет процесс усвоения; знания, находившиеся прежде вне сознания обучаемого, становятся личным его достоянием. Знание научной литературы только тогда может считаться усвоенным, когда студент не просто понял и запомнил, но и научился пользоваться полученным знанием.
8. Текущий контроль за выполнением самостоятельной работой проводится выборочным опросом студентов во время лекций и практик, проверкой выполнения заданий, проведением коротких контрольных работ по знанию специальных терминов и понятий.
9. Итоговая оценка знаний студентов проводится в виде зачета. Критерии оценки устного ответа студентов на зачете следующие.
Зачет проводится по вопросам составленным ежегодно на заседании кафедры. Ответ студента на экзамене квалифицируется следующим образом:
«Зачет» ставится при условии, когда ответ представляет собой достаточно полные знания с несущественными ошибками по вопросу. Присутствуют целостность и логичность изложения. Студент осознает связь обсуждаемого вопроса по билету с другими объектами дисциплины. Ответ не содержит ряд серьезных неточностей.
В случае выявления на зачете шпаргалок, фактов списывания, использования несанкционированных технических средств и т.д. студент удаляется из аудитории с правом последующей пересдачи.
14.2 Методические рекомендации для преподавателей