Из упора согнувшись на руках подъем разгибом в сед ноги врозь на брусьях
Техника выполнения.Из размахивания в упоре на руках махом вперед принять положение, близкое к стойке на лопатках (кадр 1). Затем согнуться, приближая ноги к груди, и, слегка опуская таз, принять упор согнувшись на руках, таз должен находиться несколько выше жердей (кадр 2). Не останавливаясь, разогнуться в тазобедренных суставах, направляя ноги и таз вверх-вперед (кадры 3, 4). Разгибание надо выполнять быстрым и коротким движением ног, после чего следует энергичное напряжение мышц брюшного пресса и подвздошно-поясничных мышц, что обеспечит отрыв туловища и плеч от жердей. После этого развести ноги и перейти в сед ноги врозь (кадр 5).
Что должен знать ученик при подъеме разгибом в сед ноги врозь?
1. Подъем разгибом выполняется из упора согнувшись на руках, при котором таз должен находиться несколько выше жердей.
2. При разгибании спину и таз не опускать, направляя ноги вперед-вверх.
3. Разгибание тела в тазобедренных суставах должно быть выполнено быстро, с резкой остановкой ног в конце разгибания.
Что ученик должен уметь выполнять, прежде чем начать обучение подъему разгибом?
1. Выполнять размахивание в упоре на руках.
2. Выполнять размахивание в упоре.
5. В каком положении находится учащийся при выполнении виса прогнувшись?
6. Чем отличается упор от упора на руках?
7. Как выполняется подъем переворотом махом одной, толчком другой?
8. Как оказывается страховка и помощь при выполнении подъема на одной из виса на одной вне?
9. Как выполняется подъем махом вперед в сед ноги врозь из размахивания в упоре на предплечьях?
10. Каким образом осуществляются страховка и помощь при выполнении стойки на плечах силой из положения седа ноги врозь на брусьях?
11. Как выполняется подьем толчком двумя в упор на в/ж из положения седа ноги врозь на брусьях?
12. Как осуществляется страховка и помощь при выполнении подъема разгибая в сед ноги врозь из упора согнувшись на руках?
Литература
Алекперов С. А. Упражнения на брусьях. — М.: Физкультура и спорт, 1975. — 152 с.
Брыкин А. Т. Гимнастическая терминология. — М.: Физкультура и спорт, 1969. — 189 с.
Гавердовский Ю. К., Майбуров Н. Е. Упражнения на брусьях разной высоты. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 160 с.
Гавердовский Ю. К. Упражнения на перекладине. — М.: Физкультура и спорт, 1975. — 152 с.
Петров П. К. Методика обучения упражнениям в висах и упорах в школе: Учеб. пособие. — Ижевск: Издательство УдГУ, 1995. — 92 с.
Вопросы, и задания
1. Какие способы организации учащихся на уроке наиболее эффективны для проведения упражнений в висах и упорах?
2. Перечислите способы хватов, используемых при выполнении упражнений в висах и упорах.
3. Чем отличаются смешанные висы и упоры от простых?
4. Что должен выполнить учащийся на каждый прием при лазанье в три приема?
Глава 10. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ В РАВНОВЕСИИ
Любое движение человека вызывает смещение общего центра тяжести тела, поэтому требуется незамедлительная координационная работа ряда мышечных групп для удержания равновесия. Упражнения в равновесии и направлены на выработку умения сохранять устойчивое положение тела, передвигаться различными способами, выполнять различные двигательные действия на полу, снарядах, предметах с небольшой площадью опорной поверхности, т. е. на развитие быстрых координационных движений, необходимых для уравновешивания тела.
Упражнения в равновесии — ловкостные движения. При их выполнении проявляется деятельность многих анализаторов: зрительного, двигательного, тактильного. Сохранение равновесия происходит за счет равномерного распределения мышечного тонуса. В основе регулирования последнего лежат тонические сокращения мышц и тонкая проприоцептивная чувствительность. Особую роль в сохранении равновесия играет тактильная чувствительность подошвенной части стопы. Занятия в упражнениях в равновесии формируют прикладные двигательные навыки в умении сохранять устойчивое положение тела в самых разнообразных условиях двигательной деятельности. Кроме того, выполнение упражнений в равновесии улучшает пространственную ориентировку учащихся, оказывает положительное влияние на развитие мышц туловища и нижних конечностей, способствует формированию правильной осанки. При этом важно отметить, что способность сохранять равновесие развивается и совершенствуется в процессе онтогенеза. Наиболее интенсив-
Но
но развитие функции равновесия происходит в период от 7 до 10 лет и завершается к 12 годам.
Новые движения рекомендуется разучивать на полу, ограниченном двумя параллельными линиями, затем на гимнастической скамейке и ее рейке, на низком бревне и лишь только после этого на бревне нормальной высоты. При разучивании упражнений в равновесии целесообразно использовать фронтальный способ организации учащихся, а при закреплении и совершенствовании — поточный способ.
В обучении упражнениям в равновесии необходимо учитывать определенные условия:
1) величину площади опоры.Чем больше площадь опоры, тем легче сохранять равновесие (стойка на ступнях двух ног легче, чем стойка на ступне одной ноги);
2) высоту расположения центра массы тела от площади опоры.Чем выше центр массы тела от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие (упражнение в стойке с поднятыми вверх руками труднее упражнения в стойке с опущенными руками, а в стойке на носках еще труднее, т. к. здесь одновременно повышается центр массы тела и уменьшается площадь опоры);
3) степень колебания центра массы тела над площадью опоры.Степень колебания зависит от характера движений и положений частей тела. При динамических упражнениях колебание центра массы всегда больше, чем при статических. Кроме того, при положении руки в стороны, а также при удержании шеста в горизонтальном положении колебание центра массы более медленное, нежели без шеста или при положении руки вверх (упражнение в беге труднее упражнения в ходьбе, а прыжки с поворотами еще более трудные, т. к. колебания центра массы достигают наибольшей величины);
4) устойчивость площади опоры.Выполнение упражнений в равновесии легче на снаряде с устойчивой площадью опоры и значительно сложнее на качающемся снаряде;
5) участие комплекса анализаторов (зрительного, тактильного, вестибулярного).Выключение одного из них или ограничение его функций значительно затрудняют выполнение упражнений в равновесии (упражнения с закрытыми глазами значительно сложнее, нежели с открытыми; без обуви сохранять равновесие легче, чем в жесткой обуви; фиксированное положение головы затрудняет выполнение упражнений в равновесии);
6) высоту снаряда.На высоких снарядах равновесие сохранить труднее, нежели на низких. В этом случае затрудняющим фактором является психологический — чувство страха. Зная
эти условия, учитель может распределить учебный материал в такой последовательности, которая будет способствовать успешному обучению.