Критерии и показатели неблагополучия в семейном воспитании

Критерии Показатели
Дети воспитываются в семье, где родители уклоняются от выполнения своих обязанностей - родители лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе; - ребенок воспитывается в семье, где отсутствую внимание к его потребностям или понимание их; - недостаток заботы со стороны родителей обусловлен их болезнью, низкой материальной обеспеченностью, отсутствием педагогической культуры или неопытностью
Дети воспитываются в семье, где родители злоупотребляют родительскими правами - принуждение к нигилистическому идеалу воспитания; - вовлечение в антиобщественное поведение и деятельность; - незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку; - запрещение посещать общеобразовательное учреждение; - систематическое применение насильственного физического и морального воздействия
Дети воспитываются в семье, где воспитание носит антиобщественный характер - приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других веществ; - аморальный образ жизни родителей
Жестокое обращение с детьми в семье - физическое насилие; - сексуальное насилие; - психическое (эмоциональное) насилие.
Дети находятся в неблагоприятных условиях или экстремальной жизненной ситуации - социальная изоляция детей; - негативное влияние социокультурных или религиозных факторов; - ситуации конфликта в семье с наличием стрессовых факторов: безработица или тунеядство родителей, финансовые проблемы, тяжелая нравственная атмосфера

В Республике Беларусь сформирована современная нормативно-правовая база по решению вопросов брака и семьи.

Согласно статье 32 Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботится об их здоровье, развитии и обучении.

Статья 14 части I Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» определяет основные функции семейного воспитания: родители и лица их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Кодекс Республики Беларусь о браке и семьеопределяет приоритетными задачами законодательства о браке и семье: укрепление семьи как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей; установление прав детей и обеспечение их приоритета; охрану материнства и отцовства, законных прав и интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка. Родители, а также иные лица и учреждения, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей. Они обязаны заботиться о физическом, духовной и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях

1. Понятие социального пространства. Воспитательный потенциал социального пространства.

2. Группа в социальном пространстве. Условия создания благоприятной атмосферы в группе.

3. Семья в социальном пространстве. Роль и функции семьи в развитии личности.

4. Семейное воспитание и его особенности.

Вопросы для обсуждения, задания, тест

1. Почему семья является главным социальным институтом развития, воспитания и социализации человека?

2. В чем общность и чем отличаются функции матери и отца в семье?

3. Что такое культура семейного воспитания?

4. Почему нравственное воспитание детей в семье считается главным направлением содержания семейного воспитания?

5. Как вы понимаете главное правило семейного воспитания: детям рады в семье, потому что дети хорошие, и с ними легко, потому что им рады?

6. Представьте, что Вам необходимо внести предложения в главу брачного договора «Воспитание детей в семье». Какие бы пункты Вы бы предложили и почему?

7. Проанализируйте критерии и показатели семейного неблагополучия. Обоснуйте причины данного неблагополучия.

Тест

Укажите, какие факторы семейного воспитания можно отнести к объективным (1), а какие к субъективным (2):.

Объективные и субъективные факторы семейного воспитания
1. воспитательная активность родителей и других членов семьи;    
2. поступки и поведение родителей, их отношение к семейной жизни, любви, трудовой и общественной деятельности;    
3. направленность семейного воспитания на самовоспитание детей    
4. нравственно-психологическая атмосфера;    
5. семейные традиции;    
6. педагогическая культура взрослых членов семьи    
7. стиль взаимоотношения родителей и детей;    
8. здоровый образ жизни родителей и других членов семьи;    
9. последовательность и согласованность требований к детям, умение родителей соединять любовь к ребенку с разумной требовательностью (педагогический такт);    
10.бытовые условия: жилищные, материальные, гигиенические    

Темы докладов и рефератов

1. Виды и типы семей, их влияние на воспитание детей.

2. Педагогическая культура родителей.

3. Модели семейных взаимоотношений.

Литература: 14, 77, 50, 52, 70

Наши рекомендации