Её особенности и основные компетенции в высшем учебном заведении

Основным законодательным документом, определяющим обяза­тельное включение учебной дисциплины «Физическая культура» в профессиональную подготовку студентов в высших учебных заведениях, является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федера­ции». Он устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в нашей стране. В Законе гарантируется обеспечение права каждого гражданина на свободный доступ к физической культуре и спорту как необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения, в том числе студенчества. В статье 28 Закона регламентировано, что образовательные учреждения, включая учреждения высшего профессионального образования, определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и требований к физической подготовленности обучающихся с учетом их интересов и местных условий.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) третьего поколения, вводимый с 2011 г. содержит обязательные циклы и разделы, которые должны быть освоены студентами в процессе обучения. В них дисциплина «Физическая культура» представлена самостоятельным обязательным разделом, реализуется в объеме 400 академических часов, из них 360 часов выделяются на практические занятия.

Конкретное содержание и необходимые требования раздела «Физическая культура» изложены в новой при­мерной программе по дисциплине «Физическая культура», которая рекомендована для всех направлений (специальностей) и профилей подготовки. Примерной она названа потому, что в ней отражены требования стандарта. Но в каждом вузе ее содержание может быть расширено и дополнено с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, особенностей обучения профессиональных кадров, материально-технических условий.

Цель физического воспитания студентов в вузе — формированиефизической культуры личности студента как результат образователь­но-воспитательного социокультурного процесса его духовного и физического развития, интегрирующего мотивационно - ценностное отношение к физической культуре, самоопределение в ней системы знаний, умений и убеждений, организующих познавательную, практическую физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, обеспечивающую здоровый образ жизни, физическое самосовершенствова­ние и подготовку к профессиональной деятельности (Физическая культура:учебник под ред.ВиленскогоМ.Я.,2012).

В процессе физического воспитания реализуются следующие задачи:

· понимание социокультурной значимости физической культуры и ее роли в обеспечении здоровья, духовного и физического развития личности, подготовке к профессиональной деятельности;

· знание ценностей образовательного процесса по физической культуре, социально-биологических, психолого-педагогических и практических основ физической культуры;

· формирование мотивационно - ценностного отношения к физической культуре, установок на здоровый стиль жизни, духовное и физическое самосовершенствование, самовоспитание, привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом и туризмом;

· овладение системой практических умений и навыков, необхо­димых для сохранения и укрепления здоровья, самоопределения в физической культуре развития и совершенствования психических и физических способностей, качеств и свойств личности, повышения резервных возможностей организма;

· приобретение личного и коллективного опыта общекультурной и профессиональной подготовки средствами физической культурыи спорта, участия в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

· создание основы для проявления творчества в организации здорового образа жизни в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

В соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурной компетенции — О К-17: владеть методами физического самовоспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

По дисциплине «Физическая культура» будущие бакалавры и специалисты после окончания обучения должны:

знать:

· гуманистическую и гуманитарную сущность физической культуры в социокультурном и профессионально-личностном развитии выпускника высшей школы;

· научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

уметь:

· творчески использовать средства физической культуры для профессионально-личностного развития, физического самосо­вершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни;

· обеспечить психофизическую готовность к успешному выполнению социально-профессиональных ролей и функций;

владеть:

· системой практических умений использования средств, методов и способов физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, физического развития и подготовленности, регулирования индивидуальной двигательной активности;

· методами и способами самопознания, диагностики и тестиро­вания развития индивидуальных физических, психических и функциональных проявлений личности в физическом самосовершенствовании.


Наши рекомендации