Учимся управлять эмоциями

В последние десятилетия гуманистические принципы обучения и воспитания активно пропагандируются и внедряются в школьную практику. Однако при этом сама идея гyманизации образования несколько искажается, становится неполной и однобокой, поскольку трактуется применительно только к личности ученика. В ре­зультате провозглашённый гyманистический подход к ученику подчас трансформируется в негуманнoe отно­шение к учителю, в подмену свободы самовыражения ребенка самым обычным eгo хамством, в попуститель­ство и потакание всем прихотям школьника, порой даже в превращение пeдaгoгa в некое подобие «обслуги».

Сущность личностно-ориентированной моде­ли образования действительно означает поста­новку в центр внимания личности и перспектив ее развития. Но не только личности ученика (как это предлагается во многих методических разработ­ках), но обязательно и личности самого педагога. Утверждая это, руководствуюсь двумя мно­гократно подтвержденными в психологических экспериментах положениями.

1. Личностью можно стать только через вза­имодействие с другой личностью.

Каждый из нас не раз замечал, что люди, кото­рые долго и близко общаются, со временем стано­вятся во многом похожими друг на друга: ученики на учителя, спортсмены на тренера. Почему? По­тому что наличие у человека ярких личностных ка­честв стимулирует, пробуждает развитие этих же качеств у окружающих. Это механизм действия собственного примера.

2. Чем лучше человек знает самого себя, тем точнее он понимает и других людей.

Не познавший самого себя начинает видеть в других негативные качества, которых не замечает в себе, уподобляясь герою притчи:

"Один голубь постоянно менял гнезда. Непри­ятный, острый запах, исходивший от этих гнезд, был невыносим для него. Он горько жаловался на это мудрому, опытному голубю. А тот все кивал головой и, наконец сказал: «От того, что ты постоянно меня­ешь гнезда, ничего не изменится. Запах, который тебе мешает, идет не от гнезд, а от тебя самого».

Иносказательно здесь утверждается, что по­нимание другого является показателем собствен­ного уровня личностного развития, собственной зрелости и состоятельности как человека. Из двух приведенных аксиом современной психологии следует, что личность учителя имеет решающее значение в развитии ученика, а значит, внимание к самому себе и забота о собственных интересах (или, говоря иначе, профессионально­ - личностный рост) являются такой же важной зада­чей учителя, как и забота об интересах ученика.

Выявить некоторые конкретные механизмы влияния индивидуальных особенностей педагога на развитие учеников, с которыми он работает, поможет обсуждение результатов двух психо­логических экспериментов.

Наши рекомендации