Вопрос 3. Система методов и методика педагогического исследования

Вопрос 1. Педагогика как наука. Системы обучения

Педагогика – одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, т.е. предметом педагогики является человек. Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» - «дитя», «гогос»- «веду»), которое означает «детоводство» или « дитяведение».

Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

Возникла педагогика как наука об обучении. Наиболее известные системы обучения:

Спартанская система (VII - VI в.в. до н.э.) – воспитание сильных, выносливых воинов-рабовладельцев.

Афинская система (VI-IV в.в. до н.э.)- воспитание гармонично развитой личности на основе обучения наукам, искусству, физического воспитания…

Новая система обучения – классно-урочная ( разработана в XVII веке чешским ученым Ян Амосом Коменским.

Жан Жак Руссо – свободное воспитание (т.е. самостоятельное решение воспитанником вопроса)

И.Г. Песталоцци – развивающее обучение

И.Ф. Гербарт – ввел понятие «воспитывающее обучение»

К.Д. Ушинский – учение построено на глубоком анализе психологии ребенка

А.С. Макаренко – воспитание в коллективе.

Методологической основой педагогики является философия. Естественно-научная основа педагогики как науки – учение о высшей нервной деятельности.

Педагогика взаимосвязана с такими областями знаний как психология, социология, экономика.

Вопрос 2.Основные понятия.

Образование – это совокупность явлений действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида.

Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса

Обучение- это двусторонний процесс совместной, целенаправленной деятельности учащихся и педагогов по приобретению систематизированных знаний, умений, навыков. Это основной путь получения образования.

Педагогическая задача- это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.

Вопрос 3. Система методов и методика педагогического исследования

Методика исследования представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать образовательный процесс.

Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Все их многообразие можно разделить на три группы:

1) методы изучения педагогического опыта;

2) методы теоретического исследования;

3) математические методы.

1-ая группа: Методы изучения педагогического опыта ( или методы эмпирического познания педагогических явлений)– это способы реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. В данном случае изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей.

При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений.

Выделяют следующие этапы наблюдения:

- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести запись);

- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Наблюдение

           
  Вопрос 3. Система методов и методика педагогического исследования - student2.ru   Вопрос 3. Система методов и методика педагогического исследования - student2.ru   Вопрос 3. Система методов и методика педагогического исследования - student2.ru
 
 

включенное невключенное открытое сплошное

скрытое

Наблюдение – это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния личности) исследователя.

Методы опроса. К ним относятся:

1) Беседа- самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование (здесь исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы записываются, открыто во время интервью)

2) Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета – это перечень вопросов (вопросник).

Изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ и т.п. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний). Помогает исследователю вооружиться некоторыми объективными данными, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Целью изучения педагогического эксперимента является изучение причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта исследования, его задач и гипотез);

- методический (разработка методики исследования);

- собственно эксперимент;

- аналитический – количественный и качественный анализ

Эксперимент

       
  Вопрос 3. Система методов и методика педагогического исследования - student2.ru   Вопрос 3. Система методов и методика педагогического исследования - student2.ru
 

Естественный лабораторный констатирующий

преобразующий

Трудности экспериментального исследования состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения, здесь требуется особая деликатность, такт со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

2-ая группа: Методы теоретического исследования. К ним относят:

1) Теоретический анализ – это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, сторон, особенностей, свойств педагогических явлений.

2) Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формирования гипотез и для оценки собранных фактов. Эти методы связаны с изучением литературы.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:

- составление библиографии – перечня источников;

- реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;

- конспектирование;

- аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи;

- цитирование.

3-ая группа: Математические и статические методы. Применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

С помощью статических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана- показатель середины ряда; степень рассеивания – дисперсия, или среднее квадратичное отклонение, коэффициент вариации и др.

В педагогике еще много не выявленных связей и зависимостей, где есть возможность приложить силы исследователям. Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов - практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов. А также на научной основе проверять свои собственные педагогические открытия.

Наши рекомендации