Место ППФП в системе физического воспитания студентов

При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует всег­да помнить, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с об

щей физической подготовкой, которая является основой практи­ческого раздела учебной дисцип­лины «Физическая культура» в вузе. Однако исследования показа­ли, что только общая физическая подготовка будущих специалистов не может полностью решить задачи специальной подготовки к опреде­ленной профессии.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизи­ческую подготовленность студен­тов. Соотношение общей физичес­кой и профессионально-приклад­ной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовки почти достаточно, чтобы иметь пси­хофизическую готовность к буду­щей профессии. Хотя в последних исследо­ваниях физиологов труда отмечает­ся, что возможные головокруже­ния, раннее проявление остеохонд­роза шейного отдела позвоночника у многих представителей умствен­ного труда возникают от детренированности вестибулярного аппарата, от длительного неподвижного на­клона головы вперед. Все это требу­ет знаний и навыков самостоятель­но применения специально подобранных физических упражнений для профилактики или лечения этих неблагоприятных явлений.

В других случаях (подготовка летного состава гражданской авиации, специалистов - «полевиков» и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня психофизической готовности к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по всем параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном допол­нительном курсе ППФП сверх отведенных учебных часов на дисципли­ну «Физическая культура». Подобные профессии всегда тяготеют к третьему теоретическому варианту, представленному на схеме.

Между первым и третьим вариантами в различных объемах при­кладных знаний, умений, физических и специальных качеств распола­гаются проекции ППФП будущих специалистов по множеству про­фессий.

В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу ППФП контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в программе учебной дисциплины «Физическая куль­тура». Обычно эти нормативы отличаются у студентов разных факуль­тетов и имеют различия в зависимости от семестра и курса обучения. Уровень подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культу­ра» наряду с оценками за теоретические знания и общую физическую

подготовленность.

Учебный материал по ППФП формируется для каждого учебно­го отделения с учетом факультета, специальности, состояния здо­ровья, пола, уровня общей и профессионально-прикладной физиче­ской подготовленности студентов.

В основном учебном отделении. ППФП студентов тесно сочета­ется с разносторонней физической подготовкой. От курса к курсу объем ППФП увеличивается. На первом году обучения ей отводится примерно 20% учебного времени по физическому воспитанию, на втором до 30%, на третьем и четвертом курсах до 40%.

Основные факторы, определяющие содержание ППФП

Содержание ППФП студентов различных вузов определяется рядом факторов, обусловленных структурой и развитием современного производства:

1. формы (виды) труда специалистов данного профиля;

2. условия и характер труда;

3. режим труда и отдыха;

4. особенности динамики работоспособности специалистов в про­цессе труда и специфика их профессионального утомления и за­болеваемости.

формы (виды) труда. Основные формы труда — физический и ум­ственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культу­ры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работепо профессии.

Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфорт­ность производственной сферы) влияют на подбор средств физичес­кой культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкрет­ное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.

Характер труда также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессио­нальных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны раз­ные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные реко­мендации по применению средств физической культуры и спорта в ре­жиме труда и отдыха.

Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической куль­туры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизне­деятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который опти­мально сочетает эффективность труда, индивидуальную производи­тельность, работоспособность и здоровье трудящихся.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочее и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и дея­тельностью человека в свободное время существует объективная связь.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда — интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особеннос­ти динамики работоспособности специалистов при выполнении раз­личных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизиологических показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели ис­полнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию и т.п., а также психофизиологические показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реак­ции и др. «Кривая» работоспособности определяется и для одной ра­бочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в про­цессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.

Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП

К ним относятся индивидуальные особенности будущих специалистов, а также географо-климатические условия региона, где предстоит работать и жить выпускнику. Различия в физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессио­нальной деятельности зависит от его физиологической и психологи­ческой пригодности к данному виду труда, т.е. от способностей. Спо­собности — устойчивые свойства личности, однако они в процессе вос­питания меняются. Поэтому совершенствовать их путем целенаправ­ленной тренировки необходимо с учетом индивидуальных особеннос­тей, следовательно, усилия студентов и время для освоения отдельных разделов ППФП к избранной специальности Важно знать и о некоторых возрастных изменениях реакции орга­низма человека на психофизиологические нагрузки в процессе труда. Наиболее продуктивный возраст от 20 до 40 лет. В этот период у людей меньше утомляемость в процессе труда и быстрое восстановле­ние после значительного утомления (рис. 10.2). За этой общей харак­теристикой стоят вполне конкретные возрастные изменения отдель­ных функций. Так, временная реакция на световые, звуковые, комби­нированные сигналы у нетренированных людей укорачивается и ста­билизируется к концу студенческого возраста, а впоследствии (осо­бенно после 40 лет) удлиняется по мере старения организма. Но влиянием специальной тренировки эта реакция может быть стабили­зирована и даже отчасти повышена.

Итак, изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специ­алиста в сфере труда, психофизических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяет выявить соответствующий раздел профессиограммы специалиста, т.е. тот объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навы­ков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают на­дежность и успешность профессиональной деятельности.

Наши рекомендации