Речевая деятельность, речевое событие, речевое взаимодействие.

Виды речевой деятельности:

Чтение – смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание.

Слушание – смысловое восприятие устного высказывания.

Письмо–процесс создания текста с последующей графической его фиксацией.

Говорение – процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания.

Под речевым событием понимается конкретный факт речевой активности, направленной на создание и понимание текста в целях общения.

Речевое событие, таким образом, включает три основных компонента:

  • словесный текст (речевое произведение);
  • дискурс;
  • речевую ситуацию.

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление: с одной стороны, это
говорение, порождение речи субъектом, с другой — восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование.

3. Понятие национальный язык. Языковая норма. Национальный язык — форма существования языка в эпоху существования нации, сложное системное единство, включающее в себя литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие.

Языковая норма – это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, синтаксических конструкций.

Основные свойства языковой нормы: объективность, обязательность, устойчивость, историческая изменчивость.

Научный и разговорный стили современного языка.

Научный стиль – разновидность литературного языка, употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследований. Цель научного стиля – сообщение, объяснение научных результатов. Форма реализации этого стиля – диалог.

Разговорный стиль речи используется в обыденной речи, в беседах с друзьями в непринужденной обстановке. Цель разговорного стиля – общение, обмен мыслями. В разговорном стиле большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты. Форма реализации этого стиля – диалог.

Культура речи.

Культура речи - это осознанная речевая деятельность по созданию правильной целесообразной этически-корректной речи в заданных условиях общения.

Основные составляющие процесса общения: коммуникация, интеракция, перцепция.

Общение как коммуникация. В узком понимании под коммуникацией понимается обмен в ходе совместной деятельности между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Целью коммуникативного процесса является не просто взаимное информирование, а совместное постижение предмета.
Общение как интеракция подразумевает организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некую общую для них деятельность. Общение как интеракция содержит несколько компонентов: позиция, роль, стиль. Выделяют три стиля: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.
Общение как перцепция. Понимание субъектами друг друга в общении опосредуется не только наличием общей системы кодирования / декодирования информации, не только совместным действием, но и особенностями восприятия одного человека другим.

Типология средств коммуникации.

Коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков.

Невербальная коммуникация - это общение, обмен информацией без помощи слов. Невербальные средства делятся на две группы: первичные языки (система жестов, но не жестовые языки глухонемых, пантомима, мимика) и вторичные языки (азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования).

Понятие общения. Виды общения.

Общение– взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Виды общения

  • Контакт масок
  • Светское общение
  • Формально-ролевое общение
  • Деловое общение
  • Манипулятивное общение
  • Виртуальное общение

Содержание делового общения: стили, стороны, управление процессом общения.

Стиль делового общения – это система средств, приемов, механизмов, способов воздействия на партнера для достижения положительных результатов коммуникации, элементами которого являются:

Речевая деятельность, речевое событие, речевое взаимодействие. - student2.ru комплексность всех мероприятий;

Речевая деятельность, речевое событие, речевое взаимодействие. - student2.ru знание возможностей партнера;

Речевая деятельность, речевое событие, речевое взаимодействие. - student2.ru умение маневрировать ресурсами

Речевая деятельность, речевое событие, речевое взаимодействие. - student2.ru грамотное распределение и перераспределение обязанностей.

Стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, определяющих необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.

Управленческое общение - это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами. В процессе общения субъект и объект управления обмениваются разного рода информацией.

Барьеры общения.

Барьеры общения — это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им.

Наши рекомендации