Дневник прохождения научно педагогической практики
Научно-педагогическая практика магистров является важнейшим звеном. Она вводит магистра в круг обязанностей педагога преподавателя, дает возможность применить полученные знания по специальным дисциплинам, прививает первые навыки планирования и проведения занятий. Практика включает организацию и осуществление воспитательной работы со студентами. Педагогическая практика способствует выработке необходимых навыков педагогического труда, умению владеть собой, своим голосом, жестом, устанавливать правильно взаимоотношения со студентами. Магистры развивают профессиональные умения и навыки в области преподавания. Развивают проектировочные умения, позволяющие формулировать обучающие и развивающие цели занятия, соотносить изучаемый материал с требованием современной жизни, предвидеть возможные затруднения для себя и для студентов (учащихся). Конструктивные умения: рационально структурировать занятие, планировать работу студентов, свою собственную на занятии.
Таблица 1. Содержание и виды отчётности деятельности магистранта
Сроки прохождения практики | Тема, виды и содержание работ | Отчётная документация |
1 этап (1) неделя | Установочное собрание по вопросам организации и проведения НПП. | Записи в индивидуальном плане магистранта и дневнике НПП |
Тема 1. Нормативно-правовые основы высшего профессионального образования. | ||
Ознакомление с нормативно-правовой базой университета. Посещение и ознакомление с деятельностью. | Записи в индивидуальном плане магистранта и дневнике НПП | |
Тема 2. Системные характеристики высшей школы в России. | ||
Ознакомление с системой управления высшим образовательным учреждением, структурой и функциями основных служб и кафедр университета. Посещение анализ лекционных, семинарских и практических занятий ведущих преподавателей кафедры по кафедре. | Записи в индивидуальном плане магистранта и дневнике НПП | |
Тема 3. Двухступенчатая система подготовки специалистов в системе российской высшей школы | ||
Ознакомление с системой качества образования ГУЗ. Посещение отдела качества университета. | Записи в индивидуальном плане магистранта и дневнике НПП | |
2 этап (2-7) неделя | Тема 4. Педагогический процесс в высшей школе: сущность, структура | |
Ознакомление с организацией учебного процесса, формами планирования и учёта учебной, учебно-методической и учебно-воспитательной работы на кафедре. Посещение и анализ 12 лекционных, семинарских и практических занятий преподавателей | Записи в индивидуальном плане магистранта и дневнике НПП Составление индивидуального рабочего плана преподавателя кафедры | |
Тема 5. Личность преподавателя и его профессиональная деятельность | ||
Посещение и анализ лекционных, семинарских и практических занятий преподавателей. Наблюдение за деятельностью педагога высшей школы. Подготовка и проведение пробного семинарского и практического занятий по учебной теме | Анализ 2-х занятий преподавателей | |
Тема 6. Воспитание в целостном педагогическом процессе вуза | ||
Ознакомление с организацией воспитательной работы на кафедре, факультете, в вузе. Наблюдение за студентами. Научно-педагогическое исследование в студенческих группах. | Записи в индивидуальном плане магистранта и дневнике НПП Протокол и анализ исследования. | |
3 этап (8-10) неделя | Тема 7. Методы и методические системы обучения в вузе | |
Посещение и анализ лекционных, семинарских и практических занятий преподавателей. Подготовка и проведение семинарского и практического занятий по учебной теме (по выбору) Взаимопосещения учебных занятий | Записи в индивидуальном плане магистранта и дневнике НПП План и текст конкретного занятия по учебной теме, отзыв научного руководителя или ведущего преподавателя кафедры, запись в индивидуальном плане магистранта. | |
Тема 8. Формы организации учебного процесса в вузе | ||
Взаимопосещения учебных занятий Работа со специальной научно-методической литературой. Групповые и индивидуальные консультации. Подготовка научной статьи по научно-педагогической деятельности. | Протоколы и анализ эффективности просмотренных занятий | |
4 этап (11) неделя | Тема 9. Оценка и учет результатов учебной деятельности | |
Разработка тестовых заданий по учебной теме для оценивания процесса обучения Подготовка и проведение семинарского и практического занятий по учебной теме Работа со специальной научно-методической литературой. Разработка методического обеспечения по учебной теме Групповые и индивидуальные консультации | Формирования тестов для контроля знаний обучающихся Учебно-демонстративный материал, аналитические таблицы, задачи, задания, тексты и т.д. | |
Тема 10. Формирование итоговых результатов по НПП | ||
5 этап (12) неделя | В ходе подготовки к проведению самостоятельного занятия, магистрантом был выполнен ряд поставленных задач, сформирован и зачитан лекционный материал. Занятие было проведено в соответствии с временными ограничениями, в рамках рационального распределения времени. Была продемонстрирована презентация по пройденному материалу. Студентам был предоставлены тест для освоения знаний по пройденному материалу. Семинарское занятие проходило на основе дидактической формы, при которой были использованы деловые игры. Восприятие материала данным способом отразило динамику повышения посещаемости занятий. | Составление отчета о прохождение НПП, итоговое оформление дневника практиканта. |
Календарный план работы и посещения занятий преподавателя
Программа и график работы составлен совместно с научным руководителем и согласован с руководителем практики. Дневник прохождения педагогической практики представляет собой ежедневные записи.
Календарный план работы и посещения магистранта восьми занятий преподавателя Рассказовой А.А. по дисциплине «Использование результатов кадастровой оценки при управлении недвижимостью».
Таблица 2. Календарный план
Дата | Краткое описание работы (пример) |
09.2016-12.2016 | Ознакомление с основами организации и проведение НПП. Изучение построения системы подготовки специалистов в высшем образовательном учреждении. |
09.2016-10.2016 | Анализ построения учебного процесса, включая учебно-воспитательную работу на кафедре. Ознакомление с системой качества образования ГУЗа. |
10.2016-12.2016 | Взаимопосещение лекций и семинарских занятий научного руководителя. Сбор материала и составление плана для проведения пробных занятий. Изучение системы стандарта оценки студентов в высшем учебном заведении. |
10.2016-12.2016 | Разработка тестовых заданий по учебной теме для оценивания процесса обучения. Составление и демонстрации презентации по учебной теме. Самостоятельное проведение лекции и семинарского занятия при помощи деловых игр. Работа со специальной научно-методической литературой. |
11.2016-12.2016 | Итоговый сбор результатов. Составление отчета о прохождении НПП. Получение оценочной характеристики о прохождении магистрантом-практикантом НПП от научного руководителя. |
При прохождении НПП магистранта является усиление самостоятельности в совершенствовании педагогических умений, в становлении педагогического мастерства: самоконтроль и самооценка при организации познавательной деятельности студента, самодиагностика и самоанализ при оценивании результатов собственной деятельности преподавания. Оценка проведения самостоятельной работы отражается в протоколе взаимопосещений.