Системы управления учебным контентом ( LCMS)
В последнее время развивается новый класс систем[9], реализующих управление учебным контентом (Learning Content Management System, LCMS). В отличие от LMS, подобные системы концентрируются на задачах управления содержанием учебных программ, а не процессом обучения, и ориентированы не на менеджеров и студентов, а на разработчиков контента, специалистов по методологической компоновке курсов и руководителей проектов обучения. В основе LCMS лежит концепция представления содержания обучения как совокупности многократно используемых учебных объектов со своей целевой аудиторией и определенным контекстом использования. Как отмечают аналитики, границу между двумя классами систем со столь похожими названиями провести все труднее: большинство производителей систем LCMS включают в них функциональность общего управления обучением, а ведущие решения категории LMS теперь реализуют и возможности управления учебным контентом.
Несмотря на многочисленные вариации возможностей LCMS, она должна включать следующие ключевые компоненты:
1) Репозиторий учебных объектов. Репозиторий учебных объектов – это центральная база данных, которая хранит и управляет учебным контентом. Из этой точки отдельные учебные объекты доступны пользователям или как отдельные элементы или как часть в составе более большого учебного модуля, который в свою очередь может быть частью полного курса, этот процесс определяется в зависимости от индивидуальных требований к обучению. Конечный продукт может быть доступен через Web, CD-ROM, или в бумажном виде. Каждый объект, в зависимости от требований, может быть использован несколько раз и с различными целями. Интегрированность контента обеспечивается вне зависимости от метода доставки. Для отдельных элементов это обеспечивается логикой программного кода с использованием XML.
2) Программное обеспечение автоматизированного ауторинга. Это ПО используется для создания многократно используемых учебных объектов, которые потом будут доступны в репозитории. Приложение автоматизирует разработку, предоставляя авторам шаблоны и архивные образцы, содержащие основные принципы дизайна учебного контента. Используя эти шаблоны, авторы могут разрабатывать курсы, применяя имеющиеся объекты из репозитория, создавая новые объекты, или используя комбинацию из новых и старых объектов. Авторами могут быть эксперты по тематике, дизайнеры учебных курсов, создатели медиа-продукции, лидеры сообществ практиков и так далее. Этот инструмент также может быть использован для быстрой конвертации существующих в организации библиотек учебного контента, таких как дополнительные аудиовизуальные материалы, специальные интерфейсы и методики обучения. Автор может работать в организации или осуществлять аутсорсинговую разработку.
3) Интерфейс отображения (проигрывания контента). Для представления учебных объектов в соответствии с профилем обучения, для предварительного тестирования и/или в соответствии с запросами пользователей, необходим интерфейс отображения материалов. Этот компонент также обеспечивает трекинг результатов, ссылки на соответствующие источники информации и различные варианты оценки и обратной связи от пользователей. Этот интерфейс может быть настроен для конкретной организации, использующую LCMS. Для примера, контент может быть представлен на веб-страницах, содержащих эмблему организации и элементы оформления принятые в текущем корпоративном стиле. Кроме этого, элементы управления и оформления могут быть локализованы под требуемый регион.
4) Средства администрирования. Это приложение используется для управления учетными записями учеников, запуском курсов из каталога, отслеживания результатов, составления отчетов о процессе обучения и других простых административных функций. Эта информация может быть передана в LMS, предназначенной для осуществления более продвинутой административной функциональности
Отличия LCMS и LMS
Learning Management Systems (LMS) и Learning Content Management Systems (LCMS) имеют различных цели[10]. Главная задача LMS - автоматизировать административные аспекты обучения, а LCMS сосредоточена на управлении контентом "обучающих объектов".
Обе системы, LMS и LCMS управляют содержанием курсов и отслеживают результаты обучения. Оба инструмента могут управлять и отслеживать контент, вплоть до уровня учебных объектов. Но LMS, в то же время, может управлять и отслеживать смешанное обучение, составленное из онлайнового контета, мероприятий в учебных классах, встреч в виртуальных учебных классах и различных других источников. В противовес этому, LCMS не может управлять смешанным обучением, зато может управлять контентом на уровне грануляции ниже учебного объекта, что позволяет организации более просто осуществлять реструктуризацию и перенацеливание онлайн-контента. Дополнительно, продвинутые LCMS умеют динамически строить учебные объекты в соответствии с профилями пользователей или стилями обучения. Если обе системы придерживаются стандартов XML, информация может быть просто перемещена в LMS на уровне учебных объектов.
В таблице 1.1 представлены[11] в обобщенной форме возможности и различия между двумя системами LMS и LCMS (данные исследования Брендона Хала (Brandon Hall).
Таблица 1.1- Возможности и различия между системами LMS и LCMS
LMS | LCMS | |
Для кого предназначена? | Все учащиеся; организация | Разрабочики контента; Учащиеся, которым нужен персонализованный контент |
В основном обеспечивает управление: | Учебный процесс; требования к обучению; учебные программы | Учебный контент |
Управляет e-learning-ом | Да | Да |
Управляет традиционными формами обучения | Да | Нет |
Отслеживает результаты | Да | Да |
Поддерживает совместную работу учащихся | Да | Да |
Включает управление профилями обучения | Да | Нет |
Предоставляет возможность HR и ERP системам использовать данные обучения | Да | Нет |
Расписание мероприятий | Да | Нет |
Анализ профилей компетенций/карты знаний | Да | Нет |
Уведомления о регистрации на курс, требованиях для просмотра и уведомления об аннулировании курса | Да | Нет |
Создание вопросов и управление тестами | Да | Да |
Поддержка динамического предварительного тестирования и адаптивного обучения | Нет | Да |
Поддержка создания контента | Нет | Да |
Средства документооборота для управления процессом созданием контента | Нет | Да |
Хотя некоторые LMS имеют авторские приложения и возможности управления контентом, а LCMS предлагают минимальные функции LMS, попытки использования одной системы для выполнения обеих задач могут не всегда быть оптимальными. Поскольку LCMS сосредоточены на авторских задачах и доставке контента, то их инструментальные средства для решения этих задач более развиты, чем те, которые доступны в LMS. С другой стороны, LMS предлагает большее количество возможностей, которые являются важными для администраторов курсов с большим количеством студентов, чем те базовые функции, которые доступны в LCMS.