Игры на речевое дыхание (для мл/гр)

а) Игра со свечкой

Цель:Развить правильное речевое дыхание.

Ход игры:Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выход делается тонкой упругой и плавной струёй воздуха через плотно сжатые губы.

б) «Мыльные пузыри»

Цель:Та же.

Ход игры:Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться. Чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:

Осторожно – пузыри!

Ой, какие! Ой, смотри!

Раздуваются! Блестят!

Отрываются! Летят!

Мой – со сливу! Мой – с орех!

Мой – не лопнул дольше всех.

УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ

Цель:Разогреть мышцы дыхательного аппарата.

а) 1-е упражнение разрабатывает спокойную, плавную звучащую речь.

Свистит ветер - ССССССС…

Шумят деревья - ШШШШШ…

Летит пчела - ЖЖЖЖЖЖ…

Комар звенит - ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…

б) 2-е упражнение разрабатывает волевую, но сдержанную речь.

Работает насос - ССССС! ССССС! ССССС!

Метёт метель - ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!

Сверлит дрель - ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ!

в) 3-е упражнение разрабатываетэмоциональную речь в быстром темпе.

Кошка сердится - Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила - С! С! С! С!

Заводится мотор - Р! Р! Р! Р!

Дети могу сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении. Например:

Заводим мотор: Р! Р! Р!... РРРРР! РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ

а) «Дрессированные собаки»

Ход: Выбирается ребёнок – дрессировщик, который предлагает остальным детям – цирковым собачкам решать простейшие задачки, самостоятельно им придуманные. Вместо ответа «собачки» произносят «ав – ав – ав!» соответствующее число раз.

б) «Птичий двор»

Ход: Дети воображают, что попали в большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть – уть – уть – уть), петушка (петь – петь – петь – петь), цыплят (цып – цып – цып), гусей (тега – тега – тега – тега), голубей (гуль – гуль – гуль), вдруг появилась кошка (кис – кис – кис – кис), она попыталась поймать цыплёнка (брысь! брысь!). Курица зовёт разбежавшихся цыплят:

в) «Эхо»(по Н. Пикулевой)

Ведущий - Дети

Собирайся, детвора! - Ра! Ра!

Начинается игра! - Ра! Ра!

Да лошадок не жалей! - Лей! Лей!

Бей в ладошки веселей! - Лей! Лей!

Сколько времени сейчас? - Час! Час!

Сколько будет через час? - Час! Час!

И неправда: будет два! - Два! Два!

Дремлет ваша голова! - Ва! Ва!

Как поёт в селе петух? - Ух! Ух!

Да не филин, а петух? - Ух! Ух!

Вы уверены, что так? - Так! Так!

А на самом деле как? - Как! Как!

Если кто – то закукарекал, отдаёт фант, и игра начинается сначала.

РАЗВИТИЕ МАСОЧНОГО ЗВУКА

а) «Больной зуб»

Участникам предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук должен направляться в затылок. При выполнении каждый участник должен добиваться, чтобы у него дрожали ноздри, а губам было щекотно.

б) «Капризуля»

Участники изображают капризного ребёнка, который ноет, требует взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос. Затем постукать пальцем сначала по одной ноздре не прерывая звука, потом по другой.

в) «Идиотики»

Участники стоят в полукруге. Нижняя челюсть резко откидывается вниз. Надо постараться, не наклоняя головы, положить челюсть на грудь. Язык широкий, вываливается. Упражнение выполняется 7 -8 раз.

г ) «Коровка» и «Коровка бодается»

На правильном дыхании и на удобной средней ноте берётся звук «м» с закрытым ртом. Когда слышен каждый голосок и все они примерно равны по силе звука, руководитель уходит в другой конец зала и просит «забодать его», то есть весь звук отправить на него. Когда и это выполнено, руководитель даёт команду: «По моей руке – «идиотики». Рука быстро идёт вниз - вверх и также работает нижняя челюсть. В результате должен получится звук подобие «м – м – мам – м – м». Обязательно напомните детям, чтобы, выполняя это упражнение, они следили за тем, чтобы ноздри дрожали, а губам было щекотно.

д) «Баня» (из упражнения Е. Ласкавой)

Это упражнение выполняется в двух позициях. Первая позиция.: дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, потом по коленям, потом по голеням, потом по бёдрам. Похлопывание производится поочерёдно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно с похлопыванием произносится нонсерный звук «м» на удобной ноте. Вторая позиция – стоя, и при этом тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.

е) «Тёмная ночь»

На удобной ноте почти пропевается фраза «тёмная ночь». Особенно педалируются звуки «мн» и «н». Во время выполнения упражнения надо следить, чтобы хотя бы звуки «мн» и «н» произносились в соответствии с правилами произнесения масочного звука.

ж) «Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила».

Это упражнение идентично предыдущему. Единственное, что изменено, - это фраза. В процессе выполнения упражнения надо проследить, чтобы оно начиналось и заканчивалось звуком «м». То есть произносится «не любилам – м – м», а не «не любила».

з) «Выращивание цветов»

Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающаяся кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

РАЗВИТИЕ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА

а) «Этажи»

Педагог выбирает мальчика, который задаёт самый низкий звук. Все остальные должны подстроиться к нему. Затем ведущий поднимает звук на одну ступеньку вверх, произнося слова: «Второй этаж». Все повторяют эти слова уже в новой «тональности». Третий этаж – ещё одна ступенька вверх. И тек до пятого этажа. Затем дети при помощи голоса «спускаются» в «подвал». Это упражнение можно довести до 15 «этажей», но постепенно, по мере того как у ребёнка будет расширяться диапазон голоса.

б) «Маляр»

Ребята красят забор, и вместе с рукой перемещается их голос: «Вверх и вниз, вверх и вниз…»

в) «Колокола»

По принципу «этажей» дети опускают и поднимают звук на слоги: «бом», «бим», «дили», «дон» и т.д. Когда максимальный диапазон звучания достигнут, педагог предлагает новое задание. Студийцы распределяются по группам. За каждой закрепляется один из слогов, который произносится в определённом ритме. Когда каждая группа усвоила свою «партию», они объединяются в совместном звучании. Возникает своеобразная полиритмия – гармоничный «колокольный звон».

Это упражнение помогает расширить диапазон голоса, развить умение выдерживать свой ритмический рисунок в речевом многоголосии.

г) «Оркестр»

Это упражнение строится по тому же принципу, что и «Колокола». Каждый студиец выбирает себе инструмент. Затем все по очереди «звучащие инструменты» начинают играть в оркестре, чётко выдерживая темп «произведения», которое прямо на занятии импровизируется.

д) «Самолётик»

Все участники делятся на четыре группы. Каждая группа – это один «мотор» «самолёт». Руководитель поочерёдно включает каждый «мотор». «Мотор» «работает» на звуке «а» и очень тихо. Когда все «моторы» «включены», руководитель начинает медленно поднимать руки, увеличивая «мощность» «моторов» до самой высшей точки звучания, потом звук резко снимается.

е) «Чудо-лесенка»

Каждую последующую фразу участники произносят, повышая тон голоса.

Чу-до-ле-сен-кой-шагаю,

Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

Шаг-на-го-ры,

Шаг-на-ту-чи…

А-подъ-ём-всё-вы-ше, кру-че…

Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

ж) «Колокольчики»

Участники распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар – бом! И отзвук – ммм…

БУммм – Боммм! БУммм – Боммм! БУммм – Боммм!

ДИньнь – Доннн! ДИньнь – Доннн! ДИньнь – Доннн!

ЛОГИКА РЕЧИ

а) «Поставь правильно ударение и правильно услышь его»

Задаётся три вопроса с разным логическим ударением, и надо дать ответы именно на эти вопросы.

«Добылбобыль бобы?»

«Добылбобыль бобы»

Добыл бобыльбобы?»

«Добыл бобыльбобы»

«Добыл бобыль бобы?»

«Добыл бобыль бобы»

б) «Окрась текст, своим отношением»

Фраза, окрашивается отношением к ударному слову: какой это бобыль умница; и зачем ему эти бобы; да не добыл, а украл и т.д. и т.п.

в) «Игра в откровенность»

Выбирается скороговорка и её текстом высказывается отношение к чему-либо или к кому-либо. Это упражнение делается в трёх вариантах. Во–первых, объясниться с руководителем (он одушевлённый и в достаточной мере нейтрален) на заранее заданную тему (я вас люблю, вы мне надоели, давайте поговорим и т.д.), во–вторых, каждый участник выбирает себе партнёра, и они объясняются на одну тему с помощью чистоговорок. В–третьих, объяснение с неодушевлённым предметом.

г) «Поговорили»

Предлагается сделать этюд на тему фраз: «Не хотите ли чаю?» - «Спасибо, я уже пил». Первой фразой надо:

1. Пригласить на чай.

2. Прогнать из дома.

3. Обслужить в ресторане.

Партнёр в ответ на это должен соответственно:

д) Игры «Забавные стихи»

Цель: Тренировать чёткое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.

Летний день

Ут-ут-ут-ут - на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют - птички весело поют,

Ят-ят-ят-ят - злобно комары звенят,

Ит-ит-ит-ит - заяц под кустом сидит.

В лесу

Ёт-ёт-ёт-ёт - соловей в лесу поёт,

Ут-ут-ут-ут - у пенька грибы растут,

Ат-ат-ат-ат - под кустом ежи шуршат,

Ит-ит-ит-ит - дятел на сосне стучит.

В зоопарке

Ит-ит-ит-ит - полосатый тигр рычит,

Ёт-ёт-ёт-ёт - медленно змея ползёт,

От-от-от-от - пасть разинул бегемот,

Ут-ут-ут-ут - быстро лебеди плывут,

Ят-ят-ят-ят - обезьянки там шалят.

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ

а) «Волшебная корзинка»

Цель: Развить воображение, пополнить словарный запас, активизировать ассоциативное мышление.

Ход игры: Дети сидят в кругу; педагог держит в руках корзинку и предлагает сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу или в саду, или в воздухе, или в море, или на грядке; то, что летает, или то, что ползает, и т.д. Дети могут самостоятельно придумать, где искать слово для волшебной корзинки. В подготовительной группе задания усложняются: например, сложить слова, имеющие отношения к музыке (нота, скрипичный ключ, регистр, ритм, песня и т.д.) или к театру (занавес, афиша, сцена, актёр, репетиция, антракт и т.п.) После этой игры легко перейти к театральным играм на «превращения».

б) «Вкусные слова»

Цель: Расширить словарный запас, воспитать умение вежливо общаться, активизировать действия с воображаемыми предметами.

Ход игры: Дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребёнку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребёнок благодарит и «съедает». Затем кладёт на свою ладошку и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребёнка и т.д.

в) «Сочини предложение»

Цель: Научить детей составлять предложение, развить воображение, выработать навыки совместной деятельности.

Ход игры: Дети распределяются на несколько команд, получают по 2-3 карточки с изображением различных предметов, специально подобранных из настольных игр типа «лото». Через некоторое время каждая команда произносит составленное предложение.

г) «Сочини сказку»

Цель: Развить воображение, фантазию, образное мышление.

Ход игры: Педагог поизносит первое предложение, например, «Жил-был маленький кузнечик…», дети по очереди продолжают сказку, добавляют своё предложение.

д) «Вопрос – ответ»

Цель: Учит строить диалог, самостоятельно выбирая партнёра, развивать быструю реакцию.

Ход игры: Ведущий (сначала взрослый, потом ребёнок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнёру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребёнок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнёру и т.д.

е) «Придумай диалог»

Цель: Строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.

Ход игры: Дети распределяются на пары, им предлагается придумать и сыграть диалог между Колобком и Репкой, Курочкой рябой и Котом в сапогах, Буратино и Малышок, Красная шапочка и Незнайкой. Дети сами могут предлагать известных героев.

ж) «Расскажи сказку от имени героя» или «Моя сказка»

Цель: Развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление.

Ход игры: Группе детей предлагается вытянуть карточку с изображением разных персонажей, какой-нибудь известной сказки. Каждый ребёнок должен рассказать сказку от имени своего героя.

з) «Похожий хвостик»

Цель: Учить детей подбирать рифму к словам, пластически изображать подобранное слово.

Ход игры: Дети распределяются на группы (2 - 3), каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слово с похожими «хвостиками») и изобразить эти слова с помощью пантомимы. Например, даётся слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Петрушка, кормушка… Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела.

Слово «шишка» - книжка, мышка, крышка…

и) «Фантазии о…»

Цель: Развивать воображение, фантазию, связную образную речь, развивать способность представлять себя другим существом или предметом.

Ход игры: Ребёнок, превращаясь во что-либо или в кого-либо, рассказывает, что вещь чувствует, что её окружает, что волнует, где и как она живёт и т.п.

Варианты: «Я – утюг», «Я – чашка», «Я - кукла», «Я – кошка, пчела, мячик» и т.п.

к) «Ручной мяч»

Цель: Пополнить словарный запас, развивать быстроту реакции.

Ход игры: Ведущий поочерёдно бросает каждому ребёнку мяч, называя слово. Поймавший должен придумать своё слово:

а) противоположное по значению (день – ночь, горячий – холодный);

б) определение к данному слову (ёлка – колючая, вол – зубастый);

в) действие (дерево – растёт, мальчик – бежит).

II.Актерское мастерство

ВНИМАНИЕ

а) «Путь в школу и домой»

Участники сидят в полукругу или в кругу, руководитель предлагает подробно вспомнить путь от дома до школы. Вспомнить надо все, что встречается по дороге: дома, магазины, деревья, аллеи и т.д. Один человек вспоминает, а остальные дополняют его. Для азарта можно проводить упражнение в форме аукциона. Тот, кто называет что-то последним, получает приз, например конфету-леденец. Можно использовать и другую форму, но обязательно яркую и театрально-оправданную. В этом случае можно использовать упражнение и как тренинг на актерское воображение: кто сидит на аукционе? Богат он или нет? С кем пришел на аукцион? И т.д.

б) «Расклад предметов»

Руководитель собирает у участников по одному предмету (часы, брелки, заколки и т.д. и т.п.). Затем участники делятся на две команды, одна раскладывает предметы на столе, потом подходит другая команда и пытается запомнить расположение предметов и отходит, после чего первая команда вновь меняет расположение предметов и садится на свои места, а вторая пытается восстановить первоначальное распределение предметов. Затем первая команда проверяет правильность расположения предметов. Потом команды меняются ролями.

в) «Арифмометр»

Участники садятся в одну линию. Каждый участник получает определенный числовой разряд (единицы. десятки, сотни, тысячи и т.д.). Каждый разряд работает определенным образом: единицы встают – садятся, десятки приседают, сотни кланяются и т.д. Надо набрать число, определенное руководителем. Это упражнение можно использовать для отработки каких-то сложных элементов, например, шагов в фехтовании или защит.

г) «Пишущая машинка»

Для этого упражнения желательно, чтобы количество участников было больше двадцати. Участники садятся в полукруг. Каждому присваивается одна-две буквы русского алфавита. Руководитель последовательно задает слово, фразу, текст. Участники хлопками «печатают» текст. Конец слова обозначается общим хлопком, конец фразы – хлопком одновременно с ударом ног Знаки препинания обычно не выделяются.

д) «Кто как одет»

Один из участников встает на стул, а всем остальным предлагается внимательно осмотреть его. После этого осматриваемый выходит, а руководитель просит что-то описать на нем. Например, сколько пуговиц на одежде, во что одет и т. д.

Е) «Мешаем читать»

Один из участников садится перед кругом участников и начинает что-то читать. Остальные задают ему разные вопросы. Конечно, вопросы должны быть достаточно тактичными. Водящий должен быстро и достаточно точно отвечать на эти вопросы. После одной - двух минут такого «допроса» книга закрывается и водящего просят пересказать прочитанное.

Ж) «Прочитай письмо»

Берется лист с печатным текстом, разрывается на клочки. Участнику предлагается сложить страницу так, чтобы он смог прочесть содержание разорванного.

З) «ТеплоходыSOS»

Участники делятся на две команды. Команды становятся друг против друга с закрытыми глазами. Одна команда – терпящие бедствие теплоходы, вторая –теплоходы, спешащие на помощь. Каждый из терпящих бедствие подает свой неповторимый сигнал, каждый из спешащих на помощь отвечает тоже своим неповторимым сигналом. Сигналы участники придумывают себе сами, причем сигнал должен быть звуком или набором звуков, но не в коем случае не словом. Выбрав себе пару, «Спасатель» и «Спасаемый» по звуку пытаются найти друг друга. Когда сталкиваются – садятся на места. Надо обязательно проверять, нашли ли друг друга именно те, кто искал.

И) «Испорченный телеграф»

Все участники строятся в колонну друг за другом, глядя в затылок, кроме одного, первого. Первый стоит ко всей колонне затылком, но лицом к руководителю или ведущему. Ведущий показывает действие (вставить нитку в иголку и пришить пуговицу, приколотить гвоздь молотком, нечаянно ударив по пальцу и т.д.) первому. Первый, после просмотра действия поворачивает к себе лицом соседа и показывает, то, что он запомнил. Второй повторяет запомнившиеся действия третьему и так до конца колонны. Затем последний показывает всем участникам то, что ему пришло по телеграфу. Ведущий показывает настоящую версию действий.

к) «Хлопки»

Эта серия состоит из семи упражнений, выстраиваемых по принципу нарастания сложности. В начале каждого упражнения руководитель задает темп, в котором будет проходить упражнение.

К 1) Упражнение 1

Участники встают в круг и передают друг другу хлопки по часовой стрелке. После первого круга любой из участников может поменять направление движения хлопков на противоположное. Передавая хлопок, участник поворачивается лицом к тому, кому передает хлопок.

К 2) Упражнение 2

Участники разбиваются на четные и нечетные номера и начинают передавать хлопки через одного, то есть четные четным, нечетные нечетным. Передача ведется по часовой стрелке.

К 3) Упражнение 3

То же самое, что и упр. 2, но только четные передают хлопки по часовой стрелке, а нечетные против.

К 4) Упражнение 4

То же самое, что и упр. 2 и 3, но теперь направление движения хлопков произвольно и у четных и у нечетных.

К 5) Упражнение 5

Хлопки передаются кому угодно из круга. Передающий должен хлопком максимально точно определить, кому он передает хлопок. Принимающий должен поймать хлопок и передать его дальше. То есть принимающий делает два хлопка: поймал - хлопок, передал – хлопок.

К 6) Упражнение 6

То же, что и упр. 5, но участники свободно передвигаются в пределах круга.

К 7) Упражнение 7

В любом из предыдущих вариантов хлопок передается без хлопка, а одним только взглядом.

Л) «Отстающие движения»

Участники встают в два ряда друг против друга. Первый проделывает несколько гимнастических движений. Второй, наблюдая за первым, повторяет его движения с отставанием на одно. Третий наблюдающий за вторым повторяет движения второго с отставанием на одно и так вся группа. Упражнение может идти под музыку, начиная с медленного ритма, ускоряющегося к концу.

М) «Зеркало»

Два участника становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту особенность, что «зеркало» проделывает движения левой рукой в ответ на движения партнера. В этом упражнении важна одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» успевало уловить его движения. Движения должны совпадать. Затем участникам можно поменяться ролями.

Н) «Тень»

Участник ходит по комнате, за ним идет другой, повторяя его движения и стараясь уловить их ритм. Затем участники меняются ролями.

О) «Проводник»

Создать в комнате или на сцене препятствия из стульев, столов и т.п. «Проводник» ведет группу через препятствия, остальные идут за «проводником» гуськом и повторяют его движения.

П) «Режиссер и актер»

«Режиссер» проделывает какое-нибудь действие. Например, осторожно подходит к двери и слушает. «Актер» наблюдает за ним из зрительного зала, стараясь точно запомнить его движения. Затем повторяет его движения на сцене.

Р) «Узлы и фигуры»

Участник завязывает сложные узлы на веревке, галстуке, платке или складывает из газеты разные фигуры: петуха, шляпу, лодку и т.п. Остальные наблюдают и повторяют то же самое.

С) «Мой любимец»

Участникам предлагается вспомнить свое домашнее животное и показать его в наиболее характерном для этого животного виде. Сразу оговорите, что вас интересует не внешнее сходство, а внутренний характер любимца.

Т) «Зоопарк»

То же, что и упражнение «Мой любимец», но теперь дикий зверь сидит в клетке. Очень важно не только передать его внешнее поведение, но и понять «человеческие» мотивы его поведения.

У) «Цирк»

Участникам дается задание придумать цирковой номер. Можно в одиночку, можно объединившись с товарищами. Номер должен быть интересным и шуточным.

Наши рекомендации