Схема психофизиологического исследования «Человек-Нейрон-Модель»: основная идея, этапы и методы, используемые на каждом этапе исследования.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и ее использование в психофизиологии: ритмы ЭЭГ, вызванные потенциалы мозга, дипольное моделирование источников генерации; связь с психическими процессами и состояниями.

Наибольшее распространение среди методов получила ЭЭГ, в ней отражаются только низкочастотные биоэлектрические процессы длительностью от 10 мс до 10 мин. Предполагается, что ЭЭГ в каждый момент времени отражает суммарную электрическую активность клеток мозга.

ЭЭГ регистрируют с помощью наложенных на кожную поверхность головы (скальп) отводящих электродов, скоммутированных в единую сетку Чтобы не происходило контактное сопротивление тщательно раздвигают волосы, кожу обезжиривают раствором спирта и между электродом и кожей кладут специальную электропроводную пасту-гель. Стандартная система наложения электродов: 10-20 и 10-10. Три измерения черепа: продолный (перносица – затылок), поперечный (от уха к уху через темечко), окружность головы (от уха к уху через затылок).

Как любые электрические потенциалы, ЭЭГ всегда измеряется между двумя точками. Существует два способа регистрации ЭЭГ – биполярный и монополярный. При биполярном отведении регистрируется разность потенциалов между двумя активными электродами (не позволяет понять, какие колебания возникают под каждым из двух электродов и каковы их амплитудные характеристики). В психофизиологии общепризнан метод монополярного отведения, где регистрируется разность потенциалов между различными точками на поверхности головы по отношению к какой-то одной индифферентной точке (где электрические процессы минимальны – мочка уха и сосцевидный отросток височной кости черепа).

ЭЭГ – сложный для расшифровки показатель мозга, но при некоторых состояниях субъекта можно визуально выделить ритмические колебания определенной частоты.

Альфа-ритм: наиболее часто встречающийся ритм, который состоит из волн правильной, почти синусоидной формы, с частотой от 8 до 13 Гц с амплитудой 50-100мкВ. Наблюдается в состоянии спокойного бодрствования, медитации и длительной монотонной деятельности. Проявляется в затылочных областях, где он наиболее выражен, и может периодически распространяться на другие области мозга. Часто амплитуда постепенно увеличивается, а затем уменьшается - образуя «веретено» альфа-ритма.

Связан с квантованием внешних стимулов (зрпит. стимулами). Мю-ритм – производное от альфа. Аркообразные вершины. При тактильном раздражении. Выражен у слепых. Каппа-ритм: регистрируется в височной области при подавлении альфа-ритма в других областях в процессе умственной деятельности.

Бетта-ритм: колебания в диапазоне от 14 до 30 Гц с амплитудой 5-30мкВ. Распространен во всех областях мозга во время различных видов инетенсивоной деятельности. Наблюдается во время парадоксальной фазы сна. Бета-ритм (частота 14-30 Гц): сменяет альфа-ритм при сенсорной стимуляции, т.е. в состоянии активного бодрствования (внимание, эмоциональной и интеллектуальное напряжение). Альфа-ритм → бета-ритм – десинхронизация ЭЭГ. В лобной доли.

Гамма-ритм: колебания потенциалов в диапазоне свыше 30 Гц и амплитудой не больше 15 мкВ. Наблюдается при решении задач, требующим максимального соредочения внимания и при обучении.

Тета-ритм: 4-8 Гц и амплитуду 20-100мкВ. Наиболее выражен в гиппокампе. Связан с поисковым поведением, с выбором действий, усиливается при эмоциональном напряжении.

Дельта-ритм: 1-4 Гц и сотни мкВ. Возникает при естественном и наркотическом сне, при мозговой коме, а также наблюдается при регистрации ЭЭГ от участков коры, граничащих с областью, пораженной опухолью.

Сверхмедленные потенциалы коры:секундные, декосекундные, минутные, декаминутные, часовые.

Артефакты:события отражающиеся на ЭЭГ, но не связаннеы с актиновтью мозга: технические и биологические.

ВП: стимулы вызывающие изменения в ЭЭг, которые выглядят ка последовательность из енскольких позитивных и негативынх волн, которая длится в течении 0,5-1с после стимула. Это и есть ВП. Они бывают 3 видов:

*потенциалы ствола мозга (для тестирования слуховой функции)

*среднелатентные

*длиннолатентные

Они (2 и 3) – функционирование кортикального уровня слухового анализатора. Процессы в коре ортражаются в ЭЭГ.

Методы неинвазивного изучения мозга. Метод позитронно-эмиссионой томографии (ПЭТ) и функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ): физическая сущность методов, разрешающая способность, типы получаемых данных.

Томография – получение срезов мозга искусственным путем. Для построения срезов используется просвечивание, например рентгеновскими лучами.

Общий принцип томографии был сформулирован Дж. Родоном. Операции, которые выполняются при томографии называются прямым и обратным преобразованием. Прямое – описание мозга и мозговых процессов в форме срезов. Восстановление модели мозга и его работы по срезам – обратное преобразование.

Томография: структурная (рентгеновская) и функциональная (ПЭТ и фМРТ).

Позитронно-Эмисионная Томография (ПЭТ) основана на выявлении распределения в мозге различных химических веществ, которые участвуют в метаболизме мозга. Для этого используют короткоживущие радиоизотопы C11, O15, N13, F18. замещение соответствующего элемента на такой изотоп не влияет на химические свойства вещества, но позволяет проследить его движение. Меченое вещество вводится в вену или инголяционно.

Перечисленные изотопы – позитронноизлучающие. Явление позитронной эмиссии – исход из ядра позитронов, в которой нарушен баланс между позитроном и электроном. Позитрон при взаимодейсчтвии с электроном – процесс аннигиляции (воссоединенияы). При этом выделяется два гамма-кванта, которые разлетаются в противоположные направления под углом 180 градусов.

ПЭТ –камеры – детекторы гамма-излучения собранные в кольца – 8-16 штук. голова человека внутри колец. Затем – трехмерное изображение плотности аннигиляции.

фМРТ. Это использование пармагнитных совйств тех агентов, которые можно ввести в организм. Они не обладают магнитными свойсвтами, но приобретают их, поппав в магнитное поле. Парамагнитные субстанции гемоглобина. ФМРТ измеряет соотношение дезоксигемоглобина (он парамагнитен) к гемоглобину. При активации организма усиливается мозговой кровоток. Происходит снижение количества дензоксигемоглобина. Получение карт локальной активации (т.к. дезоксигемоглобин неравномерно распредлен по мозгу). ФМРТ вытесняет ПЭТ т.к. для него не нужны изотопы.

7. Психофизиологическая проблема. Концепции «локализации» и «децентрализации» (эквипотенционализма). Дискуссия И.П.Павлова и К.Лешли.

Узкий локализационизмисходит из представлений о психической функции как о неразложимой на компоненты единой психической «способности» (например, говорить, писать и т.п.), которая должна быть целиком соотнесена с определенными структурами мозга. Мозг, с их точки зрения, - совокупность различных «центров», каждый из которых «заведует» определенной функцией. Поражение какого-либо центра приводит необратимое нарушение соответствующей способности. Наиболее яркие представители – П. Брока, К. Вернике, Ф. Галль, К. Кляйст. Изначально придерживался узкого лока-зма Павлов, но потом соглдасился с Лурией.

Эквипотенциализм опирается на понимание психических функций, схожее с локализационистским. Понимание локализации то же. НО мозг трактуется как однородное (эквипотенциальное) целое, равноценное и равнозначное по отношению к психическим функциям во всех своих отделах. Психические функции связаны со всем мозгом равномерно. Любое повреждение мозга приводит нарушение всех функций одновременно, пропорциональное размеру очага повреждения (чем больше повреждение, тем хуже с функциями). Наиболее яркие представители – П. Флуранс, Ф. Гольц, К. Лешли, А. Бергсон и представители Вюрцбургской школы.

У Лешли в экспериментах на крысах (вырабтатывал навык) – варьирование место и объем удаления куска мозга после предварительной выработки навыка. Оказалось, что имеет значение только объем удаленного мозгового вещества. Отсюда вывод – неспецифичность мозговоого представительсвтва, широкая связь мозга с психическими функциями.

Теории Павлова и Лешли не отвечают внешней валидности. Т.к. были получены на животных. необходима более гибкая теория. Вторая попытка – Павлов –концепция динамической локализации функций (существование определенного паттерна возбуждения и торможения). Его продолжил МаунтКасл – теория распределенных систем мозга (функция заключена в системе как таковой, множество входов и выходов).

В отечественной науке пересмотрено понятие «локализация». Локализация – системный процесс: психическая функция соотносится с мозгом как определенная многокомпонентная система, различные звенья которой связаны с работой разных мозговых структур. А.Р. Лурия: психические функции – сложны, поэтому должны опираться на сложные системы совместно работающих зон. Системная локализация ВПФ предполагает их многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию.

8. Современные подходы к решению психофизиологической проблемы: дуалистический интеракционизм, «научный материализм» (физикалистский подход), бихевиоральный подход, «функциональный материализм» (функционалистский подход) и «эмерджентистский материализм».

Делятся на 2:

***философские (полусциентистские)

*****дуалистический интеракционизм: Р. Декарт. Душа и тело – две независимые субстанции. Тело – автомат, действует по законам механики при наличии внешних стимулов. Душа состоит из явлений сознания. Объяснение взаимодейтсвия: шишковидная железа в мозгу – посредник между душой и телом. Сторонники: Шернгтон, Пенфилд, Экклс.

*****физикалисткий: идея тождества ментального и физического. Естествознание рано или поздно даст полное объяснение психике. Пенроуз.

*****бихевиоральный: психика проявляется исключительно в поведении. Описание мозга и сознания в единстве в терминах поведенческих актов. Снятие ПФ проблемы. Впервые сформулирован Павловым. Единица описания - рефлекс. Поведение принадлежит и психологии и физиологии.

*****функционалистский подход: психическое явление – ФС мозга не редуцируется к свойствам самого мозга. ПФ появляется в момент объедин-я отд-ных ф-ций моза и качественно не сводимы к отдельным функциям.

******«эмерджентистский материализм: новые взаимод-вия мозговых ф-ций ---- в следствие новые психологические ф-ции. Теория функц. Ситсем Анохина. Работы Бернштейна, Бехтеревой.

***синтетические (экспериментирование, сциентисткие)

*****коррелятивная ПФ: корреляция чего-то с чем то.

*****человек-нейрон-модель: взаимосвязь психолгич и физиологич и и биологич данных, их объединение. Теория функц. систем Анохина. Противопоставление Павловской концепции, т.к. субъект всегда активен. Рассматривал реальное поведение животных, а не обездвиженых, ФС складываются по поводу решения конкретной задачи. Результаты:

1.ВП никак не связано с параметром стимула.

2. ВП детерминируется конечной задачей, которое решает животное.

3. ВП на воздействие светового раздражителя разное в разных ситуациях.

9. «Психофизиологическая проблема» в свете методологических проблем современного естествознания. Теорема К.Геделя и следствия из нее для теории познания. Макро- и микроуровни описания материи (классическая и квантовая физика), нелинейные (неравновесные) системы в физике (И.Пригожин) и мозг.

Психофизиологическая проблема – чисто методическая. Одним из общепринятых способов познания является естественно-научный метод. Он имеет три признака:

-истинность (обоснованность другими теориями)

-интерсубъективность (разные исследовали – одинаковые результаты = надежность)

-системность научного знания (сторого индуктивно-дедуктивная структура)

Две проблемы: непротиворечивость и полнота теорий.

Положения Геделя:

-существенная неполнота арифметики. не все арифм теоремы могут быть выведены из арифметич аксиом. Если арифметика не противоречива – то она не полна.

-доказал, что логика аристотеля не полна.

-доказал невозможность доказательства доказательства.

-нельзя док-ть противоречивость дедуктивной теории, не воспользовавшись методами другой аксиоматической теории. Но это весьма сосмнительная процедура.

-вывод1:решение задачи – отыскание для каждой дедуктивной системы абсолютного док-ва противоречивости весьма малодоказательно.

-вывод2: сущ-ет бесконечно много истинных предложений, которые нельзя формально вывести из аксиом посредством точного перечня правил логического вывода.

-3:процесс математического док-ва не сводится к использованию аксиоматического метода.

-4:безнадежно рассчитывать на то, что понятиям математического док-ва и логической истины можно придать четко очерченную форму.

-5:можно построить ЭВМ с чел-скими возможностями, но низя чтоб она решала всех задач – идеальным мы не можем ничего создать.

Микро и макро уровни имею свою математический аппарат. На микро уровне – процессы обратимы – вода в лед и обратно. А макро-уровни – необратимы: хаос, неопределенность, интропия (поддержание своего состава). Чтобы связать эти два уровня нужно прибегнуть к теории вероятности и относительности, где нет четкого детерминирования. Молекулярный уровень – микро. Макроуровень – психич. процессы. В ПФ микро и макро применяются: микро – нейроны. Как психика проявляется – когнитивные процессы, проявления психики. Зато самые чудные открытия на стыке уровней. Самые красивые дети – мулати! Смесь -форева!!!

Психофизиологическая характеристика функциональных состояний (ФС): определение, типы и способы оценки (диагностики). Особые типы ФС человека. Связь ФС с работоспособностью (эффективностью деятельности).

Функциональное состояние – интегральный комплекс тех качеств и характеристик, которые определяют интенсивность деятельности. Существует несколько классификаций ФС. Например, ФСможет быть положительное или отрицательное, динамического рассогласования или адекватной мобилизации и др. ФСопределяются на 3-х уровнях:

o физиологическом (к нему относятся частота сердечных сокращений, артериальное давление, биохимия крови, мозговые ритмы, дыхание)

o психологическом (сюда относятся когнитивные процессы и субъективный уровень)

o поведенческом (это ошибки, время выполнения, социальные коммуникации и др.)

Все эти характеристики рассматриваются в целом, как цельная динамическая структура.

ФС – это фоновая активность нервных центров, при которой и реализуется та или иная конкретная деятельность человека. ФС оценивается по совокупности средних значений возбудимости, реактивности и лабильности н/с. ФС зависит от мотивационных характеристик деятельности, времени суток и др. ФС регулируется модулирующей системой мозга (РФ и лимбическая система, симпатической и парасимпатической вегетативной НС). Самые высокие результаты д-ти (эффективность) достигается не при самой высокой активации н/с – оптимальное ФС.

Типы ФС:ЭЭГ:

Активное бодрствование альфа и бета-ритм

Спокойное бодрствование альфа-ритм

Дремота альфа и дельта-колебания

Сон (медленный/быстрый) медленный: дельта-ритм, быстрый: бета и гамма

Кома

Патология сна.

-Инсомнии (диссомнии) – нарушения ночного сна. Пр.: бессонница. Причины: неврозы, психозы, органические поражения мозга (энцефалит, эпилепсия), соматические заболевания.

-Гиперсомнии (непреодолимая патологическая сонливость). Пр.: нарколепсия, летаргический сон.

-Парасомнии. Причина: невроз. Пр.: сомнабулизм (снохождение), скрежетание зубами, ночные кошмары, эпилептические припадки и т.д.

Тип стрессоустойчивости.

1) Симпатикотропный тип активации (адреналин, НА). Активная оборонительная реакция.

-Адреналин: гормон страха. У человека: бледнеет лицо, «активация кролика» - добрососестные и умеют расслабляться... Избегают стрессов..

-Норадреналин. У человека краснеет лицо, «лев». Преодолевают и умело борятся с ним. Мобилизуются в стрессах..

-Смешанный тип: смешанный.)))

2)Пассивная реакция. Замирание. Отказ от решения проблемы.

Лечение и профилактика:

*БОС

*релаксация

Копинг-стратегия: копинг – от англ – «сохранять» . Копинг стратегии бывают проблемно-ориентированные (накопление проблем ---стресс) и эмоциио-центрированные (накопление эмоций -----стресс).

  1. Психофизиология внимания. «Предвнимание». «Верхняя» и «нижняя» системы внимания. «Прожектор внимания».

«Предвнимание» – это бдительность. Мозг отслеживает все на периферии внимания.

В психологии есть теории внимания, связанные с фильтрами, памятью, мотивацией и возбуждением. Активной обработке подлежит ограниченное кол-во материала определенного качества за ограниченное кол-во времени.

По нерабочим каналам хорошо проходит личностная и ассоциируемая с рабочей инфа.

В психофизиологии: таламо-кортикальная система, обеспечивает возбуждение определенных частей коры. Таламус – прожектор внимания. Какая часть возбуждена, на то инаправлено внимание – фокус. Есть еще и темныфй луч – аля слепое пятно в зрении.

Корковый механиз: нейронные основания коры мозга модулируют активность всей коры в зависимости от значимости стимула. Или через таламо-кортикальную систему.

Префронтальная кора – влияние оптыа на внимание в текущем режиме.

Теменная кора правого полушария (система «верхнего» ванимания) – пространтсвенное расположение.

Затылочно-височная кора правого полушария (ситсема «нижнего» внимания) – система внимания к объектам без относительно расположения в пространстве – к объектам – аля понятиям.

Межполушарная ассиметрия есть.

  1. Классификации видов памяти. Мозговые механизмы образной памяти по данным нормы и патологии. Феномен «déjà vu». Межполушарная асимметрия в механизмах обучения. Роль эмоций в формировании «следа памяти».

Два основания: что запоминеам и как запоминаем.

1.Сесорная//логическая(чувственная, зрит, слух//временные ихарактеристики, логические)

2.Долговременная//кратковременная(необходимый этап)

3.Долговременная//рабочая (способ использования)

4.Эпизодическая(эхоическое, иконическое буквальное запоминание)//общая информация

5.Делкаративная(кто что)//процедурная(на действие)

6. Имплицитное(произвольное)//эксплицитная(непроизв)

7.автобиографическая.

Одна инфа может храниться в разных видах памяти. Механизм памяти – сетевая распределенная сиситема, неэкономно распределенная структура, т.к. есть неупорядоченно организованные связи всех со всеми.

Образная память: это реально работающая структура. Разражение периферии ОЧ ведет к появлению образных ощущений –фосфены (кино узников) – могут возникать при раздражении коры г/м. ОЧ – простые ощ-ния. Кора г/м – опредмечены – звон или звездочки, птички, дозор, прогулка, кингконг:))).

Три фазы: запоминание, хранение, воспроизведение.

Феномен дежавю – это узнавание непережитого.Флэш-бэк – другая тема. Фенмен странности: неузнавание пережитой инфы. Это результаты ошибки сопоставления перераб-ки инфы. Сопровожд высокочастотными колебаниями в височной области, часто встречается у больных височной эпилепсии. Вера в Переселение душ. Видел тоо чего не мог видеть – след видел в другой жизни.

На стадии обучения сначала активируется левое полушарие – а када обучился – правое –закон Кена. Формирование в эволюции новой ф-ции сначала в левом потом в правом полушарии.

Один из механизмов формирования следа в памяти – эмоции. есть дофаминергичные м-мы формирования памяти, а дофамин отвечает за эмоции. если паркенсонизм (нехватка дофамина – ухудшение памяти) – то вводят дофамин, а из-за него развивается шгизофрения – эмоциональное заболевание. Следовательно след в памяти лучше если с эмоциями.

  1. Мозговые механизмы кратковременной и долговременной памяти (данные нормы и патологии). Роль префронтальной коры в механизмах «рабочей (оперативной) памяти».

ДП и КП - в пользу существования этапа КП говорят данные о динамике после образов. При антероградной амнезии: мы запоминаем и помним какоето время удерживается, но в ДП не ортправлется – проблема передачи. А в ДП проблема извлечения: ДП не нарушется – при ретроградной амнезии, а мы просто не можем извлечь инфу из ДП. Но может пройти и все восстановиться.

Роль гиппокампа – при поражении его теряется ДП а КП остается. Считеется что люди не помнят детства, т.к. гниппокамп не сформирован полностью.

Связь префронтальной коры лобных отделов с рабочей памятью играет основную роль в реализации оперативной(рабочей) памяти. Обезьяны с отсроченной реакцией – когда им давали чего то и убирали и варьировали промежуток времени. – Гаффан с рассеченным сводом. Смотрели – када реакции не станет. При малом времени сохранялась в рабочей – оттого обезьянки не отличались от тех у кого плацебо. А при более длит отсрочке – они не угадывали где кукуруза, т.к. у них не передавалось в ДП.

  1. Нейронные механизмы пластичности. Пластичные и непластичные синапсы. «Синапс Хебба». Пре- и постсинаптическая пластичность. Участие генома в формировании следа памяти.

Пластичность – способность нервных клеток менять свою активность в ряду сочентания стимула и подкрепления.

Обычно в синапсе передаются сигналы в одну сторону: от пре к пост. Но анализ новых результтатов показал, что существенная ачсть инфы передается и ретроградно – от постсинаптическиого нейрона к пресинаптическим терминалям.

Бидирекциональная передача (передача инфы в обоих направлениях) сигналов в синапсе играет важеную роль в любом из трех основных аспектов работы нервной сети: синаптиченской передачи, пластичности синапсов и созревании синапсов ов время развития. Пластичнсоть синапсов – это основа для формирования связей, которые создаются при развитии мозга и при научении. В обоих случая требуется ретроградная передача сигналов от пост к пре.

(1949) предложил выделить два вида памяти:
- кратковременную, основанную на реверберации электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов,
- долговременную, основанную на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости.
При повторяющимся прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы - из-за консолидации следа памяти - кратковременная форма памяти может перейти в долговременную.

По его представлениям, поведение организма в ответ на внешние раздражители опосредовано внутренними, "идеационными", процессами. В исследованиях процесса восприятия пытался определить роль научения и действия врожденных механизмов.

  1. Психические расстройства и мозг (шизофрения, страхи и фобии, депрессивные и маниакальные состояния).

Шизофрения .Данные о анатомических изменениях мозга. Шизофрения – следствие уменьшения критической массы коры головного мозга. Коррелирует с нарушениями памяти и зрительные галлюцинации. Наблюдаются специфич биохимич изменения, след – повышение дофамина в области виска. и префронтальной коры. Взаимосвязь между паркенсонизмом и шиз-ией свид-ует о важной роли дофаминергичечской системы. Галоперидол используется при лечении (снимает агрессивность, галлюцинации и др). Сератонинэргическая система и глутоматэргическая система ослабленны. Заболевания шизофрении в основном гентические. Неприобретенные а органическое заболевание.

Страхи и фобии: транквилизаторы (бензодиазепины). В настоящее время открыт м-м лечения бензодиазепинами. Рецепторы, кот их захватывают гамкэргические – они увсиливают выделение ГАМКа – след. тормозной системы. В США проводились специальные м-мы изучения: в лабараторных условиях провоцировали страхи и фобии. путем ослабления д-вий ГАМКэргических систем.

Депрессивные и маниакальные состояния –катехолэергичсекая (норадренал и адреналин) и сератонинэргическая системы – их нарушение. Сератонин – успокаивающий эффект. Мозг использует для починки сбившейся системы. Маниакально-депрессивный писхоз – ослабление в одной системе, и усиление в дургой системе – оплучается «балтанка».

Синнергетика: ве ерамках болезни организма рассматриваются как отклонения от хаотического нерегулярного характера, работа систем в сторону периодичности.

  1. Определение «аддиктивного поведения». Химическая и нехимическая формы аддикции. Виды аддикции. Факторы, влияющие на формирование аддикции. Основные стадии и механизм развития аддиктивного поведения. Роль системы положительного подкрепления в формировании аддикции.

Аддиктивное поведение – поведение, основанное на патологической потребности в определенных препаратах или занятиях. Это уход от реальности в определенную сферу деятельности. Аддиктивное поведение формируется по типу оперантного научения с опорой на положительное подкрепление в мозге, которые усиливают активацию на предыдущее действие.

Аддикция – склонность, пагубнаяпривычка, зависимость.

Характерные черты:

*желание уйти от реальности,

*ограничение одним видом д-ти,

*психологичекси такой тип поведения рассматривается как способ защиты: сначал носит адаптивный хар-р. но с течением времени увеличивается повторяемость и формируется зависиимость.

Механизм:

Писхологическая зависимость (способ защиты Я о т проблем травмирующих субъекта носит полезный алдаптивный хар-р, помогает снять остроту проблемы, но со временем формируется зависимость). Проблемы нет, а зав-ть осталсь. Собтсвенно зав-ть: формируется зав-ть для решения всего – т.е. «наркотик» (д-ть, алкоголь, наркотик) решает все проблемы. Обуславливание д-ти с опрой на имеющуюся в мозге ситему + подкрпление = аддикция.

Факторы, влияющие на формир аддикции:

***внутренние(гентеич): дети алкашей в 4 раза больше подвержены стать ими же.

***внешние(соц среда):воспитание.

Виды аддикции:

физическая, психологическая

Выделяют 2 большие группы:

*химическая нароктич зав-ть: нароктич, курение, алкоголь, наркота, травки, гашик, планчик, марихуанночка. В кач-ве активного в-ва используются хим соед-я.

*нехимические: все остально – д-ть, трудоголики, сексоманы,

Три характерных стадии развития аддикции:

1.развитие психологич зав-ти и возрастание толерантности (устойчивости к наркотику). Основная доза не вызвает желаемого эф—та и надо ее повышать.

2.появление физической зав-ти – ломка.

3.осложнение в работе органа из-за включения наркотика в метаболизм. След, перед дозировкой летальный исход.

Толерантность и абсценентный синдром – это следствие компенсаторной р-ции, адаптивынй ответ на длительную интоксикацию. Перестройка метаболических констант. Героин – мощная реакция организма.

  1. Химические формы аддикции. Определение «наркотика». Механизмы воздействия наркотиков на мозг (на примере опиатов, кокаина и амфетамина, марихуаны, никотина и кофеина).

Наркотик – это хим в-во или смесь в-в, отличных от нормальных от жизнед-ти, прием которых влечет влечвет за собой изменении фунционирования организма и возможно его структур.

Наркомания – подмена естественных способов получения удовольствия химическими. Наркотик действует через те же рецепторы, что и «естественные» вещества.

Ощущение от наркотика зависит от следующих факторов:

1). Фармакологические (химический состав, доза)

2). Биологические (пол, возраст, метаболизма)

3). Психологические (в одиночку, компанией)

В купировании аддиктивного повдения главное – психологический фактор.

Наркомания развивается постепенно и выделяют 3 стадии наркомании:

Психологическая зависимость. Возрастание толерантности к наркотику.

Физическая зависимость. Абстинентный синдром.

Затруднение работы органов, связанное со встройкой наркотика в метаболизм.

Когда мы употребляем хлороводород? и сахар то эксплдуатируем системы, на которые возд-вует нароктик. в мозге есть внутренние опиаты (собственно наркотики), которые являются нейрогормонами – их д-вие напоминает д-вие внешних наркотиков (опиума). Морфин и аналоги аналогичны внтуренним внтуренним опиоидам. Садятся на те же рецепторы для образования подкрепления. При употреблении нароктиков человек отказывается от нормального м-ма предусмотренного организмом. Для определения набора внтурених опиоидов используется легкое самораздражение.

Канюля в центр подрепления: – то крыса нажимает на педаль в случае если в канюле в-во возд-щее на систему подрепления (деморфин и эндорфин).

Все внешние наркотики воз-вуют прям на эту систему, подменяя систему естественного подкрепления: биологичексие, психологические, формаклогические.

Наркотики вызвают возбуждающий эффект.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и ее использование в психофизиологии: ритмы ЭЭГ, вызванные потенциалы мозга, дипольное моделирование источников генерации; связь с психическими процессами и состояниями.

Наибольшее распространение среди методов получила ЭЭГ, в ней отражаются только низкочастотные биоэлектрические процессы длительностью от 10 мс до 10 мин. Предполагается, что ЭЭГ в каждый момент времени отражает суммарную электрическую активность клеток мозга.

ЭЭГ регистрируют с помощью наложенных на кожную поверхность головы (скальп) отводящих электродов, скоммутированных в единую сетку Чтобы не происходило контактное сопротивление тщательно раздвигают волосы, кожу обезжиривают раствором спирта и между электродом и кожей кладут специальную электропроводную пасту-гель. Стандартная система наложения электродов: 10-20 и 10-10. Три измерения черепа: продолный (перносица – затылок), поперечный (от уха к уху через темечко), окружность головы (от уха к уху через затылок).

Как любые электрические потенциалы, ЭЭГ всегда измеряется между двумя точками. Существует два способа регистрации ЭЭГ – биполярный и монополярный. При биполярном отведении регистрируется разность потенциалов между двумя активными электродами (не позволяет понять, какие колебания возникают под каждым из двух электродов и каковы их амплитудные характеристики). В психофизиологии общепризнан метод монополярного отведения, где регистрируется разность потенциалов между различными точками на поверхности головы по отношению к какой-то одной индифферентной точке (где электрические процессы минимальны – мочка уха и сосцевидный отросток височной кости черепа).

ЭЭГ – сложный для расшифровки показатель мозга, но при некоторых состояниях субъекта можно визуально выделить ритмические колебания определенной частоты.

Альфа-ритм: наиболее часто встречающийся ритм, который состоит из волн правильной, почти синусоидной формы, с частотой от 8 до 13 Гц с амплитудой 50-100мкВ. Наблюдается в состоянии спокойного бодрствования, медитации и длительной монотонной деятельности. Проявляется в затылочных областях, где он наиболее выражен, и может периодически распространяться на другие области мозга. Часто амплитуда постепенно увеличивается, а затем уменьшается - образуя «веретено» альфа-ритма.

Связан с квантованием внешних стимулов (зрпит. стимулами). Мю-ритм – производное от альфа. Аркообразные вершины. При тактильном раздражении. Выражен у слепых. Каппа-ритм: регистрируется в височной области при подавлении альфа-ритма в других областях в процессе умственной деятельности.

Бетта-ритм: колебания в диапазоне от 14 до 30 Гц с амплитудой 5-30мкВ. Распространен во всех областях мозга во время различных видов инетенсивоной деятельности. Наблюдается во время парадоксальной фазы сна. Бета-ритм (частота 14-30 Гц): сменяет альфа-ритм при сенсорной стимуляции, т.е. в состоянии активного бодрствования (внимание, эмоциональной и интеллектуальное напряжение). Альфа-ритм → бета-ритм – десинхронизация ЭЭГ. В лобной доли.

Гамма-ритм: колебания потенциалов в диапазоне свыше 30 Гц и амплитудой не больше 15 мкВ. Наблюдается при решении задач, требующим максимального соредочения внимания и при обучении.

Тета-ритм: 4-8 Гц и амплитуду 20-100мкВ. Наиболее выражен в гиппокампе. Связан с поисковым поведением, с выбором действий, усиливается при эмоциональном напряжении.

Дельта-ритм: 1-4 Гц и сотни мкВ. Возникает при естественном и наркотическом сне, при мозговой коме, а также наблюдается при регистрации ЭЭГ от участков коры, граничащих с областью, пораженной опухолью.

Сверхмедленные потенциалы коры:секундные, декосекундные, минутные, декаминутные, часовые.

Артефакты:события отражающиеся на ЭЭГ, но не связаннеы с актиновтью мозга: технические и биологические.

ВП: стимулы вызывающие изменения в ЭЭг, которые выглядят ка последовательность из енскольких позитивных и негативынх волн, которая длится в течении 0,5-1с после стимула. Это и есть ВП. Они бывают 3 видов:

*потенциалы ствола мозга (для тестирования слуховой функции)

*среднелатентные

*длиннолатентные

Они (2 и 3) – функционирование кортикального уровня слухового анализатора. Процессы в коре ортражаются в ЭЭГ.

Схема психофизиологического исследования «Человек-Нейрон-Модель»: основная идея, этапы и методы, используемые на каждом этапе исследования.

Психофизиологическое исслед начинается с изучения поведенческих реакций человека. Затем переходит к изучению механизмов поведения с помощью микроэлектродной регистрации нейронной активности в опытах у животных, а у человека с использованием ЭЭГ и ВП. Затем интеграция данных психофизического и психофизиологического исследования осущ-ся путем построения модели из нейроподобных элементов. Модель – должна вопроизводить исследуем уф-цию на уровне макрореакции, а отдельные нейроподобные элементы должны обладать характеристикой рельных нейронов, участвующих в выполнении и изучаемой функции. Модель – это рабочая гипотеза – из нее следует выводы, исследования – и т.д.

Наши рекомендации