Место ППФП в системе физического воспитания

Современное производство с его механизацией, автоматизацией и компьютеризацией производственных процессов характеризуется, с одной стороны, уменьшением удельного веса физического труда, с другой – повышением его сложности и интенсивности.требует большого напряжения умственных, психических и физических сил, высокой концентрации внимания специалистов.Поэтому соответствующие качества должны постоянно воспитывать и среди молодежи, обучающейся в СПТУ, техникумах и ВУЗах, а также у специалистов соответствующих профессий.Необходимо научно-обоснованное применение физической культуры и спорта с учетом особенностей и характера предстоящей профессиональной деятельности.Профессионально-прикладная физическая культура(ППФК) рассматривается как часть физической культуры, специфика которой заключается в направленности на содействие и развитие личности и оптимизацию необходимых условий для реализацию её физических и психофизических качеств и способностей в будущей профессиональной деятельности.Она является необходимойчастью физического воспитаниястуденческой молодёжи.Физическая подготовка, которая осуществляется с учетом требований производства (ППФП), вида деятельности (военное дело), вида спорта (СФП) и т.д. может занимать в разных учебных заведениях от 10-15% до 70 % всего времени, отведённого на учебный процесс, и реализовываться как на учебных занятиях, так и в неучебное время.Цель ППФП - достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.На основании этого выделяются следующие задачиППФП

● развитие ведущих для данной профессии физических качеств;

● формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков;

● повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;

● воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;

● повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум и т.п.);

● содействие формированию физической культуры личности, укрепление ее психики.

Решение задач ППФП для конкретной профессии возможно только после разработки профессиограммы. В ее содержание включаются подробное описание условий труда, его характера и специфики(см.7.3.1).

Чтобы лучше представить себе возможности ППФП, остановимся несколько подробнее на ее составляющих.

Прикладные знания - это те знания, которые могут быть необходимы для будущей профессиональной деятельности и которые можно приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными.Например, экономисты в течение рабочего дня, как правило, 6-8 часов проводят сидя. Уже через 2-3 года с начала работы у них начинают проявляться симптомы профессиональных заболеваний: плохая работа желудочно-кишечного тракта, боли в спине, повышенное давление и т.д. Знание о профессиональных заболеваниях позволяет заранее подобрать комплекс физических упражнений, выполняя который можно снизить отрицательные влияния профессиональной деятельности.

Прикладные качества - это те же физические качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость), которые в наибольшей мере необходимы в той или иной профессии. Выбор приоритетных физических качеств определяется на основании изучения профессиональной деятельности работников высокой квалификации. Например, все виды операторской работы (оператор на буровой, оператор на химическом заводе и т.д.) требуют быстроты реакции, хорошей координации движений, развития внимания. Для представителей других профессий требуется или повышенная общая выносливость или сила отдельных мышечных групп, или ловкость. Поэтому становится существенно важным заблаговременное акцентирование и формирование этих прикладных качеств до профессионально необходимого уровня, что и является одной из задач ППФП.

Прикладные психические качества и свойства личности.Каждая профессия предъявляет свои требования и к психическим качествам: вниманию (переключение, концентрация, широта распределения); мышлению (оперативное, аналитическое); памяти (кратковременная, долговременная); эмоциональной устойчивости; способности работать при действии помех; выдержке и самообладанию; целеустремленности; самостоятельности; стойкости; общительности; умению ладить с людьми и т п.Так, профессиографические исследования, выполненные на членах буровых бригад (Броун С. И.,1984) показали, что приоритетное значение придается функции внимания(концентрации, широты, переключения), а также- эмоциональной устойчивости, координации движений и другим качествам.

Поэтому в профессиональной работе по ряду профессий применяется профессиональный отбор, который подразумевает систему мероприятий, позволяющую выявить людей, способных более успешно овладевать профессией.Например, профессиональный отбор особенно важен при отборе специалистов для работы в экстремальных условиях (морское бурение, операторы химического производства, полевые геологи и многие другие).Многие виды спорта вырабатывают соответствующие качества. К примеру занятия борьбой, боксом, мотоспортом способствуют выработке смелости и решительности, марш-броски и кроссы длительностью 1-2 часа совершенствуют волю занимающихся.Занятия игровым видами спортасущественно повышают общительность(коммуникабельность)человека.

Таким образом,под прикладными специальными качествами подразумеваются способности организма человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и повышенной температуры, укачивания при передвижении автомобильным, водным, воздушным видами транспорта, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Эти способности могут совершенствоваться путем закаливания в ходе тренировки на открытом воздухе, дозированной тепловой тренировке физическими упражнениями, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях в гимнастике, акробатике и т.д.), упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия, и т.д.

Прикладные умения и навыки необходимы во многих профессиях. Одни обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ (ходьба на лыжах, плавание, гребля, лазание по вертикальной и наклонной лестнице, бег по трапам, перенос тяжестей и т.п.), другие способствуют быстрому и экономному передвижению при реализации производственных задач (управление автотранспортом, езда на лошади и т.п.Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся определенными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, различными видами конного спорта и т.д., а также прошедший профессионально-прикладную подготовку в процессе физического воспитания и освоивший важнейшие прикладные элементы из этих видов спорта для целого ряда профессий.

При решении конкретных задач ППФП будущих специалистов следует всегда помнить о том, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой (ОФП),которая является необходимой основой, фундаментом ППФП студентов любой специальности.

Иногда (для представителей гуманитарных профессий) хорошая ОФП решает многие задачи обеспечения специальной психофизической готовности к будущей профессии. В этом случае дополнительно нужны в основном лишь более широкие прикладные знания об активном и сознательном подборе средств физической культуры и спорта и навыке их самостоятельного использования в режиме труда и отдыха.

8.2Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП

По мнению физиологов, психологов труда и педагогов все составляющие трудового акта можно достичь тренировкой (мышечная сила, выносливость, быстрота, координация, различные виды внимания, реакция выбора и др. психофизические качества). Общепризнано, что психофизиологические основы труда и спорта едины. Поэтому имеется возможность использовать механизмы тренировки и адаптации, разработанные в спорте на подготовку к трудовой деятельности. Благодаря этому на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать трудовые процессы и элементы трудовой деятельности, т.е. путем сочетания различных упражнений, элементов или целостных видов спорта направлено готовить человека к предстоящей профессиональной деятельности. Такое моделирование проводится на основе изучения целого ряда факторов.Основными из них являются:

● формы (виды) труда специалистов данного профиля;

● условия и характер их труда;

● режим труда и отдыха;

● особенности динамики работоспособности в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы труда. Физический и умственный труд являются основными формами труда, имеющими большое многообразие видов. Однако эти формы редко проявляются в «чистом» виде. Чаще всего проявляется смешанная форма труда, поскольку разделение труда на физический и умственный в настоящее время имеет достаточно условный характер даже для специалистов высшей квалификации.

Условия труда, под которыми понимается продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы, в том числе наличие профессиональных вредностей и др.Этово многом определяют подбор средств физической культуры и спорта,в том числе ППФП, для достижения и сохранения высокой работоспособности и трудовой активности человека. Например, многие буровые бригады работают вахтовым способом по 12 часов при повышенной влажности, шуме и вибрации.А специалисты по радиоэлектронике и автоматике,также, какэкономисты вынуждены трудиться в условиях гипокинезии (недостатка движений) перед экраном монитора.Безусловно, для них необходимо подбирать и соответствующие средства ППФП.

Характер трудаявляется также одним из условий подбора и применения средств физической культуры и спорта.Для этого важно знать, какова физическая или эмоциональная нагрузка специалиста, зона его передвиженияв процессе выполнения своих обязанностей и т.п. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, но при выполнении неодинаковых видов профессиональных работ и служебных функций. Им также нужны соответствующие разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха. Подобные рекомендации с учетом особенностей характера и труда специалистов на производстве нужны студентам,чтобы они выполняли их как во время учёбы в вузе, так и в будущей работе на производстве.

Режим труда и отдыхапредусматривает применение соответствующих средств и форм физической культуры и спорта с целью поддержания и повышения необходимого уровня жизнедеятельности и работоспособности. Например, различный режим труда и отдыха имеют специалисты сельского хозяйства, работающие в одном и том же коллектив: одно дело- полеводы, другое-животноводы, механизаторы или работники бухгалтерии.

Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии должен быть таким, который бы наилучшим образом обеспечивал одновременное повышение эффективности производства и производительности труда и в то же время- сохранение работоспособности и здоровья человека. Действенными мерами улучшения такого режима является рациональное время начала и окончания работы, целесообразный график сменности работы, обоснованный график отпусков и в тоже время - правильная организация внутрисменного отдыха с использованием активного отдыха, в том числе и средств физической культуры. Только методически правильное их применение может оказать благоприятное влияние на восстановление и повышение профессиональной работоспособности человека

Динамика работоспособности в процессе труда является также фактором,определяющим конкретное содержание ППФП. Это достигается путем построения кривой работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизических показателей работника. Она может служить отправной точкой для разработки соответствующих рекомендаций по направленному применению средств физической культуры и спорта как в процессе подготовки к профессии, так и в режиме труда и отдыха уже на рабочем месте в целях повышения работоспособности.

Наши рекомендации