Классификация методов обучения. Единой классификации методов обучения не существует; в то же время рассмотрение различных подходов к разделению методов обучения на группы является основанием
Единой классификации методов обучения не существует; в то же время рассмотрение различных подходов к разделению методов обучения на группы является основанием их систематизации в качестве дидактического инструментария.
Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнение, самостоятельная работа, вопросы), а также методы их совместной работы (беседа).
По источнику «передачи знаний» выделяют словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная; собеседование), дискуссия, лекция; работа с учебником (конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование).
Наглядные методы: методы иллюстрации (с помощью плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрации (опытов, телепередач, видеофильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ).
Практические методы: упражнения (устные и письменные, графические, воспроизводящие, тренировочные, комментированные, учебно-трудовые; лабораторные работы, практические работы, дидактические игры.
И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин1 положили в основу классификации методов обучения возрастные степени самостоятельности учащихся и предложили следующие их типы:
1) объяснительно-иллюстрированный (или информационно-рецептив-ный) – учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают;
2) репродуктивный – ученик выполняет действие по образцу учителя;
3) проблемного изложения – учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания;
4) частично-поисковый (эвристический) учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют шаги по решению подпроблем;
5) исследовательский – поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем.
Создатели приведенной классификации отмечали, что деление методов на продуктивные и репродуктивные носит достаточно условный характер, поскольку любой акт творческой деятельности невозможен без репродуктивной работы.
Многие исследователи (Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, М. М. Левина) кри-тиковали указанную классификацию методов обучения за переоценку роли и удельного веса поисковой работы учащихся.
Ю. К. Бабанский среди возможных оснований классификации методов обучения выделил степень проявления поискового характера деятельности и распределил с данной точки зрения все методы обучения на методы репродуктивной деятельности, методы эвристической деятельности, методы исследовательской деятельности1.
Ю. К. Бабанский предложил три основные группы методов обучения2.
Методы стимулирования и мотивации учения: познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований.
Методы организации и осуществления учебных действий: словесные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивные методы (инструктаж, объяснение, тренировка); самостоятельной работы с книгой, с приборами и др.
Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, машинный, методы самоконтроля.
В. А. Онищук3 за основу классификации предложил взять дидактичес-кие цели и соответствующие им виды деятельности учащихся. В результате была получена следующая классификация методов обучения:
– коммуникативный метод, цель которого – усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы;
– познавательный метод, цель – восприятие, осмысление и запоминание нового материала;
– преобразовательный метод, цель – усвоение и творческое применение умений и навыков;
– систематизирующий метод, цель – обобщение и систематизация знаний;
– контрольный метод, цель – выявление качеств усвоения знаний, умений и навыков и их коррекции.
Предприняты многочисленные попытки создания бинарных, полинарных классификаций методов обучения, в которых они группируются на основе двух и более признаков. Так, бинарная классификация методов обучения М. Н. Махмутова построена на сочетании методов преподавания и методов учения:
Методы преподавания:
– информационно сообщающий;
– объяснительный;
– инструктивно-практический;
– объяснительно побуждающий;
– побуждающий.
Польский ученый К. Сосницкий считает, что существуют два метода учения, а именно искусственный (школьный) и естественный (окказиональный), которым соответствуют два метода обучения: преподносящий и поисковый.
Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче любых самых искусных построений и абстрактных схем. В практической деятельности учителя сочетаются все классификации методов обучения – они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга.
Словесные методы
Во всех классификациях присутствуют методы устного изложения знаний. К ним относятся рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж. Выделяют функции данных методов:
– мотивационная: создание психологической установки на усвоение нового материала, создание проблемных ситуаций;
– информационная: раскрытие содержания фактического материала, раскрытие причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира;
– воспитательная: решение всевозможных воспитательных задач, возникающих при изучении учебного материала;
– обобщающая: сведение знаний в определенную систему;
– организационная: объяснение ученикам способов предстоящей деятельности;
– контрольно-корректирующая: установление обратной связи, получение информации о том, как дети усваивают знания, исправление ошибок.
Словесные методы применяются на всех этапах обучения: во время
подготовки к усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.
Рассказ. Монологический метод изложения учебного материала. Это живое, яркое, занимательное, эмоциональное изложение знаний в определенной логической последовательности. Рассказ как метод может использоваться при изучении всех учебных предметов школьного учебного плана. Рассказ – мощный источник влияния на мыслительную деятельность, воображение, эмоции младших школьников.
В соответствии с целевыми установками выделяют рассказ-вступление (подготовка к восприятию нового материала), рассказ-повествование (осуществляется раскрытие, изложение нового материала), рассказ-заключение (выделение главных идей, мыслей, выводов, обобщение изученного).
В младших классах выделяется три вида рассказа: описание, художественный рассказ, объяснение.
Описание предполагает чёткую, выразительную, образную характеристику предметов, явлений, событий (на уроках природоведения, ознакомления с окружающим, трудового обучения).
Художественный рассказ основывается на сравнениях, эпитетах, обращён к представлениям и эмоциям детей (используется на уроках чтения, рисования, ознакомления с окружающим). Содержание рассказа должно опираться на имеющийся у детей опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. К. Д. Ушинский сформулировал главные требования к рассказу: интересное содержание, четкая последовательная форма изложения.
Готовясь к рассказу, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, а также методические приемы. Чаще других используются логические приёмы сравнения, сопоставления.
Во время рассказа выделяется главное. Рассказ должен быть коротким (до 5–7 мин.), пластичным, протекать на положительном эмоциональном фоне. Хорошо, если будет музыкальное сопровождение. Если длительность рассказа превышает 5–7 мин., его нужно сочетать с другими методами – иллюстрацией, включением наглядности, элементов беседы, записью опорных слов на доске и т. п.
Объяснение. Монологический метод словесного изложения понятий и положений, закономерностей, существенных свойств. Этот метод помогает раскрывать сущность способов действий, которые следует запомнить ученикам, приучить детей следить за ходом мысли. Объяснение обязательно сопровождается участием детей, демонстрацией опытов и образцов действий, сочетается с иллюстрацией.
Применяется при раскрытии значения слов и понятий, при введении в тему нового материала, при построении системы новых рассуждений и доказательств. Его чаще всего используют учителя для ознакомления с правилами действий на уроках математики, языка, труда, физкультуры, природоведения. Объяснение чаще всего сопровождается инструктированием относительно выполнения операций, действий, заданий. Инструктаж должен быть кратким, содержать не более 4–5 заданий.
Объяснение имеет начало, развитие действия, кульминацию и завершающую часть. Краткие выводы, резюме, повторяющие главное, – обязательный момент объяснения.
Беседа. Диалогический метод обучения изложения и усвоения учебного материала. Его можно применять на разных этапах урока в сочетании с другими методами, при достижении различных целей обучения. В древности мастером беседы считался древнегреческий ученый Сократ. Поэтому беседу, с помощью которой ученик самостоятельно открывает для себя новые знания, называют сократической.
Беседа позволяет с помощью системы вопросов, умелой их постановки и искусного поддержания диалога воздействовать как на сознание, так и на подсознание учащихся, научить их самокоррекции.
Проведение беседы предполагает наличие определенного объема знаний об изучаемом материале, помогает побудить учащихся к актуализации имеющихся знаний, вовлечь их в процесс самостоятельных размышлений, в эвристический, творческий процесс получения новых знаний, способствует активизации познавательной деятельности, вовлекает в максимальный мыслительный поиск, с целью разрешения противоречий, подводит к самостоятельному формированию выводов и обобщений, создает условия для оперативного управления процессом познания. Беседа должна нести воспитательную направленность.
В начальной школе беседа наиболее эффективна для:
– подготовки учеников к работе на уроке;
– ознакомления их с новым материалом;
– систематизации и закрепления знаний;
– текущего контроля и диагностики усвоения знаний;
Способы классификации бесед.
По назначению:
– вводные, или организующие;
– сообщения новых знаний;
– синтезирующие, или закрепляющие;
– контрольно-коррекционные.
По уровню познавательной деятельности:
– репродуктивные;
– эвристические.
Вводная беседа проводится в начале урока или другого учебного занятия. С ее помощью обеспечивается психологическая настройка учащихся на восприятие и усвоение нового учебного материала. Беседа способствует пониманию значения предстоящей работы, формирует представления о ее содержании, специфике и особенностях. Перед экскурсией, практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.
Беседа сообщения новых знаний строится в форме вопросов и ответов, преимущественно при анализе прочитанных текстов, запоминании ответов:
– катехизическая;
– сократическая (мягкая, почтительная со стороны ученика, допускающая сомнения и возражения);
– эвристическая (ставящая ученика перед проблемой, требующей разрешения).
Учителя все чаще вводят сложные эвристические (открывающие) беседы, побуждающие к размышлению, открытию.
Синтезирующие, закрепляющие, или итоговые применяются для закрепления, обобщения, систематизации знаний.
Контрольно-коррекционные могут быть организованы как фронтальные или индивидуальные. Применяются с целью диагностики, коррекции, уточнения, дополнения новыми знаниями, конкретизации.
Эффективность беседы зависит от тщательной подготовки учителя, продуманности и профессиональной формулировки вопросов, в четкой постановке, их логической последовательности. Вопросы нужно формулировать доступно и просто, чтобы все дети, даже слабые, их поняли. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности. Не следует задавать «подсказывающих» вопросов (содержащих готовые ответы). Не допускается, чтобы один вопрос содержал два и более подвопросов.
Беседа, по сравнению с другими словесными методами, открывает большие возможности для индивидуального, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения.
Продумывая систему вопросов, учитель будет помнить об их функциях: одни вопросы направлены на обнаружение фактов; другие – актуализацию известных знаний, опыта; третьи – установление новых связей, четвертые – применение уже известных знаний, умений в новых условиях. Диагностические вопросы ориентированы на обнаружение имеющихся знаний, умений, определение уровня их сформированности. Очень важна техника вопросно-ответного обучения:
– не поощрять «выкрикивающих» ответов;
– слабых спрашивать чаще;
– дать возможность исправлять неправильные ответы;
– если дети не могут ответить на вопрос, следует задать наводящий вопрос.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскрыть содержание понятий «метод», «методический прием».
2. Чем обосновано наличие множества классификаций методов обучения?
3. По каким признакам группируются методы обучения?
4. Дайте обоснование сущности основных групп методов обучения. Обоснуйте их эффективность в учебном процессе.
5. Чем должен руководствоваться учитель при выборе методов обучения, при определении их взаимосвязи и сочетания?