Развиваем речевое дыхание

Примечание: Часть предлагаемых упражнений не требует, чтобы ребенок повторял действия родителя. Эти упражнения имеют целью привлечь внимание ребенка к процессу дыхания.

1. Ребенок должен сидеть на коленях у родителя, который делает утрированные дыхательные движения. При этом ребенок может чувствовать движения грудной клетки и живота родителя во время дыхания, не привлекая внимания специально к этой деятельности. Родитель должен избегать неестественных движений в процессе дыхания таких, как поднятие плеч и других.

2. Во время отдыха папа (или мама) лежит на диване или на полу, а малыш лежит на его животе. При этом папа спокойно дышит, позволяя ребенку чувствовать движения своего тела при дыхании. Лежа на спине, папа обращает внимание на правильные движения при дыхании. Он должен так же произносить звуки во время этого упражнения, изменяя длину произнесения. Пение или чтение нараспев любимых стихов, пальчиковые игры должны выполняться как самая естественная вещь, которую можно делать в процессе дыхания. Когда все отдыхают вместе, положите голову ребенка на свою грудь или живот. Или, лежа на кровати перед сном, положите руку ребенка на свою диафрагму (которая находится на границе между грудной клеткой и животом), напевая что-либо или говоря при этом, позволяя ребенку почувствовать речевое дыхание.

3. Дайте ребенку почувствовать силу струи выдыхаемого воздуха. Это можно сделать различными способами, в игровой манере:

а) во время какого-либо дыхательного упражнения придвиньте щеку ребенка к своему рту, так, чтобы тот почувствовал струю выдыхаемого воздуха, которая разбивается о его щеку.

б) как бы играя, подуйте на различные части тела ребенка, например, подуть, как бы проводя дорожку вдоль всей руки ребенка, а так же на ладошку, животик и подошвы ног.

в) смоделируйте одновременно длинный продолжительный выдох и выдох пульсирующий в соответствующих жизненных ситуации, как с произнесением звуков, так и без них.

4. Используйте как можно больше разнообразных вещей для дыхательных упражнений - свистки, помпончики, клубки из ваты, спички, соломинки, мыльные пузыри, перышки, носовые платки, губные гармошки, свечки, надувные шарики, шарики от пинг-понга, листы бумаги (с мелко надрезанными краями).

5. Для формирования правильной выразительной речи очень полезно вырабатывать продолжительную дыхательную струю. Надо стараться довести время выдоха до 35 секунд. У нетренированного взрослого человека максимальное время выдоха составляет 15-20 сек. Эти упражнения полезны и для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

6. Чаще говорите шепотом в подходящих ситуациях. Шепот учит ребенка проталкивать струю воздуха через рот и помогает выработать хороший контроль над дыханием. Приводим несколько примеров таких упражнений:

а) укладывание спать ребенка или куклы в реальных или игровых ситуациях.

б) когда вы читаете рассказы, в которых кто-либо спит.

в) когда вы подкрадываетесь, чтобы удивить кого-либо.

д) используя шепот и громкий голос как контрасты, пытаясь разбудить куклу или спящего человека

Учить ребенка говорить шепотом начинают с простого выдоха, который имитирует ребенок. Родитель говори: "па-па-па", ребенок повторяет за ним. Работайте как можно больше на слух.

7. Очень хорошо пускать мыльные пузыри. Немножко подсолнечного масла, добавленного в мыльный раствор, поможет вам получить более устойчивые пузыри, которые будут лопаться не так быстро. Производите выдох, стремясь сделать пузырь побольше и подольше удержать его летящим в воздухе. После полутора лет ребенок может захотеть попускать пузыри самостоятельно.

8. Соберите конфетти или небольшие кусочки бумаги, положите их в коробку, сверху натяните полиэтиленовую пленку и закрепите ее резинкой. Проделайте в пленке маленькую дырочку, чтобы дуть через нее. Если конфетти разноцветное, то получится еще забавнее. Сначала маленький ребенок не будет знать, как сложить губы, чтобы направить струю воздуха через дырку. Вставленная в дырку соломинка поможет ему. При этом дети автоматически охватывают соломинку губами и понимают, что именно они должны сделать.

9. Возьмите ладошку ребенка в свои руки и выдыхайте воздух, постукивая его ладошкой по своему рту. Это будет напоминать боевой клич индейцев, только исполненный без участия голоса, только одним дыханием. При этом ребенок хорошо сможет почувствовать ваше дыхание.

10. Выбирайте те дыхательные упражнения, которые лучше всего подходят к уровню развития ребенка, если ребенок захочет принять участие в этих упражнениях. Например, маленький ребенок не способен прицелиться струей воздуха на двигающийся предмет типа мыльного пузыря, перышка или летающего в воздухе
шарика. Для младшего возраста лучше использовать статичные предметы. Для ребенка, который только начинает ходить, лучшими являются игры, в которых требуется делать какие-либо движения, например, мать может взять шарик от пинг-понга и положить его на стол, а потом сдуть его через стол. Ребенок пойдет и поймает этот шарик, и вернет его на место. Через какое-то время малыш и взрослый могут поменяться ролями.

11. Те предметы, которые помогают ребенку направить струю воздуха в желаемую цель, помогут ему также научиться регулировать ее по силе, управлять ею а также придадут разнообразие упражнениям. Используйте для этой цели соломинки, узкие трубки и т. д.

12. Натяните кусок капронового чулка на бумажный стаканчик с конфетти. Ребенок и родитель по очереди дуют в стакан, чтобы заставить конфетти летать.

13. Убедитесь, что ребенок использует голос на выдохе, когда подражает чьему-либо голосу, или повторяет какие-либо из вышеперечисленных дыхательных упражнений.

14. Хорошая забава - надуйте свои щеки воздухом, прижмите к ним ладошки ребенка, а потом выпустите воздух наружу, так чтобы ребенок это чувствовал.

Наши рекомендации