Этапы исследования
На первом этапе (2005-2007 гг.) изучались и анализировались социально-педагогическая литература и опыт работы учреждений начального и среднего профессионального образования по социально-педагогической профилактике профессиональной дезадаптации, формулировалась гипотеза, определялись задачи исследования, разрабатывался инструментарий для оценки уровня профессиональной дезадаптивности учащихся УНПО.
На втором этапе (2007-2009 гг.) предполагается разработать и апробировать комплексную программу деятельности педагогического коллектива по реализации воспитательного аспекта адаптации учащихся. Планируется организация и проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению основных компонентов модели социально-педагогической профилактики профессиональной дезадаптации, а так же ее экспериментальное обоснование.
На третьем этапе (2009 - 2010 гг.) предполагается провести теоретическое обобщение результатов и уточнение выводов формирующего эксперимента, оформление диссертации, подготовка научно-теоретических и методических рекомендаций по организации системы воспитательной работы в образовательном учреждении.
Предполагаемая научная новизна и теоретическая значимостьзаключается в следующих положениях:
- предполагается определить социально-педагогические условия профилактики профессиональной дезадаптации учащихся: мотивацию внутренней активности учащихся в процессе профессионального обучения, формирование готовности к проектированию собственного будущего, самоорганизацию на основе приобретения опыта самоуправления, приобщение к проектно-производственной деятельности в условиях УНПО и вне его;
- будут определены критерии социально-педагогической профилактики профессиональной дезадаптации учащихся: соответствие ожиданий поступающих в УНПО реальным условиям обучения и профессиональной деятельности, степень влияния деятельности на межличностные отношения в группе, степень участия членов группы в управлении деятельностью, характер мотивации учащихся, уровень удовлетворенности процессом и результатом деятельности и общения;
- планируется разработать и внедрить многоуровневую программу подготовки педагогов и мастеров производственного обучения к реализации работы по профилактике профессиональной дезадаптации учащихся, включающая групповую работу: формирование ученических коллективов, создание органов самоуправления, развитие личностных и профессиональных компетенций, навыков социального взаимодействия и проектирования профессионального будущего, а также индивидуальную работу: педагогическое консультирование учащихся и родителей, содействие в разрешении конфликтных ситуаций.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:
- Предполагаетсяразработать и апробировать систему социально-педагогической профилактики профессиональной дезадаптации учащихся УНПО и методику подготовки педагогических работников к решению задач социальной адаптации и самореализации учащихся, которая может быть использована в институтах повышения квалификации руководящих и педагогических работников профессионального образования.
- Предполагается разработать систему социально-педагогической поддержки учащихся в процессе профилактики дезадаптации, которая позволит реализовывать индивидуальную адаптационную программу для каждого обучающегося и может использоваться педагогами и психологами учреждений начального и среднего профессионального образования.
- Предполагается разработать технологию проведения групповых занятий и методические рекомендации по ее реализации в учебном процессе, способствующую самопознанию учащихся, вхождению в профессиональную деятельность и социальные отношения, апробированную в учреждениях начального и среднего профессионального образования, на курсах повышения квалификации работников образования, преподавателей и мастеров производственного обучения г. Москвы.