Сущность логики педагогического исследования, этапы педагогического исследования

Организация педагогического исследования – это упорядоченность методов педагогического исследования, конкретных действий и операций, позволяющая добиваться результатов в соответствии с поставленными задачами исследования. Чёткая организация исследования позволяет достигать поставленных целей в определённые сроки и обеспечивает достоверность полученных научных данных.

Педагогическое исследование организуется в соответствии с научной логикой.

Логика педагогического исследования отражает основные этапы и процедуры, отражающие движение от постановки цели исследования к достижению результата.

Основные этапы педагогического исследования

I этап Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности, определение объекта и предмета, темыисследования. Формулировка общей и промежуточных целейисследования и соотнесение с целями задач.
II этап Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода.
III этап Построение гипотезы исследования – научно обоснованного предположения, нуждающегося в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
IV этап Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.
V этап Организация и проведение преобразующего эксперимента.
VI этап Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.
VII этап Выработка практических рекомендаций.

Составляющие педагогического исследования, их характеристика: актуальность; объект и предмет исследования; гипотеза

Последовательность расположения разделов исследования и элементов научного аппарата следующая:

- актуальность;

- объект и предмет исследования;

- цель;

- гипотеза;

- задачи исследования;

- методологические основы и методы исследования;

- научная новизна;

- практическая значимость.

Характеристика основных составляющих педагогического исследования

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Актуальность темы исследования обосновывается с учетом:

а) потребностей общества в решении данной педагогической проблемы;

б) состояния и тенденций развития исследуемой проблемы в педагогической науке;

в) запросов практики, практических нужд работников различных видов учреждений образования (детского сада, средней школы, гимназии, колледжа, лицея, университета, института и др.).

Тема исследования

При выборе темы исследования учитываются:

Собственные научные интересы;

Свои возможности и подготовка к исследованию;

Наличие уже имеющихся (наработанных материалов) (данных опытно-экспериментальной работы, анкетирования, тестирования, наблюдений, дневниковых записей, материалов из своего опыта работы в учреждениях образования, опыта работы своих коллег и др.).

Тема исследования определяется исходя из анализа:

1) Педагогических явлений и фактов реальной действительности, раскрывающихся в литературе (философской, социологической, исторческой, педагогической, методической);

2)Опыта работы педагогических коллективов, учителей, воспитателей, директоров школ и др.;

3)Собственного опыта педагогической работы.

Тема исследования формулируется точно, кратко и нешироко. Неправильная формулировка темы может привести к произвольному толкованию научной проблемы и стихийному сбору научных фактов.

ГИПОТЕЗА - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования.

Например: «на Марсе возможна жизнь» - это предположение, которое может стать гипотезой. Но в таком виде предположение еще не является научной гипотезой. Дело в том, что на данный момент в ней не хватает обоснованности: «Учитывая наличие каналов на Марсе, возможности атмосферы (и т.д.), можно сделать предположение, что на Марсе возможна жизнь».

Важно осознать, что гипотеза связывает между собой объект и предмет исследования и показывает характер этой взаимосвязи.

Или, проще говоря, через гипотезу исследователь показывает как можно, воздействуя на предмет, влиять на объект работы: т.е. сделать предположение о том, что изменится в объекте.

Наши рекомендации