Организационная подготовка
Организации деятельности правоохранительного органа, службы, подразделения — основа, механизм четкого функционирования их как в ходе повседневной оперативно-служебной деятельности, так и при возникновении каких-то нестандартных событий на территории оперативного обслуживания. Опыт показывает, что только изучение личным составом уставных, инструктивных и организующих документов, а также призывы к соблюдению их требований должного эффекта не дают. Необходимо обучение и приучение персонала к организационному порядку. Этим целям и служит особый вид профессиональной подготовки — организационная подготовка.
Организационная подготовка осуществляется для того, чтобы персонал точно, детально, прочно, если надо — дословно, знал и хорошо понимал положения соответствующих законов, кодексов, уставов, наставлений, инструкций, своих должностных обязанностей, расписаний и других документов, регламентирующих организацию деятельности правоохранительного органа или службы. Частота их проведения зависит от реального состояния организованности, но желательно не реже одного раза в месяц в масштабе правоохранительного органа и одного раза в 15 дней в каждой службе, подразделении. Занятия поводятся лично начальниками (командирами).
Занятия по изучению и практической организации служебной деятельности должны проводиться безукоризненно организованно, с точнейшим соблюдением всех нормативных требований и предписаний, служить образцом для занятий по другим видам подготовки. Организованность и порядок на таких занятиях обеспечиваются:
• четким планированием, инструктированием руководителей подразделений, подготовкой места проведения занятия;
• полным и своевременным прибытием всех участников и началом занятия точно в назначенное время;
• требованием к строгому соблюдению всеми формы одежды и опрятного внешнего вида;
• пунктуальным соблюдением всех требований дисциплины и порядка действий;
• выполнением уставного порядка при представлениях, обращениях, докладах, ответах;
• требованием педантично выполнять все предусмотренные замыслом занятия действия.
Положительные и отрицательные моменты в знаниях и действиях обучающихся, даже мельчайшие, должны фиксироваться руководителями для последующего разбора. По возможности следует требовать немедленного повторения неточно выполненного действия. Если недостатки выявляются часто в каком-либо подразделении, то следует дать задание его руководителю провести повторное аналогичное занятие с подчиненным личным составом, повторив его столько раз, сколько необходимо для устранения недостатков. Занятия могут быть теоретическими и практическими (основной вид). На теоретических занятиях руководитель зачитывает и разъясняет положения изучаемых документов, добиваясь понимания их обязательности и целесообразности. Теоретические занятия обеспечивают формирование и совершенствование навыков, умений и привычек организационного поведения.
Занятия могут проходить в залах для совещаний, учебных классах. В тех случаях, когда требуются показ действий и их выполнение некоторыми из обучающихся, то занятия следует проводить там, где эти действия можно выполнить. Обычная их продолжительность 15—60 минут. Если теоретические занятия всегда проводятся с отрывом их участников от выполнения прямых служебных обязанностей, то практические (особенно повторные, тренировочные) могут проводиться, когда персонал находится на служебных местах и действует как обычно. Поэтому первые проводятся в дни, отведенные для СБП, или в любой день и час по распоряжению начальника (командира), например в начале или в конце дня, а практические — в любое время.
Конструктивную роль в формировании уставных навыков и привычек играют строевые занятия. Обучающее и воспитательное влияние на сотрудников оказывает точная выверка каждого движения, позы в соответствии с требованиями устава. Обучающий и обучаемые вчитываются в каждую строку, слово устава и сразу в точности исполняют их практически. Положение головы, подбородка, ушей, груди, ног, ступней, рук, кистей, каждой пуговицы, ремня и т.п. — все контролируется, все выверяется, все приводится в соответствие с нормативными предписаниями. В результате систематического проведения занятий и разъяснительной работы, личной примерности руководителей пунктуальное выполнение требований уставов для личного состава становится привычкой.
Учения по организации службы — основная форма отработки организации службы. Подавляющее большинство таких учений совмещается по времени с фактическим выполнением его участниками повседневных профессиональных обязанностей. Так отрабатываются, например, развод наряда и караула, порядок выдачи и приема оружия, выезд на место происшествия и др. Учебный эффект таких совмещенных с повседневной деятельностью учений достигается:
• предварительным проведением занятий или инструктажей, на которых напоминается организационный порядок выполнения действий и отрабатываются их элементы, последовательность, которые потом будут воспроизводиться и на учениях;
• предварительной контрольной проверкой (выборочной или сплошной) знаний сотрудниками нормативных положений по отрабатываемым вопросам;
• проведением предварительного сбора руководителей с разъяснением их задач на учении;
• повышенными по сравнению с обычной служебной деятельностью требованиями и контролем правильности действий всех сотрудников;
• реагированием руководителя и его помощников на обнаруженные организационные ошибки, упрощенчество, неточности и небрежности в действиях участников учения и предложением повторить правильно;
• проведением тщательного анализа действий после учения;
• принятием решений по итогам разбора: при положительных итогах намечается учение на новую тему, при небольших недостатках — решение повторить его, при недостатках в каком-то подразделении — требование повторить учение в этом подразделении, принять зачет по знанию нормативных или организующих документов.
При завершении всех занятий и учений всему личному составу напоминается, что соблюдение уставного порядка и четкой организации действий требуется не только во время обучения, но и в повседневной служебной деятельности. Если вскоре будет обнаружено, что персоналом это не усвоено, проводится внеочередное учение в полном объеме и т.д.
Главная особенность и достоинство организационной подготовки в том, что она почти не требует дополнительных затрат времени, совмещаясь часто по времени с текущей служебной деятельностью. И тем не менее она имеет отчетливо выраженный служебный и правовоспитательный эффект.