Учимся управлять эмоциями
В последние десятилетия гуманистические принципы обучения и воспитания активно пропагандируются и внедряются в школьную практику. Однако при этом сама идея гyманизации образования несколько искажается, становится неполной и однобокой, поскольку трактуется применительно только к личности ученика. В результате провозглашённый гyманистический подход к ученику подчас трансформируется в негуманнoe отношение к учителю, в подмену свободы самовыражения ребенка самым обычным eгo хамством, в попустительство и потакание всем прихотям школьника, порой даже в превращение пeдaгoгa в некое подобие «обслуги».
Сущность личностно-ориентированной модели образования действительно означает постановку в центр внимания личности и перспектив ее развития. Но не только личности ученика (как это предлагается во многих методических разработках), но обязательно и личности самого педагога. Утверждая это, руководствуюсь двумя многократно подтвержденными в психологических экспериментах положениями.
1. Личностью можно стать только через взаимодействие с другой личностью.
Каждый из нас не раз замечал, что люди, которые долго и близко общаются, со временем становятся во многом похожими друг на друга: ученики на учителя, спортсмены на тренера. Почему? Потому что наличие у человека ярких личностных качеств стимулирует, пробуждает развитие этих же качеств у окружающих. Это механизм действия собственного примера.
2. Чем лучше человек знает самого себя, тем точнее он понимает и других людей.
Не познавший самого себя начинает видеть в других негативные качества, которых не замечает в себе, уподобляясь герою притчи:
"Один голубь постоянно менял гнезда. Неприятный, острый запах, исходивший от этих гнезд, был невыносим для него. Он горько жаловался на это мудрому, опытному голубю. А тот все кивал головой и, наконец сказал: «От того, что ты постоянно меняешь гнезда, ничего не изменится. Запах, который тебе мешает, идет не от гнезд, а от тебя самого».
Иносказательно здесь утверждается, что понимание другого является показателем собственного уровня личностного развития, собственной зрелости и состоятельности как человека. Из двух приведенных аксиом современной психологии следует, что личность учителя имеет решающее значение в развитии ученика, а значит, внимание к самому себе и забота о собственных интересах (или, говоря иначе, профессионально - личностный рост) являются такой же важной задачей учителя, как и забота об интересах ученика.
Выявить некоторые конкретные механизмы влияния индивидуальных особенностей педагога на развитие учеников, с которыми он работает, поможет обсуждение результатов двух психологических экспериментов.