Место ППФП в системе физического воспитания. Цель и задачи ППФП

ППФП является частью физического воспитания.

Физическая подготовка, которая осуществляется с учетом требований производства (ППФП), вида деятельности (военное дело), вида спорта (СФП) и т.д. ППФП может занимать от 10-15 до 70 % времени учебного занятия, реализовываться как на учебных занятиях, так и во внеучебное время. Более подробно эти положения будут рассмотрены далее.

ППФП- специально направленные и изберательные использования средств физ. культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Итак, цель ППФП - достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

На основании цели выделяются следующие задачи ППФП:

1. развитие ведущих для данной профессии физических качеств;

2. формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков;

3. повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;

4. воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;

5. повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум и т.п.);

6. содействие формированию физической культуры личности, укрепление ее психики.

Решение задач ППФП для конкретно профессии возможно только после разработки профессиограммы. В ее содержание включаются подробное описание условий труда, его характера и спецификиЧтобы лучше представить себе возможности ППФП, остановимся несколько подробнее на ее составляющих.

Прикладные знания - это те знания, которые могут быть необходимы для будущей профессиональной деятельности и которые можно приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными.

Прикладные качества - это те же общеизвестные качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость), которые в наибольшей мере необходимы в той или иной профессии. Выбор приоритетных физических качеств определяется на основании изучения профессиональной деятельности работников высокой квалификации и неквалифицированных людей той же возрастной группы.

Прикладные психические качества и свойства личности. Каждая профессия предъявляет свои требования к психическим качествам: вниманию (переключение, концентрация, широта распределения); мышлению (оперативное, аналитическое); памяти (кратковременная, долговременная); эмоциональной устойчивости; способности работать при действии помех; выдержке и самообладанию; целеустремленности; самостоятельности; стойкости; общительности; умению ладить с людьми.

Под прикладными специальными качествами подразумеваются способности организма человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и повышенной температуры, укачивания при передвижении автомобильным, водным, воздушным видами транспорта, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др.

Прикладные умения и навыки необходимы во многих профессиях.

При решении конкретных задач ППФП будущих специалистов следует всегда помнить о том, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой (ОФП). Еще раз подчеркнем, что ОФП является необходимой основой, фундаментом ППФП студентов любой специальности. Другой вопрос, что соотношение ОФП и ППФП может изменяться в существенных пределах при освоении различных профессий.

9. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человекаПонятия гипокинезия и гиподинамия Гипокинезия – это пониженная двигательная активность. Она может бытьсвязана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работыв ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и др. причинами. Внекоторых случаях (гипсовая повязка, постельный режим) может быть полноеотсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом ещетяжелее. Существует и близкое понятие — гиподинамия. Это понижение мышечныхусилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках намышечный аппарат. В обоих случаях скелетные мышцы нагружены совершеннонедостаточно. Возникает огромный дефицит биологической потребности вдвижениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособностьорганизма. Тяжело переносится снижение двигательной активности человеком.Обследование моряков-подводников показало, что после 1,5 месяцев пребыванияв море сила мышц туловища и конечностей уменьшалась на 20-40% от исходной,а после 4 месяцев плавания – на 40-50%. Наблюдались и другие нарушения. Гиподинамия Последствия гиподинамии Еще в древности было замечено, что физическая активность способствуетформированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведет кснижению работоспособности, заболеваниям и тучности. Все это происходитвследствие нарушения обмена веществ. Уменьшение энергетического обмена,связанное с изменением интенсивности распада и окисления органическихвеществ, приводит к нарушению биосинтеза, а также к изменению кальциевогообмена в организме. Вследствие этого в костях происходят глубокиеизменения. Прежде всего, они начинают терять кальций. Это приводит к тому,что кость делается рыхлой, менее прочной. Кальций попадает в кровь, оседаетна стенках кровеносных сосудов, они склерозируются, т. е. пропитываютсякальцием, теряют эластичность и делаются ломкими. Способность крови ксвертыванию резко возрастает. Возникает угроза образования кровяныхсгустков (тромбов) в сосудах. Содержание большого количества кальция вкрови способствует образованию камней в почках. Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетическогообмена, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечной мышцах. Крометого, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц,снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретенные ранее навыки, необразуются новые. Все это самым отрицательным образом отражается наздоровье. Следует учесть также следующее. Сидячий образ жизни приводит ктому, что хрящ постепенно становится менее эластичным, теряет гибкость. Этоможет повлечь снижение амплитуды дыхательных движений и потерю гибкоститела. Но особенно сильно от неподвижности или малой подвижности страдаютсуставы. Характер движения в суставе определен его строением. В коленном суставеногу можно только сгибать и разгибать, а в тазобедренном суставе движениямогут совершаться во всех направлениях. Однако амплитуда движений зависитот тренировки. При недостаточной подвижности связки теряют эластичность. Вполость сустава при движении выделяется недостаточное количество суставнойжидкости, играющей роль смазки. Все это затрудняет работу сустава.Недостаточная нагрузка влияет и на кровообращение в суставе. В результатепитание костной ткани нарушается, формирование суставного хряща,покрывающего головку и суставную впадину сочленяющихся костей, да и самойкости идет неправильно, что приводит к различным заболеваниям. Нарушение кровообращения может привести кнеравномерному росту костной ткани, вследствие чего возникает разрыхлениеодних участков и уплотнение других. Форма костей в результате этого можетстать неправильной, а сустав потерять подвижность. Гипокинезия Феноменологическая картина гипокинезии Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности вработе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшенияинтенсивности проприоцептивной импульсации из скелетных мышц в центральныйаппарат нейрогуморальной регуляции (стволовый отдел мозга, подкорковыеядра, кору полушарий большого мозга). На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к снижениювоспроизводства белковых структур: нарушаются процессы транскрипции итрансляции (снятие генетической программы и ее реализация в биосинтезе).При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падаетиммунологическая активность, а также устойчивость организма к перегреванию,охлаждению, недостатку кислорода. Уже через 7—8 суток неподвижного лежания у людей наблюдаютсяфункциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможностьсосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон; резко падаетмышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простыхдвижениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержаниекальция. У юных спортсменов эти расстройства развиваются медленнее, но и у них врезультате гиподинамии нарушается координация движений, появляютсявегетативные дисфункции. Особенно пагубна гиподинамия для детей. Принедостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии отсвоих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения осанки и опорно-двигательной функции. Нормальное функционирование сердечнососудистой,дыхательной, гормональной и других систем организма тысячелетиямиразвертывалось в условиях активной двигательной деятельности, и вдруг напоследнем 100-50-летнем отрезке эволюции условия жизни предлагают организмусовершенно необычную при недостатке движений форму реализации сложившихсяспособов жизнедеятельности его органов и систем. Природа человека непрощает этого: появляются болезни гипокинезии. Их развитие связано сглубокими функциональными и структурными изменениями на уровневоспроизводства клеточных структур в цепи ДНК – РНК – белок.

Содержание ППФП

Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП

По общему мнению физиологов, психологов труда, педагогов все составляющие трудового акта тренируемы (мышечная сила, выносливость, быстрота, координация, различные виды внимания, реакция выбора и др. психофизические качества). Общепризнано, что психофизиологические основы труда и спорта едины. Поэтому можно использовать механизмы тренировки и адаптации, разработанные в спорте на подготовку к трудовой деятельности. Благодаря этому именно на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать трудовые процессы и элементы трудовой деятельности, т.е. путем сочетания различных упражнений, элементов или целостных видов спорта направлено готовить человека к предстоящей профессиональной деятельности. Такое моделирование проводится на основе изучения целого ряда факторов.

Основными являются:

-формы (виды) труда специалистов данного профиля;

-условия и характер их труда;

-режим труда и отдыха;

-особенности динамики работоспособности в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы труда. Физический и умственный труд являются основными формами труда, имеющими большое многообразие видов. Однако эти формы редко проявляются в «чистом» виде. Обычно считается, что труд специалистов высшей квалификации является в основном умственным, творческим, управленческим трудом, а физическим трудом заняты подчиненные, исполнители. Но, практически, это бывает редко, хотя управленческий характер труда и типичен для специалистов. И все же здесь уместно говорить о смешанной фирме труда, поскольку разделение труда на физический и умственный в настоящее время имеет достаточно условный характер даже для специалистов высшей квалификации.

Условия труда, под которыми понимается продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы, в том числе наличие профессиональных вредностей и др., во многом определяют подбор средств физической культуры и спорта для достижения и сохранения высокой работоспособности и трудовой активности человека. А следовательно, влияет на конкретное содержание ППФП специальности..

Характер труда определяет содержание ППФП будущих специалистов, так как для правильного подбора и применения средств физической культуры и спорта важно знать, с большой или малой физической или эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, но при выполнении неодинаковых видов профессиональных работ и служебных функций. Естественно, что в таких случаях наблюдаются совершенно различные психофизиологические нагрузки у специалистов и, следовательно нужны соответствующие разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха. Подобные рекомендации с учетом особенностей характера и труда специалистов на производстве нужны студентам и для предупреждения профессиональных заболеваний.

Режим труда и отдыха оказывает непосредственное влияние на возможность и характер применения средств физической культуры с целью поддержания и повышения необходимого уровня жизнедеятельности и работоспособности.

Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения эффективности производства и производительности труда (выработки), сохранения работоспособности и здоровья человека.

Динамика работоспособности в процессе труда является интегральным фактором, также определяющим конкретное содержание ППФП. Дело в том, что моделирование отдельных элементов процесса труда путем подбора физических упражнений при осуществлении ППФП требует знаний об особенностях изменения работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ.

Дополнительными факторами определения конкретного содержания ППФП являются индивидуальные (в том числе половые и возрастные) особенности будущих специалистов, а также географические и климатические черты региона, в который направляются выпускники учебного заведения и факультета.

Наши рекомендации