Особенности подготовки и проведения традиционной лекции в высшем учебном заведении.
Подготовка лекции- это процесс отбора и структурирования содержания учебного материала, распределение его по времени, продумывание логики построения лекции, выделение наиболее важных моментов из всего материала, который нужно изложить.
Главнейшее требование при подготовке к лекции - это поставить проблему, и сделать это правильно. Толковая, квалифицированная лекция отличается от аморфной, эклектичной тем, что в ней есть твердый теоретический стержень, генеральная линия мысли. Умение найти руководящую нить, основную идею в каждой лекции, несомненно, имеет решающее значение. Формы и методы работы над темой во многом зависят от сложности темы, памяти лектора, сложившихся привычек и опыта, от конкретных особенностей аудитории, в которой приходится выступать.
Порядок подготовки преподавателя к ближайшему учебному занятию можно представить в виде некоторого алгоритма, этапами творчества которого являются замысел занятия, разработка этого замысла, его реализация.
При разработке замысла занятия преподаватель должен руководствоваться исходной документацией: учебной программой, тематическим планом изучения учебной дисциплины и частной методикой. Основное внимание при подготовке лекции должно быть сосредоточено на выборе методических приемов, способствующих реализации творческого замысла.
Разумеется, каждое занятие - результат педагогического творчества преподавателя, который несет личную ответственность за его эффективность. Разработав план и композицию лекции, преподаватель приступает к обдумыванию и выбору методов изложения материала и приемов доказательств, наиболее целесообразных в лекции. В его распоря-
жении имеется несколько методов: дедуктивный, индуктивный, рас-
суждение по аналогии, а также большое число приемов для активиза-
ции познавательной деятельности обучающихся — обращение к аудито-
рии, авторитетам, различные виды вопросов, в частности, риторичес-
кий или вопрос к заочным оппонентам, доказательство от противного
или метод исключения, прием сведения противоположных взглядов к
абсурду, различные виды словесной и зрительной наглядности, приме-
нение юмора, сарказма и др.
Заканчивая подготовку к занятию, преподаватель должен еще раз про-
верить соразмерность его частей, продумать, с чего начать, как рас-
положить материал, переходить от одного вопроса к другому, выразить
главную мысль.
Следующим в работе преподавателя является этап оформления.
Оформление лекции кажется задачей простой, но вместе с тем и са-
мой спорной. В педагогической литературе на этот счет авторитетных ре-
комендаций, к сожалению, нет. Бытует мнение, что никакого письмен-
ного оформления вообще не требуется, каждый должен составлять для
себя такие записки, которые ему нужны, исходя из степени владения
материалом, памяти и других особенностей своей психики. Но на самом
деле лекция должна оформляться по строго определенной форме, с та-
ким расчетом, чтобы в случае замены лектора, что иногда бывает,
преподавателю, его заменяющему, легко было бы разобраться в обета-
новке. Есть немало и других причин, требующих унификации оформления
лекции, однако единой и утвержденной для всех вузов формы пока не
существует.
Содержательная часть лекции разрабатывается и выполняется с различной степенью полноты и детализации. Объем двухчасовой лекции должен составлять 25-30 страниц машинописного текста (из расчета одной страницы текста на 3 минуты). Это может быть полный текст, план-конспект
и краткий план.
Полный текст — наиболее совершенная форма представления лекции.
Изложение ведется дословно, со всеми примерами, математическими
выкладками, формулами и вывода
План-конспект лекции используют преподаватели, как говорят, уже
«ставшие на ноги», прочитавшие данный курс уже не раз. В отличие от
полного текста в содержательной части плана-конспекта сообщаются
целевые установки, краткое содержание излагаемых вопросов, опреде-
ления, цифровые данные, сложные формулы, а также методические ука-
зания о времени демонстрации пособий и другие пометки, необходимые при чтении лекции. J
Краткий план лекции в отличие от плана-конспекта содержит только jобязательные входные данные и перечень излагаемых вопросов с распределением времени. Кратким планом, как правило, пользуются опытные педагоги, читающие лекции курса несколько лет.
Существует мнение, что редкий преподаватель может прочесть подлинно научную лекцию или провести какое-либо другое занятие, не пользуясь хотя бы какими-то записями, которые помогают ему не упустить нить рассуждений, доказательств, давать строго отточенные формулировки определений и выводов. Большинству преподавателей приходится пользоваться опорным материалом с краткой записью раскрываемых на занятии положений и приводимых данных, и ничего зазорного в этом нет.