Раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе
ТЕМА 3.1: ТЕОРИЯ ГРАФИКИ. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ГРАФИКИ.
Графика –
Выразительные средства графики -
линия
штриховая проволочная чертежная валёрная
штрих –
пятно –
точка –
тон –
объем, светотень -
Работа карандашом –
Работа углем, сангиной -
Работа фломастером –
Работа пастелью -
Работа тушью –
Работа гелиевой ручкой-
ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить копии 2-х рисунков в графике;
творческий уровень – выполнить 3 рисунка на свободную тему (материал по выбору, формат А4);
ТЕМА 3. 2: ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ, ПРОПОРЦИЯХ, КОНСТРУКЦИИ ПРЕДМЕТОВ.
Форма –
Конструкция –
Пропорции –
ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить 2 –3 конструктивных рисунка предметов быта (формат А4);
творческий уровень – выполнить конструктивный рисунок-композицию из 2-3-х предметов быта (формат А3, формат А4).
ТЕМА 3.3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБЪЕМНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА ПЛОСКОСТИ.
*? Благодаря чему мы видим предметы объемными?
Градации светотени -
Объём предмета выполняется с помощью приёма штриховки.
Задание : зарисуй направления и тоновые разнообразия штриховки
*? Определите, откуда падает свет? Покажите на рисунке стрелкой.
*? Стрелка указывает на источник света. Нанес
ите элементы светотени штриховкой.
*? В чем разница распределения светотени на предметах круглой формы и на предметах граненой формы?
Вывод:
ЗАДАНИЕ: выполнить рисунок шара (мяча) (формат А4);
ТЕМА 3 4. ТЕОРИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
Перспектива – явление…
Перспектива
линейная воздушная
угловая фронтальная
Законы линейной перспективы
Законы воздушной перспективы
Перспектива круга
Задание: нарисовать схему
ЗАДАНИЕ: выполнить схемы линейной перспективы (объект- куб. параллелепипед)
- фронтальная перспектива (схема1)
- угловая перспектива (схема2)
Вклеить схемы в тетрадь (формат А4или А5, простой карандаш)
ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить конструктивный рисунок предмета граненой формы, расположенного ниже линии горизонта (формат А4);
базовый уровень – выполнить конструктивный рисунок предмета круглой формы, расположенного ниже линии горизонта (формат А4);
творческий уровень – выполнить 3 конструктивных рисунка предметов граненой формы, расположенных на линии горизонта и ниже ее (формат А4);
творческий уровень – выполнить 2 -3 конструктивных рисунка предметов круглой формы, расположенных на линии горизонта и ниже ее (формат А4).
ТЕМА 3. 5. ТЕОРИЯ КОМПОЗИЦИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
Компоновка –
Композиция -
*?Объясните, какие ошибки допущены при компоновке изображения на листе?
ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить 2 линейных рисунка предметов окружающего мира, грамотно компонуя их на листе (формат А4);
творческий уровень – выполнить линейный рисунок-композицию в жанре пейзажа или натюрморта (формат А4).
ТЕМА 3.6.: ТЕОРИЯ ЖИВОПИСИ. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Живопись –
Материалы живописи, свойства их:
акварель –
гуашь -
масло –
тéмпера –
акрил-
Теория цветоведения
Цветовой спектр
Свойства цвета
Группы цветов цветового спектра:
основные- составные
контрастные (взаимно- дополнительные)
теплые- холодные
звонкие- глухие
легкие- тяжелые
Выразительные средства живописи:
пятно
мазок
колорит
контраст
Технические приемы живописи:
Лессировки
алла-прима
заливка (отмывка)
пуантелизм
ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить этюд осенних листьев, насекомого с натуры (формат А4);
творческий уровень - выполнить этюд осенних листьев, насекомого с натуры (формат А4); выполнить наглядное пособие «Последовательность выполнения рисунка осенних листьев (или насекомого)» (4 листа формата А4).
ТЕМА 3.7.: ТЕОРИЯ ЖАНРА «НАТЮРМОРТ».
Натюрморт -
Из истории жанра
*? Как отбираются предметы в композицию натюрморта?
Последовательность выполнения натюрморта
ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить этюд несложного натюрморта с натуры (формат А4, карандаш, гуашь);
творческий уровень – разработать эскиз тематического натюрморта и выполнить этюд (формат А3, материал по выбору).
ТЕМА 3.8.: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РИСОВАНИЮ НАТЮРМОРТА.
ЦЕЛИ:
ФОРМАТ
МАТЕРИАЛЫ
ТЕМАТИКА НАТЮРМОРТОВ
СТРУКТУРА УРОКА
ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА
Игра «Составь натюрморт»
педпоказ
Динамическая таблица «Компоновка натюрморта»
ТЕМА 3.9.: ТЕОРИЯ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА.
Анималистический жанр –
Изображение птиц
Изображение животных
ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить рисунок двух птиц с натуры или по схеме (формат А4, карандаш, уголь);
творческий уровень - выполнить рисунок двух птиц в сложных позах (формат А4, уголь, тушь).
ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить копии рисунков 3 животных (формат А4, карандаш, сангина, уголь);
творческий уровень – выполнить 3 рисунка животных в сложных позах (формат А4, сангина, уголь, фломастер, гуашь).
ТЕМА 3.10.: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РИСОВАНИЮ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ .
ЦЕЛИ:
ФОРМАТ
МАТЕРИАЛЫ
СТРУКТУРА УРОКА
ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА
наблюдение
педпоказ
ТЕМА 3.11.: ТЕОРИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ФИГУРЫ И ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА.
*?В каких жанрах изоискусства художник использует изображение человека? (см. Тему 1)
*? Как вы думаете (знаете), что может служить единицей измерения пропорций в фигуре человека?
*? Вычлените геометрическую основу крупных частей фигуры человека (голова, торс, таз, нога, рука), а затем мелких (шея, кисть руки, голень, стопа, палец и т.п.)?
Скелет и мышцы – основы конструкции фигуры человека.
ПРОПОРЦИИ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
модуль-
модуль размещается в высоте фигуры:
взрослый-
школьник 7-10 лет-
голова-
шея -
центр фигуры -
торс:
плечи -
талия -
строение руки
длина рук - размер кисти -
строение ног
размер стопы
ЗАДАНИЕ 1: базовый уровень – выполнить 2-3 линейных рисунка фигуры человека по схемам рабочей тетради (формат А4, карандаш);
творческий уровень – выполнить на основе данных схем рисунки фигуры человека в других позах (формат А4, карандаш).
ЗАДАНИЕ 2: базовый уровень – выполнить 2 этюда фигуры человека (формат А4, одноцветная гуашь, тушь);
творческий уровень – выполнить 3-4 этюда фигуры человека (формат А4, одноцветная гуашь, тушь).
ПРОПОРЦИИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
Голова -
пропорции лица в портрете
3 части лица -
глаза -
нос -
уши-
губы -
шея -
причёска-
ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить 2 рисунка портретов человека и сказочного героя по памяти в фас (материал по выбору);
творческий уровень – выполнить 2 рисунка портрета человека по памяти и сказочного героя в фас, в профиль (материал по выбору)
ТЕМА 3.12.: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЫПОЛНЕНИЮ ФИГУРЫ И ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА.
ЦЕЛИ:
ФОРМАТ
МАТЕРИАЛЫ
СТРУКТУРА УРОКА
1 урок -
2-ой урок
ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА
наблюдение и самонаблюдение
педпоказ
методическая таблица
ТЕМА 3.13.: ТЕОРИЯ ЖАНРА « ПЕЙЗАЖ».
Пейзаж – (см. Тему 1.)
*?Какую роль играет пейзаж в изоискусстве? Почему?
*?Определите и объясните роль перспективы в изображении пейзажа.
Планы в композиции пейзажа
Передний
Средний
дальний (задний)