Тема 4. Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
План:
1. Самоменеджмент социального педагога.
2. Содержание и алгоритм профессионального самовоспитания социального педагога
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Как вы понимаете самоменеджмент?
2. Чем отличаются важные дела от весьма важных и менее важных?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
План:
1. Медицинская диагностика
2. Психологическая диагностика.
3. Социальная диагностика.
4. Педагогическая и социально-педагогическая диагностика.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Основная задача диагностики?
2. Что такое социальный диагноз?
3. Чем отличается социальная диагностика от социально-педагогической диагностики?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения
3. Составьте таблицу, в которой проведите сравнительный анализ медицинской, социальной и социально-педагогической диагностики.
Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
План:
1. Социальная ситуация развития детей и подростков.
2. Диагностика социально-педагогической запущенности детей.
3. Исследование межличностных отношений детей и подростков.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Что вы понимаете под индивидуальной социальной ситуацией развития?
2. Кто ввел понятие индивидуальная социальная ситуация развития?
3. Для чего нужна ранняя диагностика социально-педагогической запущенности?
4. Сформулируйте сущность комплексной психолого-педагогической диагностики.
5. Что должно стать итогом комплексной психолого-педагогической диагностики.
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Познакомиться с методикой «Индивидуальная социальная ситуация» И.А. Николаевой.
3. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
Тематика семинарских занятий (30 часов)
1. Социальное воспитание в контексте социализации (2 часа)
2. Социальное воспитания в странах Европы и США (2 часа)
3. Опыт социального воспитания личности в коллективе (2 часа)
4. Человек в процессе социализации. Личность ребенка, его развитие, зависимость от среды (2 часа)
5. Работа социального педагога с семьей (2 часа)
6. Семейное воспитание и домашнее образование в 19-начале 20 вв. (2 часа)
7. Православие и социальное воспитание в истории России (2 часа)
8. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания (2 часа)
9. Современная система образования, ее социальные функции. Планирование работы социального педагога (4 часа)
10. Направления работы и практическая деятельность социального педагога в школе и микрорайоне (4 часа);
11. Направления работы и практическая деятельность социального педагога с трудными детьми (4 часа)
12. Работа социального педагога с одаренными детьми (2 часа)
Теоретические вопросы и практические задания к семинарам
1. Социальное воспитание в контексте социализации (2 часа)
План:
1. Сущность, социального воспитания.
2. Принципы социального воспитания:
3. Взаимодействие в социальном воспитании.
4. Институты социального воспитания.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Какому принципу социального воспитания соответствует создание многообразных видов и типов воспитательных организаций?
2. Как сказываются глобальные процессы и проблемы на социализации подрастающих поколений?
3. Какова современная трактовка принципа природосообразности?
Задания:
1. Напишите педагогическое эссе на тему: «В чем, на ваш взгляд, гуманизм социального воспитания?»
2. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.
Литература:
1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений И.Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
2. Бочарова, В.Г.Социальная педагогика [Текст] / В.Г. Бочарова. - М., 1994.
3. Василькова, Ю.В.Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.
4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2005.
5. Никитина, Л.Е. Социальная педагогика [Текст] / Л.Е. Никитина. – М.: Академический проект, 2003..
6. Социальная педагогика[Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
2. Социальное воспитание в странах Европы и США (2 часа)
План:
1. Организация социального воспитания в Германии, Великобритании и США.
2. Взрослые в воспитательном процессе.
3. Особенности работы со взрослыми.
4. Работа социального педагога с родителями.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Сформулируйте особенности работы со взрослыми в европейских странах.
2. Каковы принципы обучения взрослых?
3. Какие типы программ включала подготовка к семейной жизни в США в 40-70-е годы ХХ века?
Задания:
1. Напишите эссе на тему: «Применение какого из принципов обучения взрослых приемлемо для применения ко мне и почему?»
2. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.
3. Опыт социального воспитания личности в коллективе (2 часа)
План:
1. Принцип коллективности социального воспитания.
2. Опытные станции Наркомпроса.
3. Социально-педагогическая деятельность В.Н. Сорока-Росинского.
4. А.С. Макаренко о воспитании личности в коллективе.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Почему постоянное пребывание в коллективе отрицательно влияет на ребенка?
2. Каким образом группа сверстников влияет на каждого своего члена?
Задания:
1. Изучение фрагментов статей «Детский дом» В.Н. Сорока-Росинского; «О моем опыте» А.С. Макаренко.
2. Объясните смысл слов Е.А, Аркина «В коллективе, достойном своего имени, ребенок не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон».
4. Человек в процессе социализации.
Личность ребенка, его развитие, зависимость от среды (2 часа)
План:
1. Человек как объект и субъект социализации.
2. Человек как жертва процесса социализации.
3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование.
4. Социально-педагогическая виктимология.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Покажите, какие возрастные задачи стоят перед человеком в детстве, отрочестве, юности.
2. Что значит быть личностью?
3. В чем различия между жертвой социализации и жертвой неблагоприятных условий социализации?
Задания:
1. Подготовьте эссе на темы «Как человек может стать жертвой неблагоприятных условий социализации»; «Человек – творец своей жизни: возможности и границы.
2. Составить сравнительную таблицу: подходы к исследованию социализации (субъект-объектный и субъект-субъектный).
5. Работа социального педагога с семьей (2 часа)
План:
1. Специфика работы социального педагога с семьей, детьми, взрослыми.
2. Методы и формы работы социального педагога с семьей.
3. Организация работы с семьями с больными детьми.
4. Организация семейного досуга.
5. Модели помощи современной семье
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Что может взять социальный педагог из опыта работы центров «Доверие», «Радуга»?
2. В чем, на ваш взгляд, заключается педагогика семейных отношений»?
3. От чего в большей степени зависят результаты семейного воспитания?
4. Какие традиции, особенности взаимоотношений семьи, из которой вы вышли, вы хотели бы перенести в семью, которую создали или хотите создать?
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Изучение статей Л.Н. Кривцовой «Центр социально-психологической помощи «Доверие» и «Реабилитационный центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями.
3. Написать эссе на темы: «Моя будущая семья: какой я ее вижу и почему» или «Какие моменты из детства вспоминаются как несправедливые, обидные и как бы вы сегодня поступили на месте родителей»?
4. Составление примерной программы занятий с родителями.
6. Семейное воспитание и домашнее образование в 19-начале 20 вв. (2 часа)
План:
1. Развитие ребенка от рождения до университетского возраста по М.М. Манасеиной.
2. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье.
3. «Школьные типы» Лесгафта.
4. Особенности обучения и воспитания в дворянской семье (по М.С. Лунину).
5. Воспитание крестьянских детей.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Что представляло собой домашнее образование в дворянской семье по программе, составленной С.С. Луниным?
2. Каким было воспитание в крестьянской семье.
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Изучение фрагментов статей М.М. Монасеиной «О воспитании ума»; П.Ф. Лесгафта «Школьные типы» (антропологический этюд).
7. Православие и социальное воспитание в истории России (2 часа)
План:
1 .Православие и образование в России.
2. Религиозное образование.
3. Христианское воспитание.
4. К.Д. Ушинский о религиозном воспитании.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Какова роль православия в образовании и воспитании человека в России?
2. Какова ваша оценка роли исповеди и проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Изучение фрагментов проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.
8. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания (2 часа)
План:
Занятие № 3
1. Н.К. Рерих о ненасилии.
2. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о свободном воспитании.
3. Эксперимент К.Н. Вентцеля.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. В чем успех и в чем неудача эксперимента свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
9. Современная система образования, ее социальные функции.
Планирование работы социального педагога (4 часа)
План:
1. Социальные функции современной системы образования.
2. Планирование работы социального педагога.
3. Документация в деятельности социального педагога.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Какие вы знаете виды планирования?
2. Перечислите основные документы, которые должен вести социальный педагог.
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
10. Направления работы и практическая деятельность социального педагога в школе и микрорайоне (4 часа)
План:
1. Сотрудничество со школой. Социальные задачи школы.
2. Работа социального педагога в микрорайоне.
3.Структура социально-педагогического комплекса (СПК).
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Сформулировать социальные задачи школы в современных условиях.
2. Какие вы знаете виды планирования?
3. Считаете ли вы, что школа должна стать центром воспитательной работы в микрорайоне и почему?
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Построить модель СПК, оптимальную для вашего микрорайона.
3. Составить план работы социального педагога в микрорайоне на один день, неделю.
11. Направления работы и практическая деятельность социального педагога с трудными детьми (4 часа)
План:
1. Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.
2. Методы перевоспитания (в учебное и во внеурочное время)
3. Молодежные субкультуры
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Сформулируйте суть принципа «взрыва» А.С. Макаренко. В чем сложность его применения?
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Конспектирование статей А.С. Макаренко «О взрыве», В.Н. Сорока-Росинского «Трудновоспитуемые».
3. Подготовить доклады-презентации по одному из направлений современной молодежной субкультуры.
4. Составить план работы социального педагога с трудными детьми на неделю.
12. Работа социального педагога с одаренными детьми (2 часа)
План:
1. Детская одаренность: сущность, виды, особенности.
2. В.П. Кащенко об одаренных детях.
3. Методы работы с одаренными детьми.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Как отличить одаренного ребенка от обычного школьника?
2. Одаренный ребенок: награда или наказание?
Задания
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Изучение и конспектирование статьи В.П. Кащенко «Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников?
3. Составить план работы социального педагога на неделю с одаренным ребенком.
Внеаудиторная работа (30 часов)
Подготовка рефератов по тематике курса
1. Забота о детях-сиротах у древних славян.
2. О социальном воспитании в памятниках Киевской Руси «Русская правда», «Поучение Владимира Мономаха» и др.
3. Реформы Петра I и «Пропозиции» Ф.Салтыкова о воспитании и обучении детей-сирот.
4. «Ведомство императрицы Марии», его деятельность в XIX в.
5. Приюты в России XIX в В.Ф.Одоевский о воспитании детей в приютах.
6. Личность ребенка. М.М. Монасеина о развитии ребенка от рождения до университетского возраста.
7. Воспитание ребенка в дворянской и крестьянской семьях по литературным и историческим памятникам.
8. Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
9. Практика социального воспитания в начале ХХ в. С.Т. Шацкого.
10. Детские летние колонии, детские объединения в начале ХХ в. Скауты.
11. Государственная политика защиты детей в первые годы советской власти (детские дома, коммуны, колонии и т.д.).
12. Забота о детях в годы Отечественной войны.
13. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Опыт А.С. Макаренко. В.И. Сорока-Росинский, его «Республика ШКИД».
14. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов.
15. Современная государственная социальная политика защиты семьи и детства.
16. Работа социального педагога в школе, микрорайоне, современный опыт.
17. Работа социального педагога в летний период.
18. Кризис современной системы образования.
19. Детство как социальная проблема.
20. Неформальные объединения подростков.
21. Работа с талантливыми детьми.
22. Работа социального педагога с «семьей риска».
23. Воспитание в семье верующих (воспитание христианина).
24. Кризис современной семьи.
25. Работа социального педагога с детьми-олигофренами.