Выбор системы управления контентом интернет-ресурса

Выбор системы управления контентом интернет-ресурса

Интернет-сайт уже давно перестал быть роскошью и наравне с печатной продукцией перешел в разряд необходимых атрибутов современного бизнеса. От обычного буклета веб-ресурс отличается тем, что доступен любому пользователю сети Интернет в любой части планеты непрерывно и сколь угодно долгое время.

Пользователю сети Интернет не видно, что происходит внутри сайта, который он посещает. Но Интернет-разработчикам и их заказчикам известно, что большинство современных веб-проектов строятся на основе так называемых систем управления контентом.

Система управления контентом (Content Management System — CMS) – это автоматизированный редакторский комплекс, позволяющий управлять содержанием и структурой Интернет-ресурса в режиме онлайн. На практике это означает, что любой, даже незнакомый с информационными технологиями пользователь, может совершенно самостоятельно управлять содержанием своего сайта, не прибегая при этом к услугам технического персонала.

Системы управления контентом могут быть интересны с той точки зрения, что:

1. Не требуют профессиональной технической подготовки при использовании.

2. Могут быть успешно интегрированы во внутрикорпоративную информационную систему и служить для организации документооборота.

3. Экономически целесообразны при организации внутрикорпоративных систем и информационных порталов.

Системы управления контентом в качестве основы веб-сайта предлагают многие разработчики. Зачастую заказчику до конца не ясно, что же скрывается за этим многообещающим термином. Ведь системы управления контентом отличаются друг от друга так же, как дешевенькие диктофоны от аудио класса hi-end. Одни CMS позволяют включать их в состав систем управления предприятием, а другие — нет.

Таким образом, при выборе программного продукта того или иного разработчика крайне важно знать, какие системы управления контентом имеются на рынке, чем они могут отличаться друг от друга, на каких технологиях они строятся и какие функциональные возможности предоставляют.

Классификация систем управления контентом

До сих пор не разработано достаточно чёткой классификации систем управления контентом. Это происходит потому, что рынок контент-систем достаточно молод, и разработчики такого рода программных продуктов в значительной степени разобщены. Сложность классификации контент-систем состоит еще и в том, что при этом необходимо учитывать десятки параметров, отличающих одну CMS от другой. Поэтому всякую классификацию можно назвать в достаточной мере условной.

Мы сделали попытку классифицировать и прокомментировать уже имеющиеся данные.

Для обобщенной классификации использовались следующие критерии:

1. пользовательский сервис – наличие тех или иных функций и модулей, понятность и доступность пользователю;

2. технологичность – использование технологий, позволяющих повысить пропускную способность и надежность системы;

3. совместимость (аппаратная и программная) – возможность функционирования системы на различных платформах, совместимость с СУБД, возможность подключения дополнительных модулей;

4. масштабируемость – возможность развития и наращивания системы.

Простая

Пользовательский сервис. Контент-система собирается из программных модулей, набор которых определяется в индивидуальном порядке для каждого отдельного проекта. Модули единожды настраиваются разработчиком, чем жестко закрепляется структура проекта. Для дальнейшего изменения структуры сайта и его параметров требуется участие технического персонала. От пользователя системы требуется знание идеологии HTML.

Технологичность. Динамическое формирование страниц (каждый раз при запросе пользователя), ограниченная пропускная способность (в зависимости от аппаратного обеспечения) – до 3 000-5 000 посетителей в сутки. Система инсталлируется разработчиком.

Совместимость (аппаратная и программная). Система совместима с определенными платформами и типами СУБД. Попытка внедрения дополнительных модулей, в зависимости от используемых технологий, может привести к полной переработке проекта.

Масштабируемость. Достигается путём перевода сайта на новую, более приспособленную к текущим задачам, версию системы управления контентом.

Шаблонная

Пользовательский сервис. Единый модуль или набор модулей с жестко закрепленной структурой сайта. Система содержит набор сервисных функций, позволяющих выполнить стандартные действия с сайтом: сформировать новостную ленту, создать / удалить новый раздел, выбрать шаблон для работы с информацией (текст, фотоальбом, форум и т.п.), загрузить файл и расставить по тексту картинку, установить атрибуты текста и т.д.

Технологичность. Динамическое формирование страниц или с использованием кэширования данных. В зависимости от методов формирования страниц – от 5 000 до 50 000 посетителей в сутки. Инсталлируется разработчиком.

Совместимость (аппаратная и программная). Система совместима с определенными платформами и типами СУБД. Попытка внедрения дополнительных модулей, также, как и в предыдущем случае, ограничена.

Масштабируемость. Достигается путём перевода сайта на новую, более сложную, версию системы управления контентом.

Профессиональная

Пользовательский сервис. Интуитивно понятный интерфейс, визуализация и расширенные возможности редактирования. Возможность изменения структуры проекта – создание самых разнообразных сайтов.

Технологичность. Возможность подключения дополнительных модулей как от разработчика, так и прикладного ПО. Кэширование формируемых динамических страниц. Пропускная способность не ограничена (зависит от аппаратного обеспечения).

Совместимость (аппаратная и программная). Совместимость с различными программно-аппаратными платформами (наличие Application Programming Interface — API).

Масштабируемость. Возможность безболезненного подключения дополнительных модулей без нарушения структуры и идеологии управления веб-ресурсом.

Универсальная

Пользовательский сервис. Продвинутые средства управления контентом, настройка функциональности системы, возможность переопределения атрибутов объектов сайта. Система предоставляет средства для разработки новых сервисов и возможностей.

Технические особенности. Расширенные возможности АPI, наличие готовых прикладных решений, в т.ч. с участием программных продуктов третьих фирм. Система полностью приспособлена ко внутрикорпоративному использованию в связке с ERP-пакетами. Наличие сертифицированной системы обеспечения безопасности — разграничение прав доступа к контент-системе на внутрикорпоративном уровне. Кэширование формируемых динамических страниц. Пропускная способность – не ограничена.

Совместимость (аппаратная и программная). Совместимость с различными программно-аппаратными платформами (наличие API).

Масштабируемость. Возможность подключения дополнительных модулей, расширяющих функциональность ресурса, в том числе готовых модулей интеграции с внутрикорпоративными системами. Возможность расширения за счёт кластеризации.

Безопасность

Под понятием безопасность обычно понимают разграничение прав доступа к системе и защищенность системы от взлома. По этому параметру контент-системы можно условно поделить на те, которые дают возможность:

1. единоличной работы с CMS. Системой управляет один администратор, имеющий персональный логин и пароль для входа. Такой подход характерен для простых и некоторых шаблонных контент-систем;

2. многопользовательский режим работы. Системой может управлять несколько пользователей, одновременно за сеанс или отдельно.

Привилегии каждого задаются администратором. В свою очередь режим доступа пользователей может иметь несколько видов:

- группы пользователей, имеющие те или иные права на доступ к статьям и разделам. Например, редактор новостей, модератор конференций и т.д.;

- разграничение прав по доступу к тем или иным разделам персонально для каждого из пользователей;

- расширенный многопользовательский режим, дающий возможность управления контент-системой не только заданными внутри системы пользователями, но и на корпоративном уровне, и имеющий дополнительную систему безопасности для этих целей. Важен для CMS, которые предполагается внедрять в ERP-системы.

Кроме того, в контент-системе может быть встроена система внутреннего аудита, позволяющая вести журнал операций пользователей с системой и сбоев.

Заключение

Итак, мы рассмотрели лишь некоторые параметры современных систем управления контентом. Остаётся добавить только то, что CMS — это закономерный продукт развития интернет-технологий, отражающий высокие требования к интернет-представительствам любого рода и предназначенный не для разработчика, а для конечного пользователя.

Кроме того, не секрет, что технический персонал многих компаний, занятый облуживанием внутрикорпоративных бизнес-процессов, не в состоянии охватить многие нюансы используемых на интернет-рынке технологий. Всё сложнее и сложнее соответствовать возрастающим стандартам в то время, как сайтостроительство превратилось в серьезную индустрию, заняв самостоятельное положение в ряду IT.

В то же время на российском рынке появились профессиональные разработчики интернет-приложений, предлагающие уже готовые решения любой степени сложности. Комплексные решения такого рода включают не только техническое обеспечение проектов, но и функциональные наработки в той или иной отрасли, включение контент-систем в состав CRM и ERP-систем предприятия и многое другое.

Из бесплатных и условно-бесплатных CMS наиболее известны: WordPress, Joomla, DLE, Drupal, DLE, PHP – Nuke и др.

Выбор системы управления контентом интернет-ресурса

Интернет-сайт уже давно перестал быть роскошью и наравне с печатной продукцией перешел в разряд необходимых атрибутов современного бизнеса. От обычного буклета веб-ресурс отличается тем, что доступен любому пользователю сети Интернет в любой части планеты непрерывно и сколь угодно долгое время.

Пользователю сети Интернет не видно, что происходит внутри сайта, который он посещает. Но Интернет-разработчикам и их заказчикам известно, что большинство современных веб-проектов строятся на основе так называемых систем управления контентом.

Система управления контентом (Content Management System — CMS) – это автоматизированный редакторский комплекс, позволяющий управлять содержанием и структурой Интернет-ресурса в режиме онлайн. На практике это означает, что любой, даже незнакомый с информационными технологиями пользователь, может совершенно самостоятельно управлять содержанием своего сайта, не прибегая при этом к услугам технического персонала.

Системы управления контентом могут быть интересны с той точки зрения, что:

1. Не требуют профессиональной технической подготовки при использовании.

2. Могут быть успешно интегрированы во внутрикорпоративную информационную систему и служить для организации документооборота.

3. Экономически целесообразны при организации внутрикорпоративных систем и информационных порталов.

Системы управления контентом в качестве основы веб-сайта предлагают многие разработчики. Зачастую заказчику до конца не ясно, что же скрывается за этим многообещающим термином. Ведь системы управления контентом отличаются друг от друга так же, как дешевенькие диктофоны от аудио класса hi-end. Одни CMS позволяют включать их в состав систем управления предприятием, а другие — нет.

Таким образом, при выборе программного продукта того или иного разработчика крайне важно знать, какие системы управления контентом имеются на рынке, чем они могут отличаться друг от друга, на каких технологиях они строятся и какие функциональные возможности предоставляют.

Наши рекомендации