Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста в разновозрастной группе.
Разновозрастная группа – особый «социальный организм» (Л.Л.Тимофеева
. В традиционных группах ребенок общается со своими сверстниками, которые наравне с ним пытаются усвоить нормы поведения и общения. Гораздо эффективнее этот процесс проходит в разновозрастных группах. Такие группы похожи на живой организм, в котором каждый выполняет свою важную роль. Разновозрастные группы постоянно меняются — малыши подрастают, а старшие уходят в школу. Среди детей разного возраста ребенок гармонично проходит все этапы своего взросления. Сначала помогают ему, потом он помогает другим. Общаясь в разновозрастной группе, маленький ребенок наблюдает за поведением старших детей и понимает, что скоро и он сам станет таким же важным. В разновозрастной группе старшие дети являются примером для младших. Постепенно младшие дети в группе вырастают и им передаются взрослые обязанности — опекать младших, помогать воспитателям. И это ощущение очень важно для ребенка, оно приходит к нему естественным путем. Воспитателям не нужно учить ребенка каким-то социальным нормам, ребенок их усваивает самостоятельно, в разновозрастной среде. В процессе имитации поведения старших дошкольников, основанной на авторитетной позиции старшего и стремлении младших к взрослости, дети получают знания, усваивают определенные привычки, навыки, способы взаимодействия с другими людьми. Но все это, конечно, не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей. Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья. Организация режимных моментов: питания, умывания, одевания и раздевания детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в небольшое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть и т.д., но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков.
Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.Самую существенную часть быта детей в ДОУ составляет режим дня
Правильное физическое развитие ребенка немыслимо без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе., целесообразно составлять режим общий для всех.
- при наличии в группе детей двух смежных возрастов – за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна – первыми встают на 15 минут раньше старшие дети);
- при определении общего режима для детей трех-четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.
Важно всегда соблюдать правило – режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).
Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д.
В свете задач проектирования образовательного процесса в разновозрастных группах на основе новых требований (4,5) крайне актуальны и еще две проблемы: разработка продуктивных подходов к планированию обучения, воспитания, развития дошкольников и поиск эффективных форм и методов обучения в группах с разновозрастным составом. Очевидно, что перед педагогом разновозрастной группы стоит сложная задача – подобрать такие формы работы, чтобы иметь возможность организовать их одновременно для всех детей. Логично деление группы на две подгруппы – младшую и старшую (дети среднего возраста включаются в первую или вторую подгруппу в индивидуальном порядке в соответствии с их достижениями на данный период). Многие формы работы, давно зарекомендовавшие себя в дошкольном образовании и сравнительно новые для данного уровня, приемлемы для детей любого возраста. Например. Малыши могут включаться в дежурство по столовой при условии, что основную работу выполняют старшие дошкольники, а младшие становятся их помощниками.
Идей проведения мероприятий в разновозрастной группе, приводимых в литературе много:
- младшие дети позднее включаются в работу и (или) раньше ее заканчивают;
- старшие дошкольники иначе мотивируются к работе, чем младшие;
- одновременно организуется самостоятельная деятельность одной группы и совместная с педагогом – другой;
- младшие дети получают более простые задания, чем старшие.
Общим для всех этих вариантов является то, что взаимодействие имеет «заорганизованный» характер.
Иной подход к организации деятельности детей связан с выбором воспитателем партнерской позиции. Н.А. Короткова выделяет основные характеристики партнерской деятельности взрослого и детей:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми (сотрудничество);
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное размещение, перемещение и общение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);
- открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе) и др.
Партнерская позиция педагога позволяет осуществлять гибкий подход к организации совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной детской деятельности. По мнению Л.Л. Тимофеевой, налаживание продуктивных партнерских взаимоотношений между взрослыми и маленькими участниками образовательного процесса позволяет приблизить работу разновозрастной группы к идеалу, коим является жизнь большой, дружной, многодетной семьи.